О причина террористической активности «Аш-Шабаб» в Сомали

В результате продолжавшейся на прошлой неделе штурма фешенебельного отеля в Могадишо со стороны «Аш-Шабаб», филиала «Аль-Каиды» (запрещена в России) в Сомали, 21 человек погиб и более 100 человек получили ранения. Как полагают американские эксперты,  «Аш-Шабаб» неоднократно атаковала «уязвимые цели» по всей территории Сомали, часто сосредоточив внимание на отелях и других местах, часто посещаемых гражданскими лицами. Нападение на отель «Хайат», популярном среди правительственных чиновников и сомалийских законодателей, стало первым крупным нападением с тех пор, как президент Хасан Шейх Махамуд вступил в должность в мае. Атака была сложной и продемонстрировала изощренность, поскольку группа боевиков использовала автоматическое оружие и взрывчатку во время нападения. Атака была осуждена Организацией Объединенных Наций, Турцией, Кувейтом и несколькими другими странами сразу после ее совершения. Некоторые аналитики по борьбе с терроризмом обратили внимание на медленную реакцию сомалийских служб безопасности, работа которых, вероятно, подвергнется дальнейшему анализу в ближайшие дни и недели. Атака последовала за увеличением числа авиаударов США по террористической группировке, несмотря на то, что, по-видимому, наблюдается сокращение стратегических усилий по борьбе с терроризмом и его предотвращению во всем мире. В начале августа Африканское командование США (AFRICOM) объявило о нескольких авиаударах в Тидаане и его окрестностях, Сомали, в результате которых было убито более десятка боевиков «Аш-Шабаб». В мае президент США Дж.Байден объявил об отмене решения бывшего президента Д.Трампа вывести силы специальных операций из Сомали и направить несколько сотен военнослужащих обратно в страну, хотя администрация не предоставила конкретное их число. Несмотря на авиаудары и увеличение присутствия войск США в Сомали, «Аш-Шабаб» явно сохраняет способность совершать громкие террористические атаки непосредственно в столице страны. «Аш-Шабаб» контролирует обширные территории в центральной и южной части Сомали, а в последнее время его боевики начали совершать нападения вдоль границы Сомали с Эфиопией, что вызывает обеспокоенность по поводу нового наступления и того, могут ли одни только авиаудары решить проблему, поставленную этой террористической группой, которая ускользала от усилий по борьбе с терроризмом с момента основания в 2006 году. Более того, «Аш-Шабаб» может сеять хаос по всему региону, в том числе в соседней Кении, где группа расширила свою вербовку и пропаганду за последнее десятилетие.

После убийства в Афганистане в конце июля эмира «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири активно обсуждался вопрос о том, как его смерть может повлиять на более широкое глобальное джихадистское движение, но особенно на то, как это повлияет на всемирную сеть филиалов «Аль-Каиды». «Аш-Шабаб» является одним из наиболее активных из этих филиалов и были некоторые предположения может обеспечить следующего лидера «Аль-Каиды». «Аш-Шабаб» снова и снова доказывала, что  по-прежнему обладает высокой устойчивостью и адаптивностью к давлению антитеррора и способна поставить в тяжолое положение сомалийское правительство и доказать сомалийцам, что и правительство, и силы безопасности не в состоянии их защитить. В результате нападения, совершенного в прошлые выходные, у главного входа в отель были взорваны два мощных заминированных автомобиля, после чего боевики «Аш-Шабааб» ворвались в здание  и  захватили заложников на верхних этажах отеля. Несмотря на потерю части своего высшего руководства, опыт группы в создании бомб очевиден. В октябре 2017 года заминированный грузовик «Аш-Шабаб» унес жизни более 500 человек, когда он взорвался на оживленном перекрестке в Могадишо. Проблема активизации «Аш-Шабаб» возникает на фоне ухудшения условий по всему Сомали, усиления проблем, которые выходят за рамки сферы безопасности. Это включает в себя сильную засуху и растущую нехватку продовольствия, с возможностью того, что страна вскоре может столкнуться с катастрофическим голодом. В этих условиях роль «Аш-Шабаб» как фактического руководящего органа по всей стране заставила международных чиновников задуматься о целесообразности через аппарат  ООН объявить их террористической группировкой, поскольку члены Совета Безопасности опасаются в таком случае  перебоев в доставке крайне необходимой гуманитарной помощи. Однако, как показывают усилия США, это не препятствует двусторонним санкциям или действиям против группировки. Сомали десятилетиями то и дело сталкивается с конфликтами, поскольку дефицит государственного управления и повальная коррупция мешают усилиям по государственному строительству. Решение администрации Байдена отправить элитный спецназ обратно в Сомали, вероятно, поможет в борьбе с «Аш-Шабаб», но даже это тактическое преимущество мало повлияет на стратегические перспективы страны. Поскольку глобальное внимание смещается с борьбы с терроризмом и его предотвращении и фокусируется на более традиционной геополитике и (текущих и потенциальных) межгосударственных конфликтах, такая страна, как Сомали, может легко исчезнуть с радаров, снова погрузившись в гражданскую войну и голод, пока ситуация не достигнет критической точки, слишком экзистенциальной, чтобы ее игнорировать. Таков был цикл в течение последних четырех десятилетий, когда внешние участники применяли полумеры, никогда не собираясь вместе для разработки всеобъемлющего диагноза или реагирования на долгосрочные потребности страны и ее народа.

В этой связи отметим, что последний по времени теракт в Могадишо имеет под собой сугубо внутреннюю причину. А именно раскол в самой «Аш-Шабаб» на радикалов и умеренных. Или, если еще проще, по линии борьбы против инкорпорации части сторонников «Аш-Шабаб» в новое правительство Сомали. В начале августа новый премьер-министр Сомали Хамза Абди Барре назначил соучредителя и представителя «Аш-Шабаб» Мухтара Робоу министром. Этот шаг, как полагают эксперты, выглядит хорошо просчитанным и должен рассматриваться как мирное предложение экстремистам из «Аш–Шабаб» с сообщением о том, что, если они захотят вернуться к конституционализму и верховенству закона, то дверь открыта. В реальности речь идет о старой тактике инициирования раскола в «Аш-Шабаб», в которой  ранее использовался тот же Робоу.   США назначили за его голову награду в 5 млн  долларов, прежде чем он вышел из «Аш-Шабаб» в 2013 году, и американцы сняли с него санкции в попытке разыграть в Сомали «иракский вариант». Но тогда это провалилось. Судя по последнему по времени инциденту, то же самое произойдет и сейчас. Барре заявил, что теперь Робоу будет занимать пост министра по делам религии. Учитывая религиозный характер Сомали, эта должность действительно очень влиятельна. Это назначение направлено на укрепление и реализацию видения президента Хасана Шейха Махамуда о едином сомалийском правительстве, которое не оставит без внимания ни одного гражданина или регион, а объединится как единая нация и восстановит Сомали.   Робоу находится под домашним арестом последние три года. Помимо основателя, он был заместителем лидера «Аш–Шабаб». В декабре 2018 года он находился в Юго-Западном штате Сомали, проводя кампанию за пост регионального президента. Последовавшие за этим протесты были подавлены с применением  силы, когда сотрудники службы безопасности застрелили по меньшей мере 11 человек, после чего Робоу был арестован. Сейчас он должен укрепить позиции правительственных сил в его родном регионе Бакул, где «Аш-Шабаб» удерживает значительную территорию. Противники обвинили его в «организации ополчения» в Байдабо, столице юго–западного региона Бэй, и стремлении «подорвать стабильность». Его повышение до министерского статуса произошло через несколько недель после того, как недавно избранный президент Махамуд намекнул на готовность своего правительства вести переговоры с «Аш–Шабаб», когда придет время. В прошлом месяце Махамуд заявил, что «для прекращения вооруженного мятежа требуется нечто большее, чем военный подход. Я с нетерпением жду ответного жеста со стороны «Аш-Шабаб», который остановит войну и объединит нацию». Рискнем выразить в этом сомнение по вышеуказанным причинам. Прежде всего потому, что Робоу не имеет достаточной степени влияния. Для этого надо говорить с другими людьми в руководстве «Аш-Шабаб».

52.24MB | MySQL:103 | 0,586sec