О ситуации вокруг управления аэропортами в Афганистане

После того, как в прошлом году талибы захватили власть в Афганистане, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган настойчиво продвигал идею о необходимости турецкого управления международным аэропортом Кабула. Тем не менее, после годичных переговоров с талибами и Катаром, именно эмиратская компания GAAC наконец получила лицензию на наземное обслуживание аэропортов Кабула, Герата и Кандагара. Два местных источника, знакомые с переговорами, сообщили, что несколько основных причин сыграли свою роль в том, что Турция была вытеснена из игры с начала переговоров в августе прошлого года. Несколько раундов переговоров между Турцией и ее основными партнерами по переговорам, Катаром и талибами, провалились из-за строгих требований Кабула. «Турция и Катар должны были создать совместное предприятие для управления аэропортом Кабулом и тремя другими аэропортами. Однако талибы потребовали, чтобы банковские счета, которые будут открыты предприятием, находились под их контролем», — дал понять один турецкий источник, знакомый с переговорами.  Источник добавил, что талибы внесли некоторые другие неожиданные изменения в сделку, такие как повышение аэропортовых сборов и налогов. Два других дипломатических турецких источника, знакомых с проблемой, сообщили, что в ближайшие 10 лет для аэропортов в Кабуле и других  городах потребуются инвестиции в размере 1,5 млрд долларов, что является существенной суммой: «Первоначально предполагалось, что Турция и Катар инвестируют по 100 млн долларов каждый в течение первого года. Такого рода инвестиции требуют определенных гарантий». Очевидно, что Анкара была не в состоянии делать такие инвестиции на фоне валютного кризиса у себя дома и жесткого дефицита валюты. К тому же надо учитывать, что  ведение бизнеса в Афганистане действительно стало затруднительным из-за раскола в руководстве страны. «Вы открываете что-то с благословения талибов, но на следующий день кто-то другой может прийти и закрыть это», — указал турецкий источник.

Еще одним важным пунктом разногласий стало размещение турецких военных в качестве охранников в аэропорту, против чего открыто выступает движение «Талибан», руководство которого заявило, что не хочет присутствия иностранных военных на своей территории. Турция предложила компромисс, оставив внешнюю безопасность талибам, но хотела взять на себя ответственность за безопасность внутри объектов. При этом, несмотря на публичную жесткую позицию талибов в отношении иностранных войск, они разрешили катарским спецназовцам находиться в аэропорту Кабула, «потому что они платили руководству талибов». То есть, грубо говоря, дело опять же было в деньгах, но не только. Руководство «Талибана» разделилось на разные группы, на такие как более радикальная группа С.Хаккани и на бывших представителей «Талибана», базировавшихся в Катаре, которые более дипломатичны. То есть, в данном случае в выборе в пользу ОАЭ сыграла роль внутренняя борьба внутри самого «Талибана». К тому же ОАЭ имели определенные преимущества с точки зрения своего «наследия», поскольку GAAC уже управлял аэропортами до захвата власти талибами. Согласно сообщению, опубликованному ранее в этом году агентством Reuters, GAAC также вела переговоры с талибами о заключении соглашения о безопасности в аэропортах. Переговоры с талибами временно охладили отношения между Турцией и Катаром. После первоначальных попыток заключить сделку прошлой осенью Катар попытался автономно заключить сделку  с талибами, что не понравилось Анкаре. «Но в конце концов они помирились», — сказал  источник. Катар и Турция также рассмотрели возможность партнерства с ОАЭ после того, как об этом попросили ряд высокопоставленных представителей движения «Талибан». Однако переговоры так и не начались. Фаиз Заланд, доцент Кабульского университета, полагает, что талибы приняли техническое, а не политическое решение, когда решили передать контракт на управление аэропортов ОАЭ: «Для Катара это был жест доброй воли, каким-то образом помогающий Афганистану. Для талибов это было скорее техническое решение, которое должно пройти как можно более гладко. Талибам требовался срочный запуск. Вместо того, чтобы договариваться с Катаром и Турцией, которые могли потратить месяцы на подготовку аэропортов, они попросили быстрого решен». Он полагает, что у ОАЭ есть определенные преимущества, например, эмиратцы уже наняли весь персонал за несколько месяцев до захвата власти талибами, они знакомы с аэропортами и уже находятся в Афганистане с давними инвестициями в авиационный сектор. GAAC уже эксплуатировала аэропорты до захвата власти талибами и, как сообщается, подписала контракт на обслуживание стоимостью 47 млн долларов в 2020 году, включая наземное обслуживание, информационные технологии и безопасность. При этом Анкара по-прежнему имеет ряд технических и военных сотрудников, дислоцированных в Кабуле, все еще ища свою нишу в связи с аэропортом Кабула. Турция остается единственной страной НАТО, у которой есть действующее посольство в Кабуле, в то время как турецкие государственные школы все еще работают и продолжают обучать афганских девочек.

52.22MB | MySQL:103 | 0,460sec