31 августа информационное агентство Reuters опубликовало журналистское расследование касательно влияния власти на прессу в Турции. Расследование вышло под весьма красноречивым заголовком «Инсайдеры рассказали, как Эрдоган приручил турецкие редакции».
Под заголовком значится: «По словам инсайдеров СМИ, из офисной башни (имеется в виду Управление по связям с общественностью при администрации президента Турции под руководством Фахреттина Алтуна – прим.) в Анкаре турецкие чиновники формируют новости страны, и это всегда идет на пользу президенту Тайипу Эрдогану».
В прошлых частях нашей публикации мы привели полностью данный материал, а также первые комментарии турецких проправительственных обозревателей. Часть 3 материала доступна на сайте ИБВ по ссылке http://www.iimes.ru/?p=89416#more-89416 .
Напомним, что в продолжение темы информационных атак на Турцию со стороны «западных партнёров» информационное агентство «Anadolu» опубликовало ответ на «расследование» авторства доц. д.н. Факультета коммуникации Стамбульского университета Тургая Ерликая. Материал был опубликован 2 сентября под заголовком «Анализ Управления по коммуникациям со стороны Reuters — это новый этап антитурецкой политики».
Цитируем:
«Послужной список британской прессы, часто нацеленной на Турцию, также весьма проблематичен. Например, довольно субъективно то, что агентство Reuters предпочло подчеркнуть опасения и опасения, выраженные западными странами по поводу «авторитаризма Турции», вместо того, чтобы сосредоточиться на успешном восстановлении Турции сразу после попытки государственного переворота 15 июля.
Другим примером является то, что в 2021 году BBC Turkish произвела фейковые новости на основе статьи, написанной министром обороны Великобритании Беном Уоллесом для газеты Mail On Sunday, в которой Турция не упоминалась, и манипулировала турецким общественным мнением по деликатному вопросу иммигрантов. «Мы создадим ряд центров за пределами Афганистана для афганцев, которых мы обязаны доставить в Великобританию», — сказал Уоллес.
Турецкая служба BBC, которая вынесла на повестку дня общественности свои заявления на тему, что Турция станет центром для значительного числа афганских иммигрантов, тем самым расписалась в скандале.
После заявлений директора по связям с общественностью Фахреттина Алтуна, которые раскрыли манипулирование турецкой BBC во всех ее аспектах, учреждение было вынуждено принести извинения и отказаться от своей политики фейковых новостей.
Агентство Reuters, которое, время от времени, становилось основой финансовых операций против Турции, а также политической дезинформации, в последнее время способствовало распространению не имеющих отношения к действительности спекуляций о Центральном банке и публиковало публикации, утверждающие наличие финансового кризиса в Турции.
Агентство Reuters, которое стремится дискредитировать трансграничные военные операции Турции по соображениям безопасности, распространило ложь о том, что Турция нанесла удар по школе и резервуару с водой в Африне, в так называемом новостном сообщении, основанном на источниках СНС. Точно так же агентство Reuters игнорировало борьбу Турции с ДАИШ (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – прим.) и распространяло антитурецкую дезинформацию через эту организацию. Агентство, которое не принимало во внимание то, как разведывательные организации иностранных государств переправляли террористов в Сирию, придерживалось политики публикаций, которая игнорировала этические нормы в отношении отношений между терроризмом и СМИ.
Упомянутый орган СМИ пытался манипулировать общественностью с помощью изображений, которые он использовал, а также необоснованных новостей и контента в борьбе Турции со вспышкой Covid-19. Например, в то время, когда уличные запреты (в Турции – прим.) были сняты, сообщение Reuters о том, что уличные запреты могут быть введены снова, без опоры на какой-либо официальный источник, также было направлено на создание эффекта, увеличивающего неопределенность в обществе.
Этот анализ, основанный на комментариях и заявлениях лиц, якобы работающих в мейнстриме, а также лиц, известных как диссиденты, нацелен на эффективную и успешную работу Управления по коммуникациям, которая осуществляется скоординировано с 2018 г. и обсуждается в разных странах как коммуникационная модель Турции. Недавно введенная коммуникационная модель устранила институциональную фрагментацию в Турции. Эта эффективная и скоординированная модель коммуникации создала осведомленность на международной арене. В этом контексте коммуникационная политика, проводимая Управлением, способствует пониманию его справедливой и решительной позиции в региональных и глобальных конфликтных и рискованных ситуациях, стороной которых также является Турция. По сути, коммуникационная стратегия, сформулированная директором по коммуникациям Фахреттином Алтуном как «выполнение работ, достойных возвышения нашей страны, имеющей голос в регионе и в мире, и объявление голоса нашей нация и справедливая борьба нашего государства во всем мире». Это имеет параллели с критикой глобальной системы, которой в последнее время следует Турция, взывающая к справедливости и равенству.
Роль Президиума как в национальных, так и в международных кризисах с 2018 года в значительной степени способствовала глобальному пониманию принятой модели коммуникации. Управление, которое нейтрализовало риторику, направленную на осуждение Турции, правильно информируя международную общественность во время убийства Джамаля Хашогги, продемонстрировал аналогичный эффект в победе в Нагорном Карабахе. Шаги, направленные на разъяснение законных и законных требований Турции в вопросе Восточного Средиземноморья и демонстрацию истинного лица террористических организаций FETO и РПК/СНС, также являются примерами, укрепляющими этот успех. Эта коммуникационная модель, в которой очень эффективно используются письменные и визуальные материалы, выполняет важную функцию по нейтрализации антитурецких дискурсов и созданию более здоровой коммуникационной среды в то время, когда критические вмешательства осуществляются с помощью информации».
Итак, переходим к итогам нашего рассмотрения, с точки зрения несказанного выше.
Первое и главное: Турция создала и по форме и по сути новую для себя структуру, которая получала название Управление по коммуникациям (или Управление по связям с общественностью) при администрации президента. В её обязанности входит классическая для функционала прошлого выдача журналистских аккредитаций зарубежным представителям прессы. Однако, как сказали турецкие обозреватели выше, да и сам неоднозначный во всех отношениях «отчет» Reuters, цель у Управления по коммуникациям – ведение информационной войны на всех её фронтах, как внутри Турции, так и за её пределами. Это подразумевает сопровождение, пресечение или дезавуирование нежелательной для себя информации (условно «дезинформация») и проведение своей информационной повестки, которая вписывается, если говорить более широко, в политику, внешнюю и внутреннюю руководства страны.
За 4 года своего существования Управление по коммуникациям стало влиятельной структурой, с очень серьезным весом в турецкой административной системе. Это касается и её первого лица – Фахреттина Алтуна, который стал членом ближнего круга президента Реджепа Тайипа Эрдогана, постоянно сопровождающего того, по крайней мере, в его зарубежных визитах.
Заметим, что часть новостной повестки «от первого лица», то есть высказываний президента Реджепа Тайипа Эрдогана, пресс-релизов Администрации президента, а также информации о встречах и зарубежных визитах забрало на себя Управление по коммуникациям у официального сайта администрации президента Турции (https://www.tccb.gov.tr/).
Отметим, что Управление по коммуникациям при Фахреттине Алтуне работает в тесной связке с государственной теле- и радиовещательной компанией TRT, информационным агентством Anadolu, а также Комитетом по размещению объявлений (рекламы – И.С.) в прессе BİK. Таким образом, Управление оказывается в состоянии регулировать подачу информации внутри страны, далее производить нужный для себя контент и осуществлять его распространение внутри страны и за её пределами по каналам вещания TRT. Заметим, что TRT превращается в своего рода аналог авиакомпании «Турецкие авиалинии» в плане широкого и продолжающегося быстро расширяться географического и языкового охвата вещания.
Налицо – формирование у Турции инфраструктуры для ведения полноценной информационной борьбы и, конечно, велика в этом роль Фахреттина Алтуна, вставшего у руля Управления по коммуникациям. Приведем, в заключение, краткую биографическую справку:
Фахреттин Алтун, профессор коммуникационных наук, защитил докторскую диссертацию в Стамбульском университете. Алтун, который некоторое время учился в США, работал лектором, заведующим кафедрой и деканом в Стамбульском университете Шехир, Стамбульском университете Медениет и Университете Ибн Халдуна. Кроме того, он взял на себя обязанности генерального координатора SETAV (Фонд политических, экономических и социальных исследований – И.С.) в Стамбуле.
Он работал обозревателем и главным редактором во многих печатных СМИ и издательствах, таких как Sabah, Akşam, Daily Sabah, Kriter, Anlayış, Yöneliş и Küre. Он готовил новостные и дискуссионные программы для национальных телеканалов, особенно TRT 1, TRT 2 и TRT Haber, был гостем многих программ.
Фахреттин Алтун, занимающийся исследованиями в области турецкой модернизации, политической коммуникации и культурных исследований, написал книги под названием «Теория модернизации» (2002 г.) и «Турция как стабилизирующая сила в эпоху потрясений» (2021 г.). Кроме того, он участвовал в качестве автора глав и редактора в таких книгах, как «Свобода прессы в Турции» (2016 г.), «Триумф турецкой демократии» (2016 г.), «15 July’da Medya» (2017 г.), «Истоки терроризма и стратегия борьбы с терроризмом» (2018 г.).
Фахреттин Алтун был назначен директором Управления по связям с общественностью президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом 25 июля 2018 года.