Ситуация в зоне Сахеля: июль 2022 г.

1 июля США резко осудили намерение Бамако не учитывать положения нового мандата Миссии ООН в Мали (Minusma), одобренного накануне Советом Безопасности ООН. «США глубоко озабочены заявлением переходного правительства Мали, согласно которому оно намерено отказать Minusma в свободе необходимых перемещений для выполнения своего мандата», — заявила представительница Вашингтона при ООН Линда Томас- Гринфильд. «Действия подобного рода станут вопиющим нарушением статуса сил, который переходное правительство обязалось уважать», — добавила она. До этого после голосования относительно продления мандата Minusma, в который было добавлено право на проведение расследований относительно нарушений прав человека джихадистскими группами, малийской армией и бойцами российской  ЧВК «Вагнер» Мали заявило, что не может гарантировать свободу перемещений «голубых касок» для проведения подобных расследований без предварительного согласия Бамако.

Согласно западным дипломатам, Minusma потеряла свою свободу передвижений начиная с января. Это они связывают с развертыванием в Мали формирований ЧВК «Вагнер».

1 июля, как и ожидалось, Париж объявил о завершении европейской миссии сил спецопераций «Такуба» в Мали. Это стало следствием двух военных переворотов в августе 2020 г. и мае 2021 г., резкой деградации отношений Франции и Мали и вывода французского контингента «Бархан», который находился в этой стране в разных форматах в течение 9-ти лет. В операции «Такуба» приняли участие 10 европейских стран, выделивших в ее контингент до 900 спецназовцев. Полная операционная готовность «Такубы» была заявлена в начале апреля 2021 г. Но она имела место всего чуть более одного года.

2 июля посол Мадрида в Бамако был вызван в МИД страны для объяснений после того, как глава МИД Испании Хосе Мануэль Альбарес заявил, что «не исключает» направления миссии НАТО в Мали. «Это заявление неприемлемо, оно недружественное и серьезное», потому что оно «поощряет агрессию против независимой и суверенной страны», — заявил глава МИД Мали Абдулайе Диоп. По его словам, испанский министр «должен вспомнить, что ситуация с безопасностью и распространением терроризма в Сахеле связана с вмешательством НАТО в Ливии, за последствия которого мы платим в настоящее время».

3 июля в Аккре главы стран Западной Африки отменили торговые и финансовые санкции, введенные против Мали в январе с. г. Эти санкции усугубили и без того непростую ситуацию в этой стране, столкнувшейся с политическим кризисом, а также противостоящей серьезным вызовам в плане безопасности. Еще одно важное решение, принятое в Аккре, касается Буркина-Фасо. Было дано согласие правящей в этой стране военной хунте на то, что она передаст власть гражданским в течение 24 месяцев. Отсчет этого срока пошел с 1 июля 2022 г.

8 июля в первом выступлении после отмены санкций переходный президент Мали полковник Ассими Гойта призвал малийцев к единству «вокруг высших интерсов нации». Он предложил им сконцентрироваться на вопросах развития и стабильности.

5 июля на самодельном взрывном устройстве подорвался бронеавтомобиль египетских миротворцев из состава Minusma. В результате теракта, совершенного на автодороге Тессалит – Гао на севере Мали, погибли 2 солдата, 5 получили тяжелые ранения.

7 июля на пресс-конференции в Бамако глава Minusma Эль-Гасим Ван заявил, что миротворцы нуждаются в «поддержке» и «сотрудничестве» со стороны военных малийских властей с тем, чтобы выполнять их мандат. «Наша работа в Мали может принести результат только при поддержке и сотрудничестве со стороны малийских властей», — сказал он, призвав к «постоянному диалогу» с тем, чтобы преодолеть «недопонимание».

14 июля МИД Мали объявило, что с этого дня приостановлены все ротации военных и полицейских контингентов в составе Minusma, в том числе уже запланированные и объявленные. Малийские власти объяснили их решение «контекстом национальной безопасности».

17 июля вооруженные группы туарегов и арабов, ранее подписавшие мирное соглашение с Бамако «с тревогой» выразили сожаление в связи с тем, что действующие переходные власти, по их оценке, «отказались» от его реализации. В своем коммюнике «Координация движений Азавада» (КДА) – альянс групп, действующих на севере страны, заявил, что «с тревогой следит за постоянной деградацией социально-политической ситуации» в Мали. Его текст был распространен после 2-дневного совещания руководства КДА в г.Кидаль, прошедшего в присутствии представителей малийских властей и Minusma. В документе отмечалось, что КДА «осуждает любые формы насилия и террора в отношении гражданского населения» и «выражает сожаление в связи с отсутствием соответствующего ответа на эту драматическую ситуацию». КДА «с тревогой констатирует отказ от реализации Алжирского соглашения со времени начала функционирования переходных властей и оставляет за собой право действовать по обстоятельствам».

Напомним, что Алжирское соглашение 2015 г. предусматривало, в частности, интеграцию бывших повстанцев в ряды малийской армии и предоставление северным регионам страны большей автономии. Практически ничего в плане реализации этого соглашения не было сделано.

На встрече в Кидале было принято решение сменить главу КДА. Вместо Билаля аг Ашерифа этот пост занял Альгабасаг Интелла. Его характеризуют как человека, близкого к малийскому туарегу Айяду аг Гали, главарю «Группы поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ – основной джихадистский альянс в зоне Сахеля, близкий к «Аль-Каиде», запрещенной в РФ).

19 июля Министерство экономики и финансов Мали объявило, что Всемирный банк снял запрет на финансовые операции с этой страной, введенный в мае 2021 г. после двух военных переворотов.

20 июля правящая в Мали военная хунта предписала выдворить из страны представителя по печати Minusma Оливье Сальгадо, обвинив его в распространении «неприемлемой информации» по делу о задержании неделей ранее в международном аэропорте Бамако 49 военных из Кот д`Ивуар. По версии Бамако, О.Сальгадо заявил «без каких-либо доказательств, что малийские власти якобы были заранее предупреждены о прибытии 49 ивуарийских военных гражданским рейсом в международный аэропорт Бамако в воскресенье 10 июля». Малийские власти задержали ивуарийцев по обвинению в «наемничестве» и попытке дестабилизации обстановки в стране. Согласно Абиджану, его военнослужащие должны были участвовать в логистической поддержке ивуарийского контингента в составе Minusma, и об этом «хорошо знали малийские власти». Оказание такой поддержки национальным контингентам в составе миротворческих миссий соответствует нормам ООН, и это была восьмая по счету аналогичная ротация.

21 июля малийские военные объявили, что в период с 14 по 18 июля в серии операций в центре и на востоке страны «нейтрализовали» до 50 «террористов».

Также 21 июля малийские военные сообщили, что в серии боестолкновений с джихадистами в центральной и западной частях страны погибли 3 военных. Со стороны «Фаланги Масина», связанной с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ), потери составили 3 боевика убитыми.

Утром 22 июля неизвестные вооруженные лица атаковали самый большой военный городок малийских военных в пригороде Бамако Кати. Именно в нем проживают переходный президент полковник А.Гойта и министр обороны полковник Садио Камара. Немного позднее малийские военные сообщили об «отражении» атаки «террористов», в которой использовались 2 заминированных грузовика, которыми управляли смертники. Целью атаки было здание служб МТО, горючего и транспорта.

По первоначальным данным, были нейтрализованы 7 из числа нападавших, 8 были арестованы. Погиб 1 военнослужащий, 6 человек получили ранения. Сразу же возник вопрос о том, кто стоял за атакой, поскольку гарнизон в Кати никогда не подвергался атакам джихадистов. Однако Кати был местом, откуда стартовали несколько военных переворотов. Чуть позже военные сообщили, что атака была организована «Фалангой Масина». Последняя подтвердила факт атаки в своем коммюнике.

27 июля в трех скоординированных атаках джихадистов погибли по меньшей мере 15 малийских военных и 3 гражданских лиц. Таким образом, менее чем за неделю джихадисты совершили 11 атак.

В Буркина-Фасо 4 июля стало известно, что в течение двух предыдущих дней в результате двух атак предположительно джихадистов на севере и северо-западе страны погибли 34 человека из числа мирного населения. Согласно официальным данным, в этой стране только немногим более 40% территории страны находится под контролем государства. По оценкам экспертов, Буркина-Фасо превратилось в региональный эпицентр насилия в зоне Сахеля. В 2021 г. там было совершено больше террористических атак, чем в Мали или в Нигере.

10 июля джихадисты атаковали армейское подразделение в Барсалого на северо-востоке Буркина-Фасо. В результате атаки погибли 5 гражданских лиц, ранения получили 8 военных. Для преследования отходивших боевиков была использована французская авиация, которая уничтожила нескольких джихадистов и разрушила их тыловую базу.

18 июля стало известно, что днем ранее джихадисты атаковали деревню Гвиссингори на севере Буркина-Фасо. В результате атаки погибли до 10 гражданских лиц. Нападавшие разграбили имущество крестьян и увели с собой их скот.

21 июля в Уагадугу командующий контингентом «Бархан» генерал Л.Мишон на пресс-конференции утверждал, что изменение горного кодекса Мали якобы позволило ЧВК «Вагнер» установить контроль над тремя золотыми приисками в этой стране. По его версии, средства от продажи золота с этих приисков пойдут на оплату бойцов ЧВК.

28 июля на севере Буркина-Фасо в результате подрывов на 2-х самодельных взрывных устройствах погибли 6 военных и 3 бойца вспомогательных добровольных сил.

В столице Чада Нджамене 5 июля командующий контингентом «Бархан» генерал Лоран Мишон заявил, что в связи с уходом французов из Мали они намерены изменить способы своих действий, сконцентрировавшись на «поддержке» местных армий, а не на их подмене, как было раньше. В настоящее время численность контингента «Бархан» сократилась до 2,5 тысяч человек. Генерал подтвердил, что «Бархан» полностью уйдет из Мали до 1 сентября. Он отметил, что за последние годы численность малийской армии выросла с 7 до 40 тысяч человек.

13 июля в Нджамене главы Чада и Нигера обязались сделать все возможное для того, чтобы реанимировать совместный региональный антиджихадистский контингент «Г5 Сахель» после выхода из него Мали. Они подписали двусторонний документ о сотрудничестве в сфере безопасности, о содержании которого на тот момент ничего не было известно. Махамат Идрис Деби и Мохаммед Базум объявили, что «в ближайшее время» состоится 4-сторонняя встреча стран-участниц «Г5 Сахель» с тем, чтобы ее контингент «был дееспособным». Остается вопрос – как это сделать без Мали, ставшего эпицентром конфликта? Хотя – как справедливо заявил АФП дипломат одной из африканских стран в Бамако, «членство в «Г5 Сахель» приносит деньги и тыловую поддержку от партнеров». Он же напомнил, что ООН поддерживала 8 батальонов контингента, оплачивая поставки топлива и продовольствия.

В целом, июльские и явно скоординированные атаки «Фаланги Масина» показали, что джихадисты намерены расширить на юг Мали зону проведения своих операций. И пока непонятно, как малийские власти справятся с этим новым вызовом. И не только они, поскольку «освоение» юга Мали позволяет ГПИМ двинуться дальше к атлантическому побережью – в Бенин и Того. При этом наблюдатели отмечают, что ГПИМ в отличие от ИГ не прибегает к слепому насилию, пытаясь таким образом не отталкивать от себя местное население.

 

52.18MB | MySQL:103 | 0,461sec