О развитии, экспорте продукции и проблемах оборонной и аэрокосмической промышленности Турции

Продажи продукции оборонной и аэрокосмической промышленности Турции выросли в десять раз за последние два десятилетия, при этом экспортный бизнес сектора вырос почти на 1200%, согласно данным, опубликованным 3 мая одной из отраслевых зонтичных организаций страны. Объем продаж в 2002 году составил около 1 млрд долларов, а годовой экспорт составил около 248 млн долларов. В 2021 году продажи продукции оборонной и аэрокосмической промышленности Турции достигли 10,1 млрд долларов, а экспорт составил 3,2 млрд долларов, превысив импорт на 2,6 млрд долларов, сообщила Ассоциация производителей оборонной промышленности. По данным ассоциации, в том же году турецкие компании получили новые заказы на сумму 8,5 млрд долларов, в отрасли было занято 75 000 человек и было потрачено 1,6 млрд долларов на исследования и разработки. «Эти цифры говорят сами за себя. Это впечатляющая история роста. За последние два десятилетия турецкое машиностроение предприняло несколько крупных шагов с использованием собственных решений, которые впоследствии проложили путь к прибыльным экспортным контрактам», — указал Озгур Экси, военный аналитик из Анкары. Кроме того, оборонный и аэрокосмический экспорт Турции в первой половине 2022 года достиг рекордного уровня почти в 2 млрд долларов, что на 48% больше, чем за аналогичный период 2021 года, согласно официальной статистике, опубликованной 19 июля. По данным Ассамблеи турецких экспортеров, экспорт может приблизиться или превысить отметку в 4 млрд долларов к концу 2022 года, что является рекордным показателем за все время. «Рост экспорта, который произошел после двух лет спада во время пандемии в 2020 и 2021 годах, следует отнести в первую очередь к аэрокосмической отрасли и, в частности, к отечественным беспилотникам. Эти цифры говорят нам о том, что зависимость турецкой промышленности от местных продаж уменьшается, а экспорт помогает турецким компаниям стать самодостаточными», — полагает эксперт Экси из  Defense News.  Украина, например, стала постоянным покупателем БПЛА Bayraktar TB2, производимых турецкой фирмой Baykar Makina. Поставки беспилотников начались до того, как Россия начала военную операцию на Украине 24 февраля, но с тех пор продолжаются. В мае Киев получил 12 Bayraktar  TB2 и связанные с ними операционные системы, а затем заказал еще 24.

В целом, Турция поставила 96 БПЛА Bayraktar TB2 по всему миру, в том числе в Польшу, первого европейского заказчика. Два правительственных чиновника, занимающихся экспортом оборонной промышленности, сообщили Defense News, что среди потенциальных покупателей — Великобритания, Венгрия, Латвия, Литва, Саудовская Аравия, Босния и Герцеговина, Сербия, Словакия, Уругвай и Албания. В 2019 году производитель дронов объединился с украинской государственной организацией по экспорту вооружений Ukrspecexport для работы над технологией беспилотных летательных аппаратов в стране. Благодаря этим отношениям Baykar Makina надеялся закупить у Украины турбовинтовые двигатели семейства MS-500V-S мощностью 950-1050  лошадиных сил, а также турбовинтовые двигатели серии AI-450C мощностью 450-630 лошадиных сил для беспилотника Akinci. В 2021 году Baykar Makina получила участок земли в Украине для строительства центра тестирования, обучения и технического обслуживания, а также завода по производству БПЛА  Bayraktar ТB2. Но вторжение России в Украину 24 февраля поставило эти планы в тупик. Хотя компания не раскрывает точное местоположение своего запланированного проекта, ссылаясь на соображения безопасности, источники в отрасли сообщили Defense News, что земля находится вокруг Харькова и Донецка, которые были объектами российских атак. «Такие планы совместного производства между Турцией и Украиной были отложены на неопределенный срок. Следует ожидать серьезных задержек, и в некоторых случаях это может занять годы», в зависимости от того, как закончится российское вторжение», — полагает Экси. В этой связи отметим, что 8 августа посол Украины в Турции сообщил, что турецкая компания Baykar Makina построит на Украине завод по производству беспилотников, компания уже зарегистрировалась и купила земельный участок, сообщил посол Украины в Турции Василий Боднар. «Завод будет строиться. Буквально неделю назад правительство утвердило двустороннее соглашение и направило его в парламент на ратификацию, соглашение о строительстве самого завода. Владелец компании Baykar Makina создал свою украинскую компанию в Украине, эта компания уже приобрела земельный участок, они разработали проект самого завода и намерены реализовать его до конца», — сказал посол Боднар в интервью «РБК Украина». Он отметил, что на значительной части моделей беспилотников, которые будут производиться на этом заводе, будут стоять комплектующие украинского производства. Сразу отметим, что это заявление необходимо в большей части полагать блефом по ряду причин.

  1. Это стремление Киева нивелировать информацию в прессе после последней по времени встречи российского и турецкого президентов в Сочи, на которых якобы обсуждалась вероятность строительства турецкого завода по производству БПЛА в России. Хотя затем последовали опровержения от владельца компании Baykar Makina Сельчука Байрактара, но не будем забывать, что он зять президента Р.Т. Эрдогана и что ему скажут, то он и будет делать, несмотря на свою проукраинскую публичную позицию. Киева в этой связи решил напомнить о своей приверженности предыдущим договоренностям.
  2. Финансировать строительство любого завода, а тем более военного, в условиях боевых действий – практически означает по факту потерю денег для инвестора. И это самое главное препятствие для реализации этого проекта сейчас.

К тому же Анкара в настоящее время раздражать Москву по таким поводам не хочет, есть много других более перспективных проектов.  В этой связи показательна ситуация с турецкими военными грузовыми самолетами на Украине.    Попытки Турции вернуть 2 два военно-транспортных самолета, застрявших на Украине с начала боевых действий 24 февраля, провалились. Турция, которая впервые с начала войны собрала вместе делегации России и Украины и в прошлом месяце приняла у себя подписание жизненно важного соглашения об экспорте зерна, не получила никаких конкретных обещаний на эту тему ни от одной из вовлеченных сторон. Военные турецкие  эксперты придерживаются мнения, что турецкое правительство не проявляет прозрачности в отношении застрявших самолетов. Министр обороны Турции Хулуси Акар на прошлой неделе сделал заявление относительно самолетов, которые не смогли вылететь из-за закрытия украинского воздушного пространства. Он заявил, что экипаж, который должен доставить самолет, находящийся в киевском аэропорту Борисполь, обратно в Турцию, находится в режиме ожидания в Киеве. «Наши самолеты были полностью отремонтированы. Мы благодарим Украину за это. Они также старались максимально обезопасить наши самолеты в аэропорту Борисполь», — заявил Акар государственному информационному агентству Anadolu. Он также упомянул интересную деталь: если эти самолеты взлетят, из-за войны в Украине «некоторые группы изгоев» могут попытаться устроить провокацию. Однако он не раскрыл личность этих «изгоев». Полковник в отставке и военный летчик Юксель Аккале не согласен с Акаром. Аккале напомнил, что военно-транспортные самолеты регулярно обслуживали турецкие войска в Афганистане. Он утверждал, что самолеты не могли взлететь, потому что Россия этого не позволила, и что Акар скрыл этот факт. «Если самолеты готовы к полету, если нет повреждений, они взлетят через час после того, как Россия даст разрешение. Определяющим фактором является Россия. Я не думаю, что это связано с Украиной. Даже если русские не могут полностью контролировать все украинское воздушное пространство, самолеты такого размера не могут покинуть его без разрешения России. Россия может не дать разрешения, чтобы унизить Турцию и продемонстрировать силу» , — считает Аккале. Другие военные эксперты заявили, что Россия предпочла бы, чтобы самолеты оставались в Киеве в качестве своеобразного наказания за транспортировку техники в Украину. Для Украины это не является неотложной проблемой в условиях военного времени; более того, если произойдет атака на самолеты, Россия повредит самолеты страны НАТО, хотя и знала об этом заранее.

Военно-транспортный самолет A400M с бортовым номером TUAF600 вылетел с авиабазы Эскишехир к югу от Анкары 24 февраля в 01:49 и приземлился в аэропорту Борисполь в 03:47 по местному времени. Рейс номер TUAF601, также A400M, вылетел из Эскишехира в 02:47 и приземлился в Киеве в 04:49. Турецкие официальные лица заявили, что самолеты были направлены для перевозки гуманитарной помощи и эвакуации турецких граждан на обратных рейсах в Турцию. Однако, в отличие от западных стран, Турция не начала эвакуацию до вторжения, и никаких официальных заявлений относительно гуманитарной помощи сделано не было, что делает вероятным, что военно-транспортные самолеты перевозили беспилотники турецкого производства или ракеты, используемые на них. Министр Акар во время панельной дискуссии на форуме в Дохе 27 марта объяснил, что самолеты начали взлетать после разгрузки груза, но были остановлены на взлетно-посадочной полосе, поскольку воздушное пространство было закрыто, что противоречит утверждению о том, что самолеты были отправлены для эвакуации сотрудников посольства и граждан Турции. В настоящее время Турция располагает 9 военно-транспортными самолетами A400M. Хотя 2 из них застряли в Киеве, турецкие военные рейсы в Польшу и Словакию продолжаются без перерыва. В этой связи сложно ожидать, что российские военные будут спокойно наблюдать, как на Украине турки будут строить военный завод.

Судостроительная промышленность Турции также сделал шаги в военно-техническом сотрудничестве  с Украиной. В ноябре 2020 года две страны подписали соглашение, в соответствии с которым Турция в 2021 году начала строительство первого корвета класса Ada для Украины, поставка которого запланирована на 2023 год. Второй корвет класса Ada будет построен украинской верфью «Океан».

Центральная Азия также становится еще одним рынком сбыта турецких БПЛА. В прошлом году Кыргызстан подписал соглашение о покупке вооруженного беспилотника, став первой страной Центральной Азии, купившей дрон, хотя неясно, сколько их было заказано. В мае 2022 года Турция и Казахстан договорились о совместном производстве турецких БПЛА, которые центральноазиатская страна закупила в 2021 году. БПЛА Anka, выпускаемый Turkish Aerospace Industries, будет совместно производиться на заводе в Казахстане, который официальные лица намереваются открыть в конце 2022 или начале 2023 года. В этом году TAI заняла 67-е место в списке 100 лучших компаний наряду с двумя другими турецкими компаниями: Aselsan на 49-м месте и Roketsan на 86-м. Также в мае появились сообщения о том, что Таджикистан, еще одна страна Центральной Азии, купил Bayraktar ТB2, а соседний Кыргызстан выразил тревогу в связи с гонкой вооружений между двумя странами. Совсем недавно посол Турции в Бангладеш Осман Туран заявил 25 июля, что Дакка и компания Baykar Makina договорились о контрактных условиях продажи Bayraktar ТB2 этой азиатской стране. Посол не назвал ни количество БПЛА, ни стоимость контракта. В то время как Африка является новым рынком для турецких оборонных компаний, экспорт оборонной и аэрокосмической продукции на континент растет: с 83 млн долларов в 2020 году до 288 млн долларов в 2021 году. Турецкие оборонные компании продали различное вооружение и бронетехнику 14 африканским странам: Буркина-Фасо, Алжиру, Чаду, Марокко, Гане, Кении, Мали, Мавритании, Нигеру, Нигерии, Сенегалу, Сомали, Руанде и Уганде. “Угрозы террора, растущее геополитическое соперничество [и] растущие зоны конфликтов продиктовали значительное увеличение расходов на оборону в Африке, предлагая, среди прочего, экспортные возможности турецким производителям», — пишет Мурсель Байрам, доцент Анкарского университета социальных наук.

Со своей стороны, Nurol Makina, которая производит полноприводные тактические бронированные машины Yoruk и Ejder Yalcin, продала свою продукцию в 18 стран, от Чили до Малайзии и от Сенегала до Узбекистана. Обе бронемашины поступили на вооружение Венгрии, члена Европейского союза и НАТО, в сентябре 2019 года, а в марте 2022 года компания объявила о своем дебюте на европейском рынке, открыв представительство в стране. Генеральный директор Nurol Makina Энгин Айкол заявил, что это представительство нацелено на создание решений специально для Сухопутных войск ВС Венгрии. Также в марте Nurol Makina поставила 40 колесных тактических бронированных машин Gidran в Венгрию, и еще 100 будут произведены там. Gidran  — это название, данное противоминной машине Nurol Ejder Yalçın, защищенной от минных засад, которая используется турецкими военными.

Однако есть и проблемы. Прежде всего, дипломатические трудности замедляют некоторые программы Турции и останавливают экспортные сделки. В 2018 году Пакистан выбрал турецкий ударный вертолет T129 для замены своего парка боевых вертолетов AH−1F Cobra, которые были приобретены в 1980-х годах. Пакистан подписал контракт с TAI на сумму 1,5 млн долларов на 30 вертолетов T129; однако сделка не продвинулась, поскольку двигатель для T129 является совместным продуктом США и Великобритании, для поставки которого требуются экспортные лицензии. 5-тонный T129 — это двухмоторный многоцелевой вертолет, производимый по лицензии итало-британской компании AgustaWestland и основанный на A129 Mangusta. Он оснащен двумя турбовальными двигателями LHTEC T800-4A, каждый из которых может выдавать 1014 киловатт выходной мощности. T800-4A является экспортной версией двигателя CTS800. LHTEC, производитель двигателя, является совместным предприятием американской компании Honeywell и британской компании Rolls-Royce. Американские законодатели почти на два года тихо заморозили все основные продажи американского оружия союзнику по НАТО Турции, сообщает Defense News в августе 2020 года, чтобы оказать давление на Анкару, чтобы она отказалась от системы ПВО С-400 российского производства, но турецкое правительство еще не сделало этого. Тем не менее, Турция и Филиппины объявили в мае 2021 года, что TAI будет экспортировать 6 вертолетов T129 в азиатскую страну без ограничений США; почти год спустя, в марте, Филиппины получили первые 2 вертолета, а остальные 4 запланированы к поставке в 2023 году. В прошлом месяце TAI объявила о новых сделках по экспорту 6 T129 в Нигерию и объявила о продаже неуказанной партии своих Hurkus HYEU, усовершенствованной версии базового учебно-тренировочного самолета Hurkus, в Чад. Туда же турки продали и партию своих броневиков Capri. TAI ранее продала 2 HYEU Нигеру и в настоящее время участвует в гонке за продажу еще 18 малазийским военным. TAI отказалась комментировать стоимость контракта по сделкам с Нигерией и Чадом, и не предоставила количество для сделки с самолетами с Чадом. Юго-Восточная Азия также служила рынком для турецкой радиолокационной техники. Осведомленный турецкий чиновник сказал, что переговоры между контролируемой государством оборонной организацией ASFAT и правительством Филиппин достигли заключительной фазы в апреле для морских патрульных судов турецкого производства. Ряд источников утверждают, что  Турция ожидает контракт на экспорт на сумму 600 млн долларов.

62.87MB | MySQL:102 | 0,665sec