О досрочных выборах в Турции с учетом развития внутриполитической ситуации. Часть 1

В Турции раскручивается маховик избирательной кампании в преддверии президентских и парламентских выборов, которые должны пройти не позднее июня 2023 года. Ключевое слово здесь «не позднее», что порождает множество разговоров в экспертной среде о возможности проведения в стране досрочных выборов. Хотя официальные турецкие власти и выступают по этому поводу с регулярными опровержениями.

При этом и президент Р.Т.Эрдоган и его партнёр по Народному альянсу, председатель Партии националистического движения Девлет Бахчели уже ведут активную предвыборную агитацию.

С другой, оппозиционной, стороны 6-партийного Национального альянса просматривается ситуация некоторого «раздрая», когда вплоть до настоящего времени официально не выдвинут единый оппозиционный кандидат и, как альтернатива, не сказано о том, что все оппозиционные партии пойдут со своими собственными кандидатами, чтобы, в случае второго тура, поддержать вышедшего в финал кандидата от оппозиции, кто бы им ни оказался.

Просматривается то, что такая нескоординированность и промедление в действиях могут негативно сказать на шансах оппозиции на победу. Хотя бы потому, что гонка уже стартовала, а к оппозиционному «барьеру» пока никто так и не вышел. У оппозиции нет своего лица на избирательную кампанию или группы лиц. Есть лишь только заявление НРП о том, что их кандидат – Bay Kemal, то есть, председатель Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу. Также есть намеки и от главы Хорошей партии Турции о том, что они «не против» того, чтобы оппозиционным кандидатом был К.Кылычдароглу. Однако, это – совсем не то, что сделать официальное объявление и начать предвыборную гонку.

Вне всяких сомнений, промедление в принятии оппозицией решения непременно будет использовано властью в избирательной гонке, когда будет сказано, что, в случае победы оппозиции, с такими же задержками и пробуксовками будет работать и государственный аппарат, если в его главе станут представители Национального альянса.

Одним из тезисов действующей турецкой власти в поддержку президентской системы власти и однопартийного правительства заключается в том, что это обеспечивает быстроту принятия решений, которая крайне ценна в условиях критической обстановки в мире и тех тектонических сдвигов, которые наблюдаются. Складывается впечатление, что оппозиция своими шагами, буквально, пытается этот тезис не опровергнуть, а подтвердить.

Так что, оппозиция, в силу непростого экономического положения Турции, получившая поистине уникальный шанс на предстоящих выборах, пока не очень хорошо этим шансом распоряжается. Этот шанс рискует растаять задолго до выборов в том случае, если они продолжат действовать в том же духе.

Обратимся, в этой связи, к публикации одного из ведущих и наиболее осведомленных турецких политологов, главы Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттина Дурана, который обвиняет оппозицию в посредственности, но не видит шансов для распада оппозиционного Национального альянса.

27 августа им была опубликована статья в газете Daily Sabah под заголовком «Стол на шестерых (6-партийный оппозиционный Национальный альянс – И.С.) не работает». Под заголовком значится: «Оппозиционный блок не может представить реальную альтернативу управлению Турцией, несмотря на то, что считает себя противоположностью правящей Партии справедливости и развития (ПСР)».

Цитируем публикацию:

«Я не вхожу в число тех комментаторов, которые ожидают, что оппозиционные партии Турции покинут «стол на шестерых», группу из шести оппозиционных партий, которая начнет свой второй раунд встреч в октябре. Независимо от того, решат ли они совместно поддержать одного кандидата в президенты или в конечном итоге будут участвовать в выборах в следующем году с несколькими кандидатами, у лидеров оппозиции нет другого выбора, кроме как держаться вместе.

Бездарность оппозиции

Соответственно, реальная задача, стоящая перед оппозиционным блоком, состоит в том, чтобы преодолеть свою посредственность, а не избежать распада. Несмотря на то, что они представляют себя противоположностью президента Реджепа Тайипа Эрдогана и обещают восстановить парламентскую систему, они, похоже, не могут взволновать электорат. В то же время, оппозиции не удается предложить жизнеспособную альтернативу управлению Турцией после столетнего юбилея республики.

Эрдоган, который показал себя активным лидером во время войны на Украине, в настоящее время сосредоточен на политике на микроуровне, направленной на сдерживание инфляции. В этих обстоятельствах, для оппозиции будет огромным провалом, если она не сможет представить единого кандидата и повестку дня, достаточно убедительную, чтобы победить на выборах и управлять страной.

Стол на шестерых

Председатель Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу, который недавно сделал несколько ходов, все чаще заставляет различные компоненты «стола на шестерых» подписать его кандидатуру (на президентских выборах – И,С.). Демократическая партия (ДП), Партия счастья (ПС) и даже Хорошая партия (ХП) уже сделали заявления, намекающие на то, что они открыты для этой идеи. Я не могу себе представить, что Партию будущего (ПБ) и Партию демократии и прорыва (ПДП) также будет трудно убедить.

Собственные члены НРП возобновляют свою кампанию за одобрение Кылычдароглу в качестве единого кандидата от оппозиции, утверждая, что выдвижение кандидатуры политика, сидящего за «столом на шестерых», ослабит давление, с которым в настоящее время сталкиваются другие лидеры оппозиции. Возможно, они думают, что переход к председателю НРП послужит усилению восприятия того, что оппозиция выбрала кандидата «под опекой шести председателей», и облегчит приближение к электорату с более подлинной коалицией.

Хотя «стол на шестерых» положил начало обсуждению кандидатов в президенты, не секрет, что Кылычдароглу сильнее, чем когда-либо. Соответственно, он мог послужить себе, баллотируясь в качестве единого кандидата в президенты или надеясь получить поддержку оппозиции во втором туре.

Политическая дискуссия во время создания «стола на шестерых» была сосредоточена вокруг предложения о восстановлении парламентской системы. Из-за конкуренции между различными кандидатами в президенты в оппозиции внимание переключилось на единого кандидата, общую повестку дня, переходный процесс и так далее. Поскольку мэры и другие председатели постепенно отставали, у оппозиции оставалось два варианта: поддержка Кылычдароглу или темная лошадка. Тем не менее, оба варианта обременены уровнем посредственности, который не в состоянии взволновать электорат.

Похоже, что оппозиционный блок решил отложить объявление своего кандидата на три-четыре месяца до выборов в следующем году. Это решение было принято, чтобы предотвратить запятнание их кандидата и достичь соглашения о разделении власти, которому этот кандидат должен будет подчиняться. Другими словами, оппозиция хочет отложить дебаты по своим потенциальным кандидатам до тех пор, пока не будут определены четкие сроки предвыборной гонки в следующем году.

Однако, к тому времени, когда кандидаты будут обнародованы, я полагаю, что дебаты будут сосредоточены на предлагаемой президентской системе, а не на кандидате от оппозиции. Это правда, что у оппозиции есть долгосрочный план по восстановлению парламентской системы. Однако, они также внесут предложение в рамках президентской системы, чтобы определить, как единый кандидат и шесть лидеров оппозиции формируют свою коалицию.

Таким образом, настоящая словесная война будет вестись из-за двух конкурирующих президентских систем. Первый вариант будет оцениваться эффективностью и лидерством Эрдогана. Обсуждение альтернативы будет сосредоточено на сложной формуле, которую «стол на шестерых» навязывает кандидату от оппозиции, чтобы преодолеть проблему сохранения вместе шести или семи политических партий. В этот момент у провластного Народного альянса будет достаточно аргументов против кандидата от оппозиции, повестки дня и переходной коалиции. Вот почему фактический вопрос, который должен решить «стол на шестерых», заключается в том, какую президентскую систему поддерживать, а не выбирать кандидата.

Новая стратегия

Вопрос в том, работает ли план Кылычдароглу? — За последние пару месяцев председатель НРП прибегнул к новой тактике и разместил в Интернете видеоролики о различных пакетах, которые правительство намерено представить для помощи домохозяйствам с фиксированным доходом и низким доходом в условиях высокой инфляции. Например, Кылычдароглу знал о плане правительства списать студенческие кредиты и отложить взыскание просроченной задолженности, чтобы сделать такие публичные заявления. Он использует эти шаги, чтобы создать впечатление, что правительство делает то, что обещает сделать оппозиция. Возможно, лидер НРП считает, что такие шаги могут ослабить влияние политики правительства на микроуровне на предвыборную кампанию.

Я считаю, что такая тактика ни в малейшей степени не помогает оппозиции. В конце концов, люди не будут просто отдавать должное Кылычдароглу, пока именно Эрдоган решает насущные экономические проблемы, учитывая, что последний находится у власти уже два десятилетия. Тем не менее, оппозиция ускорит усилия правительства по решению проблем на микроуровне перед выборами в следующем году, что сделает невозможным дискредитацию многих таких шагов как «инвестиций, связанных с выборами»».

Итак, что можно заключить из приведенного выше материала?

  1. Турецкий политолог говорит о том, что оппозиция предпочтет держаться вместе, невзирая на те очевидные разногласия, которые в ней царят. Иными словами, по его мнению, Национальный альянс сохранит свое существование и дальше, невзирая на очевидные трудности с выработкой формулы будущей власти, на случай победы в выборах. – Разумный довод с учетом того, что у оппозиции, невзирая на все сложности, продолжает сохраняться исторический шанс прервать 20-летнее правление действующей в Турции власти. Но шанс этот – в том, чтобы сохранить то, что в Турции окрестили «6-гранным столом», собрав вместе, надо заметить крайне разный по своим взглядам, электорат.
  2. Маститый турецкий политолог говорит о «посредственности оппозиции» и о её неспособности «взволновать» электорат. Сложно с этим спорить – президент Реджеп Тайип Эрдоган, по-прежнему, является самым харизматичным лидером в турецкой внешней политике. Другой вопрос заключается в том, хочет ли турецкий электорат «взволновываться». Нынешняя ситуации характеризуется потребностью электората скорее в «успокоении», прежде всего, в плане экономической ситуации в стране. Так что, турецкая оппозиция, если возьмет власть в стране, то, отнюдь, не харизмой своих лидеров. Кроме того, не стоит игнорировать и факт нахождения во власти нынешнего турецкого руководства на протяжении беспрецедентно долгого по турецким меркам срока – 20 лет. А это, со всей неизбежностью, создает и усталость, и потребность в переменах. Проблема в том, что, выдвигая в качестве альтернативы действующей власти Кемаля Кылычдароглу, оппозиция отказывается и от возможности добавить себе очков за счет новизны. В том числе и на «новизне», заметим, Экрем Имамоглу взял, невзирая на отчаянное сопротивление власти, Стамбул.
  3. Достаточно интересно утверждение турецкого политолога о том, что «Кылычдароглу – сильнее, чем когда-либо». Скорее, турецкая власть находится в наиболее уязвимом положении за всю свою историю. Однако, вопрос заключается в том, насколько Кылычдароглу способен подняться над своим собственным электоратом и стать инклюзивным политиком. Пока в данном вопросе он отстает от Эрдогана, про которого часто в последнее время говорят, что он утратил связь с широкими слоями своего электората, до которого раньше прекрасно «дотягивался». Но правда заключается в том, что, как ранее писал тот же автор, Партия справедливости и развития – это партия без идентичности. А, следовательно, она, в силу своей «природной гибкости», может подстраиваться под текущий запрос электората, дотягиваясь до новых для себя сегментов. Аналогов ПСР в этом смысле на турецкой внутриполитической площадке – нет. Главная оппозиционная Народно-республиканская партия – это партия жесткой идентичности, выйти за рамки которой, до сих пор, у неё не получалось.
  4. Важный момент, на который обращает внимание турецкий политолог заключается в том, что сейчас в стране существует президентская форма власти и, нравится она оппозиции или нет, оппозиция, в случае выигрыша будет существовать именно в этой реальности. Смена президентской формы правления на парламентскую займет время и главный вопрос для оппозиции заключается в том, каким образом все шесть оппозиционных партий Национального альянса смогут сохранять свои рычаги влияния на «суперпрезидента» — то есть, речь идет о неких гарантиях в ситуации победы на выборах. Гарантиях интеграции во власть и гарантиях того, что транзитный период к парламентской системе будет в стране запущен, невзирая на соблазн остаться у руля при полном наборе полномочий.
  5. Ещё одна тема, что оппозиция начала «охоту» за экономическими инициативами правительства страны, выступая с соответствующими предложениями, которые, по интересному стечению обстоятельств, оказываются выдвигаемыми руководством страны. Данная тактика, как можно судить, призвана не дать руководству страны шанса оседлать своего любимого конька – говорить о своих практических делах и о конкретных достижениях в сфере экономики. Как оппозиция прекрасно понимает, на одной внешней политике и повестке дня в сфере обороны и безопасности руководству страны будет крайне рискованно отправляться в предвыборную гонку. При том, что вплоть до 2015 года, на протяжении 13 лет повестка ПСР была именно повесткой экономической, повесткой конкретных дел и повесткой цифр – макро- и микропоказателей, списков реализованных проектов и проч. В 2015 года ПСР с трудом перешли на новые рельсы, когда заговорили о примате безопасности, и это привело к существующему ныне, де-факто, двухпартийному правлению ПСР и ПНД. Почему это не выглядит как коалиционное правительство? – Лишь только благодаря особым связям, очевидно существующим между президентом Р.Т.Эрдоганом и председателем ПНД Д.Бахчели.
  6. То о чем, не сказал Б.Дуран – это о тактике «экономического хайпа», которая проводится НРП и К.Кылычдароглу, с призывами не платить по своим долгам, не платить за коммунальные услуги и прочее. Это также призвано закрепить у электората уверенность в том, что придет оппозиция и решит все вопросы. При этом, заметим, оппозиция и прибегший к таким шагам электорат оказываются в «одной лодке». Ведь отказ от оплаты коммунальных платежей – это правонарушение при сохранении действующей власти. А, следовательно, электорат оказывается кровно заинтересован в том, чтобы власть в стране сменилась.

 

Итак, пробуксовка оппозиции – это один из серьезных шансов для действующей в Турции власти перехватить инициативу и вырвать победу. При этом, выбор момента, как бы власть ни отрицала досрочных выборов в стране, — все равно за ней. А это серьезный козырь при наличии адекватной и достаточно полной социологической выкладки.

53.38MB | MySQL:103 | 1,518sec