Израильско-китайские отношения в эпоху стратегического соперничества великих держав. Часть 2

Израиль и концепция «Один пояс, один путь»

BRI (Belt-and-Road Initiative» / «Один пояс, один путь») , несомненно, является одним из самых значительных проектов Китая в этом столетии. Включая рамки коммерческих и торговых связей между КНР и многими географическими регионами, он предполагает масштабные экономические и дипломатические инициативы. Руководство КНР считает ОПОП центральным элементом китайской внешней политики, а в 2017 году он был официально включен в конституцию Китая, чтобы обозначить центральную роль этого проекта в понимании Пекином своей глобальной судьбы. Он нацелен на новые зарубежные рынки и гарантирует энергетическую безопасность Китая для поддержания его экономического роста и укрепления внутренней стабильности. Кроме того, BRI направлен на расширение межконтинентальной связи и интеграции между Пекином и европейскими странами.

Инициатива включает в себя MSRI (Maritime Silk Road Initiative / «Морской Шёлковый путь»)  морской элемент, и наземный эквивалент SREB (Silk Road Economic Belt / «Экономический пояс Шёлкового пути») .  SREB включает в себя различные элементы (включая автомобильные, железные дороги и трубопроводы), а MSRI (состоящий из морских портов и прибрежных районов) стремится создать экономический коридор, который соединит Китай с Европой и Африкой через Ближний Восток. Цель состоит в том, чтобы облегчить торговлю и улучшить доступ КНР к новым рынкам и источникам энергоносителей. Масштабы BRI также расширились, превратившись в более широкое и аморфное мероприятие: Пекин добавил «Цифровой Шёлковый путь», «Шёлковый путь здоровья» и «Зеленый пояс и путь», все из которых не связаны географически.

Географический охват BRI неуклонно расширяется и включает 140 стран (хотя не каждая страна официально взяла на себя обязательства по размещению проектов BRI) и 29 международных организаций вдоль шести экономических коридоров с инвестициями примерно в 8 трлн долларов США. В структуру BRI вовлечены две трети населения мира, 40% мирового валового национального продукта и, по оценкам, 75% известных запасов энергоносителей. Таким образом, этот амбициозный проект требует привлечения значительных человеческих, технологических, политических и финансовых ресурсов по всему миру для его реализации.

Сотрудничество Израиля со структурами BRI

В 2015 году Национальная комиссия по развитию и реформам Китая представила «Видение и действия по совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шёлкового пути» 21 века». В концепции изложены пять типов «связности»: расширение торговли, связь, финансовая интеграция, политическая координация и связь между людьми.

В рамках BRI китайское правительство делает акцент в своей дипломатии на определении связей с ключевыми странами, тем самым служащим ориентиром для профессиональных эшелонов в отношении приоритетов сотрудничества с Иерусалимом в области технологических инноваций. В марте 2017 г., во время официального визита премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Пекин, Си Цзиньпин объявил о всеобъемлющем инновационном партнерстве с Израилем, обозначив отношения, которые сигнализируют о национальных интересах двух стран. Как сказал китайский лидер в ноябре 2021 года в телефонном разговоре с президентом Израиля Ицхаком Герцогом, «инновации стали изюминкой и двигателем двусторонних отношений».

В результате стали появляться различные совместные механизмы сотрудничества (такие как конференции, совместные комитеты, ярмарки), поддерживающие это направление. Например, заседание Совместного израильско-китайского комитета по инновациям, самого важного межправительственного механизма (G2G) с Китаем, способствует диалогу и сотрудничеству между государственными министерствами, уделяя особое внимание инновациям. Это сотрудничество и встречи начались в 2014 году и являются важным каналом прямого диалога с Китаем на самом высоком уровне руководства. Этот механизм помогает снизить бюрократические барьеры, увеличить экспорт и продвигать другие вопросы, важные для экономики Израиля, такие как Соглашение о зоне свободной торговли, авиаперелёты и туризм. Израиль также является одним из 57 членов-основателей Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, который служит финансовым инструментом для продвижения ОПОП.

Хотя роль Израиля в рамках ОПОП привлекла меньше внимания, китайские дипломаты рассматривают страну как важный узел в архитектуре ОПОП. Во время последнего по времени  визита Нетаньяху в Китай Си Цзиньпинь заявил, что две страны будут неуклонно продвигать крупные совместные проекты, совместно строя «Экономический пояс Шёлкового пути» и «Морской Шёлковый путь 21 века». Премьер-министр Нетаньяху также упомянул ОПОП в своем выступлении, заявив: «Израильская сторона готова активно участвовать в сотрудничестве, инфраструктуре и других областях» в рамках SREB и MSRI  21 века .

В декабре 2019 года Чжай Цзюнь, специальный посланник Китая на Ближнем Востоке, заявил: «[Учитывая, что] отношения и сотрудничество между Израилем и Китаем сильны, я уверен, что в рамках инициативы «Один пояс, один путь» китайско-израильское сотрудничество только увидит больший потенциал. Израиль и весь Ближний Восток являются важными участниками инициативы «Один пояс, один путь». У нас есть много областей для использования, таких как инфраструктура и связь, и Китай готов развивать сотрудничество с Израилем в этом, и… лично я также буду усердно работать над этим» .

От сотрудничества в рамках ОПОП до обмена технологиями и инновациями китайско-израильские отношения достигли плодотворного сотрудничества в различных областях. Регулярно появляются многочисленные возможности для инновационного сотрудничества и инфраструктурных проектов между Китаем и Израилем. Это заметная тенденция, выявленная при анализе моделей торговли и инвестиций между двумя странами. Учитывая, что китайско-израильские отношения прочно основаны на инновациях и других важных аспектах, ожидается, что сотрудничество в рамках BRI будет только продолжать стимулировать развитие экономических отношений между этими двумя партнерами.

Развитие и деятельность портов

Связь имеет решающее значение для интеграции Израиля в структуру BRI. Расположенный между Европой и Азией и между Ближним Востоком и Африкой, стратегическое положение Израиля для ОПОП ясно. Израиль может быть небольшой, но важной остановкой на MSRI, соединяющей Индийский океан и Средиземное море через залив Акаба и Суэцкий канал, например, железную дорогу мира или железную дорогу Эйлат-Ашдод, если она будет реализована . Китайские компании все активнее участвуют в израильских морских портах, железных дорогах, транспорте и других крупных инфраструктурных проектах SREB, связанных с неотъемлемыми экономическими прибылями. Проекты трансграничной связи отличаются от других мероприятий, связанных с ОПОП,

КНР подчеркивает преимущества Израиля как хаба для BRI. Хорошо обеспеченный человеческий капитал Израиля, высокотехнологичная база, развитая экономика, правительственная и деловая среда, а также стабильное общество делают страну ценным активом для Китая. Иерусалим находится на стыке обширных торговых путей КНР, но его стабильность является исключением в неспокойном регионе. Геостратегическое значение Израиля в рамках ОПОП также является важным фактором из-за его расположения рядом с арабскими государствами в качестве уравновешивающей силы, которая может придать авторитет китайской мягкой силе на Ближнем Востоке. Более того, масштабное освоение энергетических ресурсов в Восточном Средиземноморье, новые порты на средиземноморском побережье, новые торговые пути между Израилем и его арабскими соседями, а также растущее геоэкономическое сближение между Израилем, Грецией, Египтом,

Осознавая преимущества Израиля для ОПОП, китайские судоходные компании проявляют все большую активность в развитии и эксплуатации сети портов в Израиле. В рамках MSRI морская деятельность Пекина состоит в основном из строительства и эксплуатации портов и железных дорог. Учитывая важное географическое положение Израиля, Китай усилил свое присутствие, построив, модернизировав, расширив и управляя наиболее важными портами и терминалами в Израиле. Эти текущие и потенциальные будущие инвестиции следует рассматривать в более широкой инфраструктурной деятельности Китая в рамках BRI. Инвестиции в морские и железные дороги дополняют друг друга, поскольку они совместно открывают новые торговые связи между Китаем и зоной Евразия-Африка.

Китайские судоходные компании получили доступ к двум крупным проектам строительства морских портов Израиля. Первым, начавшимся в июне 2014 года, было строительство терминала Южного порта в Ашдоде, называемого портом Хадар  [[1]].

компанией Pan Mediterranean Engineering Company (PMEC), подразделением China Harbour Engineering Company; он был открыт в 2022 году. Ожидается, что терминал сможет обрабатывать один миллион стандартных контейнеров и станет самым важным терминалом на юге Израиля . Кроме того, PMEC также выиграла тендер на 1 млрд шекелей на модернизацию главного дока Ашдода. Вторым крупным строительным проектом стал тендер, выигранный Bayport Terminal Company, дочерней компанией Shanghai International Port Group (SIPG), на управление новым терминалом в порту Хайфы (открыт в 2021 г.) с арендой на 25 лет (г. 2015) [[2]].

Еще одним китайским потенциальным мегатранспортным проектом в Израиле является строительство высокоскоростной железной дороги Красное море — Средиземное море, которая облегчит сообщение между израильскими портами Эйлат и Ашдод и обеспечит безопасный альтернативный маршрут  Суэцкому каналу. Пекин вложил средства в создание региональной сети морской инфраструктуры и железнодорожных линий (обеспечивающих надежный доступ китайских торговых судов из Красного моря в Средиземное), чтобы соединить Китай с Европой через Азию и Ближний Восток. Железная дорога Red-Med обеспечит безопасный маршрут, дополняющий Суэцкий канал, по которому сырье и товары могут проходить из Европы в Китай. Кроме того, готовая продукция Китая будет поставляться обратно в Европу через Аденский залив.

[1]  The Launch of the Haifa Bayport Terminal: Economic and Security Considerations    https://www.inss.org.il/publication/haifa-new-port/

 

[2]  The Launch of the Haifa Bayport Terminal: Economic and Security Considerations    https://www.inss.org.il/publication/haifa-new-port/

 

52.22MB | MySQL:103 | 0,487sec