О развитии турецко-американских отношений

Руководство Турции и США продолжает демонстрировать стремление к углублению турецко-американских отношений. Очередным этапом развития данного процесса, начавшегося после смены власти в Белом Доме, стали переговоры госсекретаря США Х.Клинтон и министра иностранных дел Турции А.Давутоглу, прошедшие в Вашингтоне в начале июня.

Встреча состоялась вскоре после назначения А.Давутоглу на пост министра иностранных дел, таким образом, у госсекретаря США появилась возможность сразу познакомиться со своим новым коллегой, с которым ей, возможно, предстоит работать не один год. В то же время визит А.Давутоглу в США является символичным и подчеркивает значение, которое Анкара придает отношениям с США. Напомним, что и сама Х.Клинтон посетила Турцию всего через месяц после своего вступления в должность. А.Давутоглу, сменивший А.Бабаджана на посту главы внешнеполитического ведомства Турции, начиная с 2002 г. выполнял обязанности советника премьер-министра по вопросам внешней политики.

Выступления Х.Клинтон и А.Давутоглу на пресс-конференции по итогам переговоров были проникнуты оптимизмом и наполнены многообещающими заявлениями. Действительно, турецко-американское взаимодействие связано с широким спектром глобальных и региональных проблем. Турцию и США объединяет многолетнее сотрудничество в рамках НАТО и участие в совещаниях G-20, призванных найти ответ на такой актуальный вызов современности, как мировой экономический кризис. В число важнейших направлений турецко-американского сотрудничества входят борьба с терроризмом (в частности, стабилизация обстановки в Ираке, Афганистане и Пакистане) и новые маршруты транспортировки энергоресурсов, прежде всего, из месторождений Закавказья и Средней Азии.

Руководство США неизменно выражает поддержку процессу переговоров о вступлении Турции в Европейский Союз. Кроме того, госсекретарь Клинтон заявила, что США приветствуют усилия Турции по нормализации отношений с Арменией, а также усилия, направленные на решение Нагорно-Карабахского конфликта.

На переговорах в Вашингтоне обсуждалась ситуация на Ближнем и Среднем Востоке и на Кавказе, а также перспективы развития двусторонних отношений Турции и США в таких областях как экономика, энергетическая безопасность и культурное сотрудничество. Особое внимание было уделено возможностям расширения торговых отношений двух стран. Министр иностранных дел Турции отметил совпадение подходов сторон ко многим из обсуждавшихся вопросов. Турция и США считают перспективным сотрудничество в налаживании диалога цивилизаций и в работе Совета Безопасности ООН, кресло непостоянного члена которого недавно заняла Анкара.

Обсуждение состояния и перспектив развития турецко-американских отношений идет не только на высшем уровне руководства внешнеполитическими ведомствами обеих стран, но также среди политологов. В середине мая в Комитете по международным отношениям Конгресса США прошли слушания под названием «США и Турция: образец партнерства».

Выступавший с докладом вице-президент Центра стратегических и международных исследований (CSIS) С.Фленеган отметил, что стратегические интересы США и Турции по-прежнему близки и заключаются в следующем:

— долгосрочная стабилизация обстановки на Ближнем Востоке;

— противодействие терроризму и экстремизму;

— сохранение открытой структуры мировой экономики;

— безопасность энергетических потоков;

— содействие стабильности и суверенитету государств Кавказа и Центральной Азии;

— конструктивный диалог со странами Европы.

Вместе с тем, С.Фленеган выразил мнение о том, что повестка дня американо-турецкого сотрудничества включает в себя три группы проблем различной степени сложности.

К первой группе относятся вопросы, представляющие собой сферу совпадающих интересов Вашингтона и Анкары. В их число входят безопасность и развитие Ирака, Афганистана и Пакистана; активизация двусторонней торговли и инвестиций; военное сотрудничество; переговоры о вступлении Турции в ЕС.

Вторую группу составляют вопросы, позиции сторон по которым, в целом, совпадают, но политика, проводимая руководством США и Турции, существенно различается, причем во многом это происходит под влиянием внутриполитических факторов. Среди таких проблем отношения с Россией, Арменией и Грецией; строительство трубопровода Южный поток, предназначенного для транспортировки энергоресурсов Каспия; палестино-израильское урегулирование; замороженные конфликты на Кавказе и на Кипре.

Третья группа включает в себя проблемы, подходы Анкары и Вашингтона к решению которых фундаментально различаются. По этой причине работа с данными проблемами требует как от США, так и от Турции крайней осторожности. В качестве основных вопросов такого рода Фленеган называет активность России на Черном море и на Кавказе; энергетические и торговые отношения с Ираном; иранскую ядерную программу.

Главным источником сложностей в американо-турецких отношениях является недостаток доверия и подозрительность, порожденные войной в Ираке 2003 г. и ее последствиями. Для преодоления негативных тенденций и формирования образцовой модели партнерства между Вашингтоном и Анкарой потребуются длительные целенаправленные усилия обеих сторон.

США следует обратить внимание на состояние торгово-экономических отношений с Турцией. Не вызывает сомнения, что страны Евросоюза, Россия и другие соседи Турции останутся ее ведущими партнерами в сфере торговли и инвестиций. Однако, очевидно наличие неиспользуемого потенциала для наращивания турецко-американских связей. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2008 г. менее 5% общего объема внешнеторгового оборота Турции пришлось на торговлю с США.

Старший советник Госдепартамента США Д.Филлипс, в период с 2001 по 2004 гг. возглавлявший Комиссию по примирению Турции и Армении (TARC), в своем выступлении на слушаниях сделал акцент на внимании руководства США к процессу нормализации турецко-армянских отношений. По словам Д.Филлипса, «и Турция, и Армения являются союзниками Вашингтона и вносят свой вклад в борьбу с глобальным экстремизмом. У Армении одинаково хорошие отношения как с США, так и с Россией. Влиятельная армянская община в США обеспечивает прочность американо-армянских связей». Д.Филлипс предложил призвать турецкую и армянскую элиту к обсуждению уроков прошлого и перспектив двусторонних отношений, а также создать специальный фонд финансирования совместных проектов Турции и Армении. Управление фондом возьмет на себя США, «чтобы обеспечить прозрачность и объективность».

Сотрудник Фонда Маршалла доктор И.Лессер в своем выступлении выделил следующие три типа вызовов, с которыми Анкара и Вашингтон сталкиваются при моделировании отношений.

1. Распространение в турецком обществе негативного отношения к США. Успех попыток Вашингтона вдохнуть новую жизнь в отношения с Анкарой во многом будут зависеть от способности американской администрации создать позитивный имидж США в глазах турецких граждан. Руководство современной Турции, ориентированной на интеграцию с Европой, вынуждено прислушиваться к общественному мнению и зачастую совершает популистские ходы при формировании внешней политики. Визит президента Обамы в Турцию в апреле 2009 г., последовавший за участием во встрече G-20 в Лондоне и в саммите НАТО в Страсбурге, был исполнен геополитического символизма и породил большие ожидания. Задача руководства обеих стран заключается в том, чтобы развить положительные тенденции.

2. В широком смысле, США и Турцию объединяет общая политическая повестка дня, но часто приоритеты сторон различаются. Например, с точки зрения иракской проблемы для Анкары первоочередную важность представляет сотрудничество в борьбе с РПК, включая обмен разведданными и давление на руководство Курдского автономного района с целью пресечь деятельность РПК на севере Ирака. В свою очередь, для Вашингтона основополагающим моментом является содействие Турции при выводе американских солдат из Ирака, подразумевающее использование турецких портов и авиабазы Инджирлик, а также участие Турции в сохранении политической стабильности в Ираке.

Что касается авиабазы Инджирлик, то она не только служит связующим фактором для турецко-американского сотрудничества, но и предметом непрекращающихся дискуссий по поводу ее использования. В этой связи И.Лессер предлагает перенести акцент на использование авиабазы в рамках НАТО, а не в контексте двусторонних отношений Анкары и Вашингтона, чтобы исключить влияние возможных политических разногласий.

3. Существуют вопросы долгосрочного характера, затрагивающие международную роль Турции и ее отношения с США. Для сохранения стратегического союза с Анкарой Вашингтону следует понять и принять данные факторы. В этой связи И.Лессер приводит свое видение путей укрепления американо-турецкого альянса:

Белому Дому нужно признать ограниченность своего влияния на общественно-политическое развитие Турции. Анкара намерена реализовывать собственные внешнеполитические интересы, не всегда совпадающие с американскими.

Необходимо диверсифицировать американо-турецкое взаимодействие, которое было сфокусировано преимущественно на вопросах геополитики и безопасности.

Вашингтону следует поощрять «европеизацию» Турции и делать акцент на трансатлантических, «трехсторонних» аспектах отношений с Анкарой.

62.85MB | MySQL:102 | 0,562sec