О финансировании Великобританией направлений соблюдения прав человека для Саудовской Аравии и Бахрейна

Как показали парламентские запросы «о свободе информации», финансирование со стороны правительства Великобритании  направлений соблюдения прав человека для Саудовской Аравии и Бахрейна в этом году более чем удвоилось за счет расходов Фонда стратегии стран Персидского залива (GSF), которые оцениваются в 70 млн фунтов стерлингов и которые неоднократно критиковался депутатами за отсутствие прозрачности. Для Саудовской Аравии это финансирование увеличились с 813 605 фунтов стерлингов до 1,8 млн фунтов стерлингов в 2021-2022 годах и с 710 028 фунтов стерлингов до 1,8 млн фунтов стерлингов для Бахрейна, сообщило Министерство иностранных дел, по делам Содружества и развития (FCDO) в ответ на запросы. При этом британские эксперты указывают об отсутствии ясных причин увеличения этого финансирования. Два государства Персидского залива считаются близкими союзниками Великобритании, но также регулярно подвергаются критике за нарушения прав человека и репрессии. FCDO также сообщило: «Великобритания работает с партнерами по всему миру, чтобы улучшить свои показатели в области прав человека, в том числе в Персидском заливе. Все сотрудничество через Фонд стратегии стран Персидского залива подлежит тщательной оценке рисков, чтобы гарантировать, что вся работа соответствует нашим обязательствам и ценностям в области прав человека».  Депутат парламента от Шотландской национальной партии Брендан О’Хара, который возглавляет Общепартийную парламентскую группу по демократии и правам человека в Персидском заливе, заявил, что он был поражен увеличением финансирования двух государств, учитывая предыдущие опасения, поднятые APPG. Он повторил свой прошлогодний призыв приостановить деятельность фонда и сказал, что Специальный комитет должен провести расследование в отношении фонда «в срочном порядке». «Тот факт, что правительство Великобритании решило потратить еще миллионы фунтов денег налогоплательщиков на проекты в Персидском заливе во время кризиса стоимости жизни, поражает.  Я срочно напишу министру иностранных дел, чтобы выразить свою обеспокоенность по поводу этого предполагаемого увеличения финансирования и попросить указать, где и кому было выделено это финансирование», — заявил он.

Об увеличении финансирования стало известно в том же месяце, когда саудовский суд приговорил Сальму аль-Шехаб, аспирантку Лидского университета и мать двоих детей, к 34 годам тюремного заключения и 34-летнему запрету на поездки за критические твиты в адрес правительства. Увеличение финансирования в этом контексте обеспокоило правозащитников. Сайед аль-Альвадаи, директор по адвокации базирующегося в Великобритании Бахрейнского института прав и демократии (Bird), сказал: «Несмотря на протест в парламенте, вызывающий тревогу по поводу поддержки этим фондом организаций Персидского залива, причастных к серьезным нарушениям прав, включая пытки и оправдание военных преступлений, правительство Великобритании решило тихо вознаградить богатые государства Персидского залива еще миллионами денег налогоплательщиков». Лина аль-Хатлул, глава отдела мониторинга и коммуникаций британской правозащитной группы ALQST, заявила, что сейчас настало время для правительства Великобритании дать ответы: «Тот факт, что Великобритания увеличила финансирование Саудовской Аравии в то время, когда ситуация с правами человека в королевстве продолжает ухудшаться, вызывает тревогу по поводу ее последствий.  Независимо от того, поступило ли финансирование органам, непосредственно причастным к злоупотреблениям, или теперь используется для финансирования другой деятельности, возникают серьезные вопросы о мерах по защите прав человека, от которых это зависит».

GSF, который поддерживает проекты в шести странах Персидского залива, подвергся критике и вопросам со стороны группы депутатов, которые призвали правительство предоставить подробную информацию о фонде и даже призвали к его приостановке. В марте, после того, как депутаты парламента провели 90-минутные дебаты о фонде, FCDO опубликовал краткое изложение программ, поддерживаемых GSF. Ожидается, что новое резюме будет опубликовано на этой неделе. В Саудовской Аравии, согласно прошлогоднему отчету, фонд «укрепляет стратегическое партнерство и обеспечивает взаимное процветание и безопасность, поддерживая реформы Саудовской Аравии Vision 2030 в приоритетных секторах в соответствии с ценностями Великобритании, включая права женщин». В список проектов входят партнерство в области образования  и коммуникации, связанные с КС 26, Конференцией ООН по изменению климата 2021 года, которая состоялась в Глазго в ноябре прошлого года. В одном пункте говорится «безопасность и правосудие» без дальнейших подробностей. В Бахрейне проекты включают в себя наращивание потенциала надзорных органов королевства, в том числе омбудсмена Министерства внутренних дел и Подразделения специальных расследований, а также анализ развития контртеррористических возможностей Бахрейна. В отчете, опубликованном в прошлом году, не приводится никаких подробностей о распределении финансирования и, в большинстве случаев, не указывается, каким агентствам или министерствам оказывается поддержка. Вот почему такие группы, как Bird, неоднократно отправляли запросы о свободе информации, в том числе те, которые упоминаются в этой истории. В августе прошлого года в ответ на один из таких запросов правительство сообщило, что GSF финансирует Министерство внутренних дел Бахрейна и четыре надзорных органа, которые в той или иной степени несут ответственность за политических заключенных, обращение с которыми подверглось критике со стороны правозащитных организаций.

62.85MB | MySQL:102 | 0,650sec