О проблемах турецкой компании Baykar Makina, которая производит БПЛА Bayraktar TB2

Сельчук Байрактар, зять президента Реджепа Тайипа Эрдогана и технический директор компании Baykar Makina, которая производит военные беспилотники Bayraktar TB2, заявил 30 августа  в телевизионной программе, что проекты Турции по созданию беспилотных летательных аппаратов и беспилотных истребителей потерпят неудачу, если не будет политической поддержки, объяснив это тем, что он поддерживает нынешнее правительство перед предстоящими выборами в 2023 году. Заявив, что производимые компанией беспилотники являются мировыми лидерами в своем классе, Байрактар сказал, что если правительство потеряет интерес к проектам, есть реальный риск потерять свое лидерство в мире. Он также сказал, что этот сценарий «очень вероятен» и для других проектов, если к власти придет правительство с другой повесткой дня, имея в виду оппозиционные партии, которые Р.Т.Эрдоган часто обвиняет в том, что они находятся под влиянием иностранных государств. В качестве примера он привел историю с проектом отечественного автомобиля Devrim, который Турция произвела в 1961 году, но не смогла запустить в массовое производство, потому что не могла найти необходимой экономической и политической поддержки у государства.  По оценке Байрактара, если главной целью не является производство самых передовых технологий внутри страны, Турция не сможет быть независимой. Заявив, что тот факт, что Азербайджан наградил его и его брата государственной медалью, является доказательством того, насколько полезны беспилотники, Байрактар добавил, что если бы Турция импортировала вооруженные беспилотники, она не добилась бы успеха в борьбе с терроризмом. Если говорить проще, то зять президента серьезно опасается, что в случае ухода Р.Т.Эрдогана его просто отстранят от владения компанией Baykar Makina, и поводов для этого предостаточно.

Президент Р.Т.Эрдоган рассматривает компанию Baykar Makina  как семейный бизнес и продает ее продукцию во многих странах, особенно в Африке. Не секрет, что Эрдоган, члены его семьи и его деловые партнеры получают огромную выгоду от продажи продукции оборонной промышленности и военной техники. Baykar Makina использует все государственные объекты, но также получает высокую прибыль на местном и международном рынках от продажи оружия, и единственным лицом, принимающим решения в этой сфере, является лично Р.Т.Эрдоган. Важной причиной выбора другими странами турецких беспилотников является то, что в Турции нет длительного процесса утверждения экспорта, в отличие от США и Европейского союза, а также широкая кредитная государственная линия. Президент Эрдоган на церемонии выпуска курсантов военно-морского флота на прошлой неделе заявил, что турецкая армия намного сильнее благодаря вооруженным военным беспилотникам производства Baykar Baykar Makina. Военные турецкие эксперты при этом говорят, что беспилотники Bayraktar ТВ2 являются хорошим продуктом в классе беспилотников средней дальности, но  они не полностью изготовлены из местных комплектующих,  и импортируемая продукция из различных цепочек поставок для их производства является критически важными деталями этого проекта. Они также заявляют, что многолетний опыт и знания турецких вооруженных сил в проектах беспилотников теперь целиком аккумулированы в проекте Baykar Makina, но несмотря на это, Bayraktar ТВ2 не смог достичь желаемых целей в районах с сильными системами противовоздушной обороны, но это идеальное оружие для использования в борьбе с терроризмом. Например, вооруженные беспилотники Bayraktar ТВ2 плохо зарекомендовали себя в Ливии и были легкой мишенью для наземного огня. Согласно докладу, представленному Совету Безопасности ООН Группой экспертов по Ливии 8 марта 2021 года, вооруженные беспилотники Bayraktar TB-2 «были легко уничтожены в воздухе системой ПВО «Панцирь С-1», которая была поставлена Объединенными Арабскими Эмиратами, а затем Россией». Это делает этот тип дронов идеальным продуктом для третьих стран с их повстанческими движениями. Украинцы тем не менее, считают беспилотники Bayraktar ТВ2 одним из своих самых полезных видов оружия в войне с Россией. Украинское население даже собирал деньги, чтобы закупить эти беспилотники для украинской армии. В июне Baykar Baykar Makina объявила, что передаст Украине 3 беспилотника бесплатно, и хотела, чтобы доноры потратили собранные деньги на гуманитарные нужды. В данном шаге, однако больше пропаганды, чем практики. Вообще надо учитывать тот факт, что «яро проукраинская» позиция Сельчука Байрактара во многом объясняется не какими-то идеологическими моментами. Ему критически необходимы украинские двигатели, отсюда и все эти пропагандистские шаги и соответствующие  публичные заявления.   Халук Байрактар, генеральный директор Baykar Makina, сопровождал президента Эрдогана во время визита в Украину 19 августа. При этом о применении самих турецких дронов на Украине уже давно ничего не слышно, зато много разговоров об открытии завода по производству БПЛА на Украине. В соответствии с новым соглашением, подписанным во время официального визита Эрдогана в Киев в феврале 2022 года, Украина должна выделить землю для завода по производству беспилотников Bayraktar TB2 сроком на 49 лет и предоставить ряд льгот. Детали и материалы, используемые при производстве беспилотников, будут освобождены от пошлины, а вся финансовая и кадровая информация, касающаяся нового объекта, будет храниться в тайне. В дополнение к заводу по производству БПЛА также будет построен учебный центр.  Baykar Makina будет освобождена от подоходного налога в течение 10 лет из-за своих инвестиций. Срок действия соглашения истекает 1 января 2035 года. Для Baykar Makina, которая в настоящее время использует двигатели украинских компаний «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич» в производимых военных беспилотниках, производственная база в Украине также обеспечит удобство с точки зрения логистики и времени. Вот собственно и вся подоплека большой любви С.Байрактара к Украине, правда, надо понимать, что тот же завод «Мотор Сич» серьезно пострадал о налетов российской авиации и ракетных ударов, и его потенциал по серьезному и регулярному производству двигателей вызывает определенные сомнения.  Анкара также учитывает возможную негативную реакцию Москвы на массированный экспорт дронов на Украину (на кону и газ, и туристы, и сирийское досье, и зерновая сделка), а также не платежеспособность Украины. В этой связи отметим, что между странами был налажен своеобразный бартер: турки расплачивались за двигатели даже не дронами, а другими видами вооружения. И поставляли они его через Азербайджан, который отправлял турецкие авиабомбы и снаряды в Судан, а оттуда уже украинскими транспортными самолетами «под зеленым флагом» они перегонялись в Румынию, а затем на Украину. И курировал этот вопрос со стороны суданцев ряд местных компаний, аффилированных с главой Суверенного совета генералом А.В. аль-Бурханом. В этом контексте часто упоминают имя суданского бизнесмена А.Муфадалла. В этом факте кроется относительная терпимость американцев к этому генералу, несмотря н все его «антидемократичные» действия внутри страны. Но сейчас эта схема приостановилась   в том числе и силу излишней огласки и соответствующей негативной реакции со стороны Москвы.

53.2MB | MySQL:103 | 0,471sec