О будущем правящей в Турции Партии справедливости и развития. Часть 1

Партия справедливости и развития 14 августа с. г. отметила 21-ю годовщину своего создания. Отмечена эта дата была без особой помпы, в «рабочем порядке», что, собственно, и понятно.

Поводов для пышных торжеств, на фоне непростой экономической ситуации, и трудного, напряженного внешнеполитического фона из-за войны на Украине, не наблюдается. А пышность торжеств и речей может лишь вызвать на себя ненужный шквал критики со стороны оппозиции и оттолкнуть электорат.

Как бы то ни было, юбилейная дата ПСР вызвала к жизни рассуждения турецких обозревателей о том, какое будущее ждет правящую в Турции партию, имея в виду то, что в 2023-й выборный год она входит в беспрецедентно сложной для себя и для её руководителя, президента Р.Т.Эрдогана, ситуации.

Эта ситуация заставляет обозревателей говорить о самых разных комбинациях из результатов президентских и парламентских выборов, среди которых одновременная победа Реджепа Тайипа Эрдогана и его Партии справедливости и развития, выражаясь мягко, — не самый высоковероятный сценарий.

Итак, обратимся к тем публикациям и рассуждениям, которые возникли по случаю юбилейной для ПСР даты.

Обозреватель Ихсан Акташ 20 августа с.г., в издании Daily Sabah опубликовал материал под заголовком «Итог 20-летнего правления ПСР». Как он видится турецкому автору? – Цитируем:

«В странах, управляемых демократией, правящие партии приходят к власти и постепенно отходят от власти, как правило, в конце своего первого срока. По этой причине, их работа становится отметкой в ​​​​памяти публики. Переход власти означает, что уходящее правительство передает бразды правления другой партии в относительно короткие сроки.

Некоторые партии получили статус доминирующей партии во всем мире, например, Либеральная партия Японии и Консервативная партия Великобритании. После победы на последовательных выборах Партия справедливости и развития (ПСР) стала доминирующей партией в турецкой политике. С тех пор, как она вышла на политическую арену, ПСР выиграла все выборы и референдумы, проведенные в Турции, и была либо самой популярной партией, либо партией второго выбора во всех провинциях Турции.

Последовательность событий, которая сделала партию доминирующей партией страны, также сделала президента Реджепа Тайипа Эрдогана одним из самых опытных лидеров в современном мире. Или наоборот, всеми вышеперечисленными успехами руководил Эрдоган. Быть лидером Турции, которая по своему геополитическому положению находится на оси мира, означает быть частью самых сложных мировых внешнеполитических вопросов. И человек, занимающийся такими сложными вопросами, сейчас является опытнейшим мировым лидером и гроссмейстером мировой политики.

ПСР реализовала множество революционных инноваций и тысячи инвестиционных проектов за 20 лет своего правления страной. Этот прогресс был фактором, который так долго удерживал ПСР у власти. Но ведь список реализованных проектов слишком велик, чтобы перечислять все сразу и не похож на более короткие списки достижений вышеупомянутых недолговечных правящих партий. В настоящее время, каждый интеллектуал должен провести время, анализируя 20 лет ПСР и сообщая об этом невероятном послужном списке молодому поколению.

Последние 20 лет

  • Администрируемая Турция

Политическая сцена 2002 года: финансовые банды, состоящие из бывших генералов, которые организовали постмодернистский военный переворот 28 февраля вместе со СМИ и прозападными кругами Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (TÜSİAD), растратили финансовые ресурсы государства и оставил страну неуправляемой. К концу второго года правления ПСР голоса тогдашней Демократической левой партии (ДЛП), крупнейшей партии на предыдущих выборах, упали до 1%. Даже одни эти данные доказывают, как политика и администрация страны были доведены до банкротства. Правительству ПСР удалось вывести Турцию из этого болота и превратить ее в управляемую страну.

  • Демократизация

Военные/гражданские бюрократы, бизнесмены, заменившие импортные товары в своих безопасных гаванях, состоящих из сверхвысоких таможенных налогов, и турецкая демократия, заключенная в тюрьму концепции НАТО, обрели замечательное видение во времена правительств ПСР. Следование положениям Европейского Союза оказалось очень эффективным в процессах демократизации гражданской политики в Турции.

  • Инвестиционная кампания

Правительства ПСР точно отметили потребности Турции в инвестициях и услугах и решили все проблемы шаг за шагом в очень рациональном порядке. Список улучшений в транспорте, здравоохранении, образовании, условиях ведения бизнеса, энергетике, сельском хозяйстве, логистике и грузоперевозках будет включать тысячи пунктов за 20 лет существования ПСР. Сегодня Турцию можно сравнить с Германией в плане инвестиций в инфраструктуру. Это утверждение следует подробно проанализировать и превратить в серьезное научное исследование.

  • От военной опеки к гражданской администрации

Страны, побежденные во Второй мировой войне, образовали категорию. Хотя Турция не входит в эту группу, с революцией 1960 года она также была включена в ту же лигу, превратившись в страну, где иностранные державы оказывали влияние посредством военной опеки.

По этой причине, хотя теоретически гражданская политика была у власти, руль от безопасности до внешней политики, от экономики до государственного управления находился в руках военной опеки. Было принято проводить государственный переворот каждые 10 лет. Правительства партии ПСР постепенно наращивали свою власть и совершали то, что большинство считало невозможным, добившись революционного успеха, связав Вооруженные силы с контролем над политической властью, как это и должно быть в демократических странах. Этот успех действительно является результатом упорной борьбы на протяжении 60 лет.

  • Региональная энергетика Турции

После Первой мировой войны существовало общее предположение, что все государства мира будут рабами Англии и Франции до конца света. Это поверье утратило свое значение после Второй мировой войны. Гегемония перешла в руки США. Турция, которая с момента своего основания пыталась постепенно продвигаться к независимости, предприняла решительные шаги к полному суверенитету под руководством Реджепа Тайипа Эрдогана. Сегодня Турция является региональной державой в экономической сфере и имеет глобальное влияние, отсюда и эффект глобального игрока с ее эффективной внешней политикой.

  • Революция в оборонной промышленности

Хорошая экономика, сильная армия, история и культура – ​​вот три кита, на которых держится выдающаяся страна. В турецкой оборонной промышленности произошли осознание и полная революция. Сегодня местные производители оборонной промышленности обеспечивают 70% оборонных потребностей Вооруженных сил Турции. Однако невозможно обобщить все, чего достигли правительства ПСР, в одной статье».

Итак, какие компоненты выделяются автором в качестве несомненных заслуг Партии справедливости и развития?

  1. Управляемость Турции (которая именуется «администрированием»).
  2. Демократизация, причем, по лекалам Европейского союза.
  3. Инвестиции в развитие страны, которые сопоставимы с ведущими экономиками мира.
  4. Создание в стране гражданской администрации – в противоположность управлению со стороны военного корпуса страны.
  5. Движение в сторону обретения независимости.

Отметим, на самом деле, что многое из изложенного выше турецким автором является справедливым. Вопрос заключается лишь в том, будет ли руководствоваться списком этих достижений среднестатистический турецкий избиратель или же проголосует кошельком? Надо ли говорить о том, что благосостояние турецких граждан резко сократилось и остающихся до выборов 10 месяцев явно не хватит для кардинального изменения ситуации.

Отсюда, как представляется призывы автора к тому, чтобы говорили больше именно о приведенных выше успехах ПСР (читай смотрели бы в корень, а не на текущую экономическую повестку – И.С.) и доводили их до широкой турецкой публики.

Продолжаем смотреть на публикации, посвященные юбилею ПСР. Очередная статья, к которой хотелось бы обратиться была опубликована изданием Daily Sabah 18 августа. Автором стал один из самых известных турецких политологов, генеральный секретарь Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттин Дуран. Им была опубликована статья под заголовком «Мощь и будущее ПСР».

Цитируем:

«Правящая Партия справедливости и развития Турции (ПСР) в понедельник отметила свой 21-й день рождения. Сформировав однопартийное правительство всего через 14 месяцев после его создания и оставаясь у власти 20 лет подряд, движение представляет собой самую выдающуюся политическую партию в истории турецкой демократии.

Несомненно, политическая деятельность президента Реджепа Тайипа Эрдогана, его лидерство и поддержка населения были движущей силой способности ПСР побеждать на всех выборах в этот период.

Хотя партия ПСР изначально объединила наследие Демократической партии (ДП), «Национального мировоззрения» и партии «Родина», ее судьба заметно отличалась от всех этих движений. Она пришла ко власти в ситуации, когда только заговорщики принимали критические или исключительные решения, и доказала, что у политиков есть все необходимое для преобразования Турции. Отсюда её необычайное влияние на турецкую политическую жизнь.

Действительно, предотвращение попытки государственного переворота 15 июля 2016 года и принятие новой системы правления в одиночку было беспрецедентным событием в демократической политике. В конце концов, ПСР не могла быть свергнута в результате военного переворота, как ДП, или быстро развалиться, как Партия Родина.

Власть партии ПСР

Долгое и последовательное пребывание в должности ПСР и Эрдогана хвалили и критиковали дома и за рубежом. Такова природа политики. О политическом движении и его лидере, за которого когда-то проголосовало около 70% всех граждан, можно сказать многое.

То, что Партия справедливости и развития остается самым популярным движением в Турции, несмотря на экономические проблемы и два десятилетия правления, в преддверии выборов в следующем году — это то, что наставникам оппозиции трудно объяснить. По правде говоря, определяющими чертами этой партии и ее лидера являются динамизм, высокая эффективность, способность заново изобретать себя и способность к адаптации.

Популярность ПСР обусловлена ​​не тем, что она превратилась в «партию идентичности», перестав быть массовой партией. Чего эти аналитики не могут понять, так это того, что ПСР никогда не была строго партией идентичности — что ее власть находится в другом месте.

Партия ПСР определяла себя как «консервативно-демократическую», потому что рассматривала себя в соответствии с современным миром и национальными ценностями. Она прибегала к определенным понятиям, таким как «наша цивилизация» и «коренной народ», из-за важности, которую она придает турецкому народу для представления идеалов цивилизации, к которой она принадлежит. Она объединил эти три дискурса, связанные с идентичностью, с современными вызовами. Соответственно, политики ПСР сочетают свою политическую миссию с ролью своего движения как массовой партии.

Дипломатия ПСР

Другие факторы, сохраняющие динамизм ПСР и ее лидера, включают их способность удовлетворять требования различных социальных групп, сочетать реформы и борьбу и разрабатывать политику, способную реагировать на события в международной системе.

Однако, наиболее важным вопросом является способность Эрдогана построить интерактивный мост между внешней и внутренней политикой. Он умело использовал этот талант при проведении реформ в Европейском союзе, во время арабских восстаний и в условиях напряженности в отношениях с западными правительствами в 2013 и с 2016 годов.

Продемонстрировав аналогичные действия во время пандемии коронавируса, президент Турции добился большего прогресса на дипломатическом фронте, чем любой другой лидер, поскольку шестой месяц войны на Украине подходит к концу. Эрдоган успешно доводит политику эскалации и нормализации до электората. Он в равной степени способен объяснить своему электорату, почему он стремится к интеграции с ЕС, напряженность в Восточном Средиземноморье и сближение с Россией.

Выборы в следующем году станут новым вызовом для ПСР. Движение должно найти способ отчитаться перед избирателями, у которых оно нуждается в получении нового одобрения, за потери, а также за свои ошибки и недостатки. Очевидное преимущество ПСР в том, что оппозиция не может позиционировать себя как жизнеспособную альтернативу для решения проблем. Тем не менее, отсутствия концентрации у оппозиции будет недостаточно для победы.

ПСР необходимо закрепить свой успех во внешней политике и национальной безопасности, чтобы разработать более инклюзивную политику в тылу и продолжать изобретать себя заново. Она должна быть полна решимости сообщить о своем намерении обновиться курдам, правоцентристским избирателям, разочарованным консерваторам и молодежи. В то же время, движению необходимо разработать микрополитику для решения проблемы стоимости жизни и неравенства доходов».

Нельзя не согласиться с мыслью автора о том, что Партия справедливости и развития представляет собой уникальное явление в турецкой политике. Она, действительно, превратилась в явление национального масштаба. Главным достижением партии и её руководителя, президента Р.Т.Эрдогана, является то, что они добились смены строя в стране – переведя её от модели парламентской к президентской республики.

Следующий важный момент, связанный с Партией справедливости и развития, могли отметить многие внимательные наблюдатели – эта Партия, как, собственно, и написал турецкий автор, не является партией «идентичности». В том смысле, что у Партии – множество лиц и гибкая реакция на запрос со стороны электората. Отсюда и черты национализма и черты левых партий, и кемализм и османизм. Когда турецкий автор говорит про то, что ПСР черпают свое влияние не из идентичности, а из другого источника, очевидно имеется в виду то, что ПСР пытается дать понять, что она является партией «для всех».

Когда турецкий автор пишет про то, что ПСР увязала в один «узел» внутреннюю и внешнюю политику, это может быть сформулировано и таким образом, что турецкому руководству удалось пробудить в турецких гражданах «имперскость», которая, безусловно, не сгинула после распада Османской империи. И именно эта имперскость, как представляется, должна стать ключом для предстоящих выборов в 2023 году.

Ещё одним ключом, о котором говорит турецкий автор, является «признание своих собственных ошибок и недостатков». На первый взгляд кажется, что рассчитывать на подобное со стороны турецкой власти – это утопия. Однако, заметим, что в прошлом официальная Анкара нередко расписывалась в своих ошибках, к примеру, говоря о том, что её (власть), допустим, «обманули». Допустим, это касалось резкого разворота в отношениях с РПК в 2015 году, который турецкая власть объяснила электорату тем, что РПК её «обманула» мирным процессом в то время, как сама готовилась к очередному этапу вооруженного противостояния. На самом деле, это может быть достаточно выигрышно в отношениях с турецким электоратом в культуре, где такого рода признание («ничто человеческое мне не чуждо») нередко находит положительный отклик.

52.26MB | MySQL:103 | 0,470sec