В израильском военно-политическом руководстве выступают против возвращения к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД, ядерной сделке), подписанному с Ираном в 2015 г. постоянными членами СБ ООН и Германией с целью преодолеть кризис вокруг иранской ядерной программы, ограничить ее в обмен на снятие антииранских экономических санкций. Израиль долгое время выступал против этой сделки, утверждая, что Иран стремится создать ядерную бомбу, и опубликовал разведданные, которые, как утверждается, раскрывают иранскую программу создания ядерного оружия. Тегеран это отрицает и утверждает, что его программа предназначена для мирных целей, хотя в последнее время он обогащает уран до уровней, которые, как заявляет ряд деятелей на международной арене, не могут быть использованы в гражданских целях.
В Израиле сегодня если и существует консенсус, объединяющий все политические силы, так это то, что новая ядерная сделка мировых держав с Ираном – плохо для еврейского государства. В качестве ключевого аспекта в разрешении иранской проблемы, как правило, рассматриваются взаимоотношения израильского руководства с администрацией Джо Байдена.
Бригадный генерал в отставке профессор Яаков Нагель (экс-советник премьер-министра по национальной безопасности и старший научный сотрудник американского Фонда защиты демократий, FDD), полагает, что Израилю не удалось объяснить президенту США Джо Байдену насколько опасно возвращение к ядерной сделке 2015 г. По оценкам эксперта, «в этом вопросе Израиль с треском провалился, поскольку результат оказался нулевым. Администрация США по-прежнему намерена совершать все возможные ошибки на пути к восстановлению СВПД. Байдену в этом помогает то, что ему подпевает хор его сторонников в лице безответственных видных израильтян, в том числе тех, кто все еще находится на государственных должностях, которые участвовали в «информационных брифингах» и различных зарубежных встречах, чтобы донести точку зрения, противоречащую официальной позиции Израиля».
Отмечается, что «начальник Генштаба ЦАХАЛа, директор «Моссада» и политический эшелон (включая бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху) убеждены, что повторное заключение сделки было бы большой ошибкой. Израильские политики в основном прикладывают усилия, чтобы донести это сообщение до США, используя все доступные платформы, несмотря на то, что некоторые утверждают, что они заявляют о себе недостаточно громко».
По мнению Я.Нагеля, Иран и США усилили риторику с целью подготовки своих обществ к возвращению к СВПД, причем обе стороны подчеркивают выгоды, которые они получат благодаря ядерной сделке. Точно так же обе стороны заявляют, что сделка почти не предполагает каких-либо уступок с их стороны, хотя это верно только для иранской стороны». В Брюсселе, Вашингтоне и Тегеране продолжаются интенсивные переговоры, несмотря на то, что переговорный процесс в Вене в какой-то момент представлялся большим провалом, поскольку Иран отказался принять условия сделки, которая предлагалась в формате «принимай или уходи». Это не помешало европейцам подкорректировать свое последнее предложение, добавив крупные уступки. «В ответ Иран заявил, что может принять сделку только для возвращения в нее США, чтобы они могли пойти на дальнейшие уступки», – пишет израильский эксперт.
Он допускает, что «соглашение пока не заключено по той причине, что Иран хочет добиться уступок в последнюю минуту», и утверждает, что «это очень плохая сделка». Отмечается, что «переговоры в основном вели президент России Владимир Путин и его представитель на переговорах посол Михаил Ульянов. Россия все это время вела наступление на Украине с помощью Ирана, который снабжал Кремль оружием и советами как обойти санкции. Тем временем Иран продолжает планировать убийство Майка Помпео, Джона Болтона и других бывших чиновников администрации Трампа. Но, несмотря на все это, США и Европа подыгрывали, преследуя цель достичь соглашения любой ценой. Россия и Китай могут просто сидеть, сложа руки и наслаждаться тем, как их [США и Европу] унижает Иран». «Как долго США и Европа будут называть этот плевок дождем?» – спрашивает эксперт.
Обсуждаемую сделку Я.Нагель считает намного хуже первоначальных условий СВПД, т.к. она включает в себя гораздо больше уступок Ирану. Для эксперта особенно негативным аспектом является то, что новое соглашение не учитывает время, прошедшее с 2015 г., и годы, оставшиеся до вступления в силу пунктов соглашения, имеющих срок действия. Новая сделка не касается иранского «ядерного архива» и различных нарушений, которые расследовало Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в связи с возможным военным содержанием иранской ядерной программы. Отмечается, что «согласованные в новой сделке уступки включают разрешение Ирану сохранить активы, которые он получил в результате нарушения СВПД, в том числе использование передовых центрифуг и сложных производственных мощностей. Иран также получит уран, обогащенный за годы, прошедшие с тех пор, как он фактически вышел из сделки, хотя этот уран будет доведен до более низкой степени чистоты. Начиная с 2026 г. Иран сможет устанавливать усовершенствованные центрифуги IR6 вместо нынешних, а в 2029 г. ему будет разрешено производить столько сложных центрифуг, сколько он сочтет нужным. С 2031 г. иранцы уже не будут ограничены количеством обогащенного урана, а лишь ограничениями, установленными Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО, который Я.Нагель называет «беззубым документом») и предусмотренным им режимом инспекций».
Помимо вышеперечисленного, эксперт напоминает, что Иран получит значительное ослабление санкций, в том числе снятие ограничений для компаний, которые ведут дела с Корпусом стражей исламской революции (КСИР). По мнению Я.Нагеля, для иранцев «это почти так же хорошо, как исключение Госдепартаментом КСИР из списка террористических организаций». «Снятие санкций позволит Ирану заработать сотни миллиардов долларов почти сразу и около 1 триллиона долларов к моменту истечения срока действия СВПД. Деньги позволят иранцам восстановить свою экономику, модернизировать ядерный и обычный потенциал, а также усилить поддержку терроризма через «Хизбаллу», ХАМАС, «Палестинский исламский джихад», хоуситов и других», – пишет израильский эксперт.
Он указывает на настоятельное требование Ирана включить в условия новой сделки гарантии его защиты в случае, если будущий президент США выйдет из нее, как это сделал бывший президент США Дональд Трамп в 2018 г. «Стороны на переговорах пытаются найти формулу, которая соответствовала бы законодательству США и одновременно гарантировала, что компании, продолжающие вести бизнес с Ираном, при таком сценарии не пострадают в течение первых нескольких лет. Вдобавок ко всему, Иран настоял на том, чтобы сделка включала в себя заранее определенный механизм, который обеспечил бы прекращение расследований МАГАТЭ в отношении его подозрительной деятельности. Они сделали это предварительным условием для вступления сделки в силу. Это лишает какого-либо реального смысла утверждения о «беспрецедентных инспекциях» в рамках предыдущей сделки и серьезно подрывает авторитет МАГАТЭ. С другой стороны, даже если расследование не завершится, это позволит Ирану отложить реализацию сделки, несмотря на то, что большая часть санкций уже будет снята», – пишет Я.Нагель.
В этих условиях эксперт рекомендует израильскому руководству подготовиться к реальной возможности того, что сделка вот-вот будет заключена, хотя проволочки Ирана могут в конечном итоге привести к тому, что США отложат ее до ноябрьских промежуточных выборов в Конгресс. Я.Нагель обращает внимание на «новую доктрину президента Рональда Рейгана, которая была представлена в 1980-х гг. для развала Советского Союза». Отмечается, что «доктрина была основана на междисциплинарном подходе, в основном экономическом, хотя Израиль – это не США, а Иран – не СССР». Тем не менее, эксперт предполагает, что, «несмотря на огромный денежный поток, который хлынет в Иран благодаря возвращению к СВПД, иранская экономика останется хрупкой».
Эксперт исходит из того, что если соглашение будет подписано, предотвращение способности Ирана обогащать уран до оружейного уровня перестанет быть вариантом, независимо от каких-либо новых возможностей, которые прорабатывает Израиль. «Один из наиболее вероятных путей, который может остаться в распоряжении [Израиля], — это комплексный план по ослаблению иранского режима». При этом он не советует немедленно приступить к разработке планов по смене режима. «Пока можно ограничиться ослаблением Тегерана до такой степени, чтобы он не мог осуществлять провокационных действий под эгидой сделки». Для понимания, о чем идет речь, Я.Нагель приводит пример «недавних атак внутри Ирана, приписываемых зарубежными СМИ Израилю», которые «привели к паранойе, истерии и переоценке агрессивного поведения Ирана». По словам эксперта, «это всего лишь один пример смены парадигмы, которая может быстро привести к неожиданным результатам».
Я.Нагель настаивает на том, что ошибаются и вводят в заблуждение «те, кто говорят, что возвращение к соглашению – это очень плохой вариант, но, тем не менее, это меньшее зло, потому что позволит Израилю лучше подготовиться к действиям». По мнению эксперта, «время, которое Израиль якобы выиграет благодаря этой сделке, обойдется ему дорого, потому что по ее условиям Иран значительно расширит свои возможности и ядерную инфраструктуру, а также будут созданы условия, при которых новые возможности Израиля больше не будут действенными. По соглашению, даже если Иран быстро продвинется в своей ядерной программе, Израилю будет очень трудно использовать возможности, которые он разработал за то время, которое он, как говорится, «купил» благодаря сделке. Без заключенной сделки Иран окажется в худшем положении и не будет обладать легитимностью, даже если решит стремительно продвинуться к получению бомбы. Возвращение к соглашению гарантирует, что Иран станет пороговым ядерным государством, хотя и не так быстро, что спровоцирует гонку ядерных вооружений в регионе».
Я.Нагель назвал «стратегической ошибкой» заявление бывшего начальника Генштаба ЦАХАЛа Дана Халуца (2005-2007) о том, что «плохие сделки лучше хороших войн». Эксперт объясняет это тем, что «плохие сделки обычно приводят к войнам, которые намного хуже, чем «хорошие войны», которые Израиль иногда вынужден вести вместо того, чтобы сдержать плохую сделку. Армия обороны Израиля, «Моссад» и весь аппарат национальной безопасности получили солидные бюджеты и их требования рассмотрены в приоритетном порядке именно для того, чтобы они могли подготовиться и воевать, если это необходимо, при этом явно стремясь избежать войны, насколько это возможно».
По мнению эксперта, «Израиль должен задействовать общественное мнение и дать понять лицам, принимающим решения, особенно в США, в чем опасность ядерной сделки с Ираном, одновременно укрепляя легитимность своих действий в рамках ведения «кампании между войнами». Необходимо начать думать о смене парадигмы в сторону всеобъемлющего плана по ослаблению Ирана в соответствии с доктриной Рейгана, в том числе путем определения показателей успеха для оценки эффективности его реализации»[i].
Йонатан С.Тобин, главный редактор Еврейского новостного синдиката (JNS), полагает, что вне зависимости от того, кто возглавит правительство Израиля в следующем году, ему придется отказаться от политики «хорошего парня» в отношениях с Байденом и вернуться к более жесткому подходу, который может активизировать поддержку многих друзей еврейского государства. «Несмотря на все атрибуты и преимущества этой великой дружбы [между США и Израилем] даже при Байдене, американо-израильские отношения, основанные на том, что Израиль молчит по поводу американской политики, которая ведет к экзистенциальной угрозе, вовсе не являются союзом». Иными словами, «если левые в Израиле действовали так, как будто отстаивание израильских интересов нанесет ущерб альянсу с Америкой, то сейчас становится очевидным то, что молчание может причинить еврейскому государству еще больший вред»[ii].
[i] Israel may need a paradigm shift on Iran // Israel Hayom. 26.08.2022. https://www.israelhayom.com/opinions/israel-may-need-a-paradigm-shift-on-iran/
[ii]Cozying up to Biden has been a disaster // Israel Hayom. 28.08.2022. https://www.israelhayom.com/opinions/cozying-up-to-biden-has-been-a-disaster/