Израильско-китайские отношения в эпоху стратегического соперничества великих держав. Часть 1

Не только геополитика но и взаимный интерес

Институт исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies)   участвует в инновационных и актуальных, исследованиях, которые формируют общественное обсуждение вопросов, касающихся повестки дня национальной безопасности Израиля, и предоставляют анализ политики и рекомендации лицам, принимающим решения, общественным лидерам и стратегическому сообществу, как в Израиле и за границей.

INSS проводит исследования во множестве областей, включая исследования в области безопасности и влияние на стратегические вопросы, касающиеся национальной безопасности Израиля. В июле 2022 года INSS опубликовал исследование посвящённое израильско-китайские отношения ([1]).

В этом исследовании анализируются китайско-израильские обмены технологическими инновациями, крупные инфраструктурные проекты и сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) в эпоху конкуренции великих держав. В нем исследуется, как эта конкуренция и стратегическое соперничество повлияли на китайско-израильские двусторонние отношения с 2013 по 2021 год. Израиль привлекателен для структуры BRI. Однако усиливающееся соперничество между Соединенными Штатами и Китаем вынуждает Израиль принять сторону одной из двух держав, что, в свою очередь, может привести к его потере либо партнерства в сфере безопасности с США, либо экономического и технологического партнерства с Китаем. Израильское правительство должно управлять своими отношениями с Вашингтоном, одновременно укрепляя двусторонние связи с Китаем, особенно в инфраструктурных проектах и ​​технологических инновациях. Следовательно, Иерусалим должен продолжать, с необходимой осторожностью и минимальными уступками, расширять свое сотрудничество с Китаем в рамках ОПОП, признавая при этом серьезные опасения Вашингтона.

 Противостояние как стимул развития

Соперничество между Соединенными Штатами и Китаем включает в себя полномасштабное, всеобъемлющее стратегическое соперничество великих держав за богатство, власть и влияние как в Восточной Азии, так и во всем мире. Каждая сторона полна решимости максимизировать свое глобальное положение и свободу действий по отношению к другой стороне . Тем не менее, хотя Китайская Народная Республика (КНР) не может сравниться с США по всему спектру силовых активов и возможностей, он быстро растет. Более того, Китаю не обязательно равняться по мощи и влиянию Вашингтона, чтобы стать серьезным конкурентом .

За последнее десятилетие присутствие и влияние КНР на Ближнем Востоке значительно расширились. Этот регион превратился в наиболее стратегически важный регион Китая за пределами его ближайших соседей и становится все более важным для коммерческих интересов Пекина и его стремления к мировому влиянию. Потребность Пекина в энергии лежит в основе его интереса к Ближнему Востоку, а благодаря большому объему импорта нефти КНР является крупнейшим торговым партнером многих стран Ближнего Востока. Со своей стороны, многие государства региона приняли предложения КНР по диверсификации своих отношений с великими державами.

Значение Ближнего Востока для КНР и значение Пекина для региона резко возросли с момента официального запуска инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) в 2013 году. Пекин подписал контракты и соглашения о партнерстве со странами Ближнего Востока, включая контракты на инфраструктурное, энергетическое, финансовое и технологическое сотрудничество, а также более мягкие инициативы, такие как культурный обмен и туризм. Будучи текущим флагманским проектом КНР, ОПОП во многих отношениях позиционирует Ближний Восток как хаб, будь то центр, через который должна проходить структура, существенный экономический и дипломатический партнер, основной источник ее энергетической безопасности или геополитическая основа для продвижения вперед. международные повестки дня.

 

Израильско-китайские взаимоотношения

Отношения между Израилем и Китаем в последние годы потеплели и быстро развивались в различных областях, включая дипломатию, торговлю, инвестиции, строительство, образовательное партнерство, научное сотрудничество и туризм.

Присутствие КНР в регионе связано в первую очередь с экономическими императивами, т. е. стремлением обезопасить свое энергоснабжение и объединить свою структуру ОПОП с местными проектами развития и представляет собой структуру экономических и коммерческих интересов между КНР и многими географическими регионами. Он нацелен на новые рынки и призван гарантировать энергетическую безопасность Пекина для экономического роста и внутренней стабильности. Инициатива направлена ​​на межконтинентальную связь и интеграцию между Китаем и Европой. Таким образом, Ближний Восток, жизненно важный геостратегический глобальный перекресток, стал важнейшей частью ОПОП, особенно его компонента Инициативы морского Шелкового пути (ИМШП), поскольку многие из различных проливов, морских путей, узлов и ответвлений проходят через регион.

Отношения между Израилем и Китаем в последние годы потеплели и быстро развивались в различных областях, включая дипломатию, торговлю, инвестиции, строительство, образовательное партнерство, научное сотрудничество и туризм. Главный интерес Пекина к Израилю — передовые технологии, и он рассматривает Израиль как глобальный центр технологий и инноваций в области кибербезопасности, био-сельского хозяйства и «зеленых» технологий.

В геополитическом плане связи и предполагаемое влияние (потенциальный мост) Иерусалима в США и Европе побудили Китай развивать более тесные отношения с Израилем, надеясь, что эта связь каким-то образом поможет улучшить положение Пекина в мире. В более широком контексте, особенно в рамках ОПОП, географическое положение Израиля является еще одним потенциальным узлом в схеме ОПОП. Для Иерусалима привлекательность Пекина заключается в его огромном, быстро развивающаяся экономике, которая предоставляет бесчисленные возможности для израильской экономики. Израиль стремится расширить свои экономические и дипломатические связи с КНР, самой быстрорастущей крупной экономикой в ​​мире, и диверсифицировать свои экспортные рынки и инвестиции из США и Европы.

В целом китайско-израильские отношения развивались гладко, без двустороннего исторического багажа или прямых конфликтов интересов (в прошлом отношения были испорчены из-за ограничений на экспорт оборонных БПЛА Phalcon и Harpy). Действительно, на связи всегда влияет третья сторона, а именно США, которые наблюдают не обязательно с завистью, но с серьезной озабоченностью, иногда смешанной с гневом. Это связано с тем, что Иерусалим часто игнорирует дискомфорт Вашингтона, поскольку Пекин вторгается, образно говоря, глубоко в области жизненно важных интересов Америки на Ближнем Востоке .

В этом контексте в представленном исследовании анализируется, как соперничество великих держав и стратегическое соперничество, основанные на исторических и современных знаниях, влияют на двусторонние китайско-израильские отношения. В нем утверждается, что Израиль не готов ставить под угрозу свое незаменимое сотрудничество с Вашингтоном из-за Пекина. Как и другие страны мира, Израиль, небольшой, но близкий союзник Вашингтона, смотрит на динамику соперничества великих держав, чтобы наметить его курс.

Расположенный в центре Ближнего Востока, Израиль находится в деликатном стратегическом положении. Он стремится расширять отношения с КНР, продвигать инновационное сотрудничество и инфраструктурные проекты, привлекать капитал, экспортировать технологии и выходить на обширный и растущий китайский рынок. Тем не менее, он рассматривает свои связи с Вашингтоном как уникальные и особые отношения и основной столп своей национальной безопасности и экономики. Израиль полон решимости поддерживать партнерство с США в области безопасности, укрепляя при этом свое экономическое и технологическое партнерство с Китаем.

В то же время усиливающееся соперничество между великими державами заставляет Иерусалим встать на сторону одной из двух держав. В результате Израиль может потерять либо партнерство в сфере безопасности с США, либо экономическое и технологическое партнерство с Пекином. На этом фоне Израиль должен обладать острыми дипломатическими и политическими навыками, чтобы одновременно управлять своими отношениями с Китаем и США. Израилю не нужно отказываться от одного из двух; он может активно предлагать золотую середину «и того, и другого».

[1] https://strategicassessment.inss.org.il/en/articles/israel-china-relations-in-an-era-of-strategic-rivalry-and-great-power-competition/

52.25MB | MySQL:103 | 0,541sec