Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 июня – 5 июля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Иране. 30 июня американские войска покинули пределы городов Ирака, что стало важным этапом в реализации американо-иракского соглашения 2008 г. о выводе ВС США из Ирака и их деятельности на период временного пребывания в стране. Наблюдательный совет Ирана после час-тичного пересчета голосов 29 июня окончательно подтвердил победу М. Ахмадинежада на президентских выборах, состоявшихся 12 июня.

После завершения вывода войск США из городов Ирака вся полнота ответственности за обеспечение безопасности на территории страны перешла к иракским властям. 30 июня был объявлен праздником – «Днем национального суверенитета». Вместе с тем, говорить о достижении Ираком полного суверенитета нет оснований. Так, воздушное пространство страны продолжат контролировать американские военные, т. к. Ирак не располагает силами и средствами ПВО, не имеет боевой авиации. Нет полной уверенности и в том, что иракская армия и полиция смогут самостоятельно справиться с задачами обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Именно поэтому американские войска размещены на базах, большая часть которых находится вблизи городов, что позволит им в случае необходимости оперативно прийти на помощь иракцам. Но пока на минувшей неделе террористы и боевики не проявляли особой активности, а совершенные ими акции не были крупными.

В Багдаде со 2 по 4 июля находился с визитом вице-президент США Дж. Байден. Он провел переговоры с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики и вице-президентом Т. аль-Хашеми, на которых обсуждалась обстановка в стране и перспективы американо-иракских отношений. Отметим, что в Вашингтоне проявляют повышенную обеспокоенность продолжаю-щимся противостоянием между различными политическим силами Ирака и отсутствием прогресса в деле национального примирения. В этой связи Байден предложил американское содействие в деле налаживания межиракского диалога. Но в ответ Н. аль-Малики заявил, что «примирение является исключительно иракским делом и любое неиракское вмешательство может иметь негативный эффект. Мы не хотим, чтобы американцы пришли и вмешались». Ответной реакцией Байдена на это заявление стали слова о том, что если иракские руководители не воспрепятствуют возобновлению межобщинных конфликтов, то США могут отказать Ираку в помощи. Многие политические наблюдатели отмечают снижение влияния Соединенных Штатов в Ираке, подчеркивая, что этот процесс может ускориться по мере вывода из страны американских войск. В то же время отмечается, что «если иракцы сами не готовы к примирению, … то Байден не может им в этом помочь».

Это подтверждается на примере обостряющихся отношений между арабами и курдами. Острую реакцию арабских политиков вызывал опубликованный 24 июня проект конституции курдской автономии. 29 июня 50 депутатов иракского парламента выступили с заявлением, в котором подчеркивают, что проект курдской конституции «несовместим» с федеральным основным законом, особенно в части властных полномочий автономного региона. Резкое возражение арабской стороны вызвали территориальные претензии курдских лидеров. Так, в проекте конституции к Курдистану, наряду с официально входящими в состав автономии провинциями Дахук, Сулеймания и Эрбиль, причисляются Киркук, а также целый ряд районов северной провинции Найнава и северо-восточной провинции Дияла.

Наблюдательный совет Ирана после завершения выборочной проверки 10 проц избирательных бюллетеней 29 июня официально окончательно подтвердил победу президента ИРИ М. Ахмадинежада на выборах 12 июня. В Тегеране объявили, что инаугурация Ахмадинежада на второй президентский срок состоится в период с 26 июля по 19 августа.

Со своей стороны, главный соперник М. Ахмадинежада на выборах М. Х. Мусави назвал частичный пересчет недостаточным, настаивая на полном пересчете голосов. Вместе с тем Мусави более не призывает своих сторонников к проведению уличных акций протеста. В распространенном 5 июля отчете о нарушениях в ходе подготовки и проведения президентских выборов, Мусави обвиняет Ахмадинежада и иранские власти в активном и масштабном использовании возможностей госаппарата и многочисленных подтасовках, включая изготовление 14 млн «лишних» избирательных бюллетеней.

В Иране со стороны некоторых органов власти и сторонников правительства усиливаются требования расследовать роль М. Х. Мусави в прошедших в стране демонстрациях протеста и даже привлечь его к судебной ответственности по обвинению в «посягательстве на национальную безопасность» (соответствующее обращение командование Корпуса стражей исламской революции уже передало в генеральную прокуратуру ИРИ). Мусави также пытаются обвинить в государственной измене, сотрудничестве с иностранными государствами, называют «агентом США» и т. п. Кроме того, раздаются призывы предать суду еще одного видного политика и сторонника реформ бывшего президента ИРИ М. Хатами.

В ответ на задержание иранцев – сотрудников британского посольства в Тегеране, страны Евросоюза провели скоординированную дипломатическую акцию: иранские послы в европейских столицах были вызваны в МИДы, где им заявили резкий протест в связи с этим инцидентом. Сообщается, что инициатором этой акции стал президент Франции Н. Саркози. В Тегеране же заявляют, что Евросоюз по причине вмешательства в иранские беспорядки «дисквалифицировал себя в качестве одной из сторон на переговорах» по ядерной программе ИРИ.

В МИД России заявили, что наша страна выступает против введения новых санкции в отношении Ирана, т. к. «в Москве исходят из того, что не санкции, а диалог поможет найти общий язык с Тегераном».

На прошедшей неделе на юге Ирана прошли учения сухопутных войск, в ходе которых отрабатывались вопросы «принципиально новой тактики ведения боя» и организации взаимодействия между различными частями и подразделениями. Сообщается, что на учениях штабы и войска использовали новейшие средства связи, «ведения электронной и психологической войны».

Вице-президент США Дж. Байден 5 июля заявил, что Вашингтон не станет препятствовать Израилю, если эта страна решит провести превентивную военную операцию для ликвидации ядерной угрозы со стороны Ирана.

В специальном докладе, подготовленном для Совета Безопасности ООН, говорится о росте насилия в Афганистане, уровень которого в 2009 г. вырос на 24 проц по сравнению с прошлым годом. За пять месяцев текущего года в результате терактов в стране погибли около 800 человек из числа гражданского населения. 55 проц безвозвратных потерь среди гражданских лиц составляют люди, погибшие от действий талибских боевиков, а 33 проц — погибли от действий сил коалиции во главе с США и НАТО. Афганское МВД сообщает об увеличении числа терактов за последние две недели.

2 июля американские войска (8,5 тыс. морских пехотинцев) при участии подразделений афганской армии (650 чел.) начали в южной провинции Гильменд крупнейшую операцию «Удар меча» с целью очитски региона от боевиков движения «Талибан» до намеченных на 20 августа президентских выборов. Содействие американцам оказывают британские войска (9 тыс. человек), размещенные в провинции. Британцы заблаговременно перерезали наиболее важные коммуникации талибов в районе боевых действий. В первые дни операции войска США почти не встречают сопротивления со стороны противника и уже заняли несколько районных центров и деревень, ранее находившихся под контролем талибов. В ответ на действия США и их союзников в провинции Гильменд исламистские боевики активизировали свои действия, в т. ч. нападения на войска США, в других районах Афганистана.

Командование вооруженных сил Пакистана перебрасывает в южные приграничные районы с Афганистаном дополнительные войска. Это делается из-за опасения того, что афганские талибы, отступающие под ударами американских войск, могут попытаться отойти на пакистанскую территорию.

Талибы, действующие в Северном Вазиристане, 30 июня заявили о разрыве мирного соглашения с правительством, заключенного в феврале этого года. Решение талибов принято «в связи с продолжающимися налетами американской авиации и военными операциями пакистанской армии».

В долине Сват на северо-западе страны и прилегающих к ней районах продолжаются боестолкновения правительственных войск с талибскими боевиками.

Франция заявила о согласии предоставить Пакистану боевые вертолеты «Тигр» и другое новейшее вооружение и снаряжение с тем, чтобы повысить возможности его армии в борьбе с боевиками экстремистских группировок. Об этом было заявлено по итогам визита в страну высокопоставленной французской военной делегации, которая провела переговоры с президентом Пакистана А. А. Зардари, главой правительства Ю. Р. Гилани и командующим армией М. Кияни. Стороны договорились о расширении сотрудничества в сфере обороны и использования мирных ядерных технологий.

30 июня в Хартуме было объявлено, что президентские и парламентские выборы в Судане вновь переносятся. На этот раз с февраля на апрель 2010 г. Власти мотивируют свои действия тем, что к середине мая 2009 г. все еще не были получены результаты всеобщей переписи населения страны. Влиятельная оппозиционная партия «Умма» и действующее в Дарфуре повстанческое Движение за справедливость и равенство (ДСР) в совместном заявлении, принятом 3 июля в Каире, призвали к проведению всеобщих выборов в июле 2009 г., как это было первоначально определено в мирном соглашении 2005 г. между правительством и повстанцами-южанами. Также было заявлено, что полномочия нынешнего правительства во главе с президентом О. аль-Баширом истекают через несколько недель. В данной связи «Умма» и ДСР призывали к созданию временного правительства, которое бы представляло «весь Судан». Власти никак не отреагировали на заявления оппозиции.

Саммит Африканского союза, проходивший в Ливии, принял 3 июля резолюцию о прекращении сотрудничества с Международным уголовным судом, что связано с выдачей этим органом ордера на арест президента Судана О. аль-Башира.

В столице Сомали Могадишо продолжаются ожесточенные бои между правительственными войсками и отрядами радикальных исламистских группировок. Сообщается о многочисленных жертвах среди гражданского населения.

Король Иордании Абдалла II объявил 2 июля новым наследником престола своего 15-летнего сына Хусейна. Пост наследника оставался вакантным с 2004 г. Назначение Хусейна не внесет серьезных изменений в структуру органов государственного управления и не повлияет на расстановку сил в высших эшелонах власти королевства.

Президент Сирии Б. Асад направил президенту США Б. Обаме неформальное приглашение посетить Сирию, отметив, что возможность его личной встречи с Обамой зависит от американского лидера. По мнению Асада, если такая встреча состоится, то это не предполагает, что на ней он и Обама обязательно должны соглашаться между собой по всем вопросам.

Правительство Турции 2 июля подписало с консорциумом немецких компаний контракт, предусматривающий совместную постройку шести неатомных подводных лодок пр. U-214. Стоимость проекта оценивается в 3,5 млрд долларов. Подводные лодки будут строиться на судоверфи «Гельджук» в Турции, как это и требовало командование национальных ВМС. Доля участия турецких компаний в строительстве лодок составит около 80 проц. Причем до 20 основных систем и подсистем кораблей будут изготовлены турецкими производителями. Первая подводная лодка должна быть поставлена турецкому флоту в 2015 г.

Саудовская Аравия подписала с европейским аэрокосмическим объединением EDAS контракт на оборудование системами контроля и наблюдения своих сухопутных и морских границ в течение пяти лет. При этом в первую очередь будет оборудована граница королевства с Ираком. Стоимость работ и техники оценивается примерно в 2,8 млрд долларов.

Приложение

О проблеме иракских беженцев и перемещенных лиц

Проблема иракских беженцев и перемещенных лиц в ее нынешнем виде возникла в дни американо-британского вторжения в страну весной 2003 г., когда многие иракцы, спасаясь от войны и ее последствий, покинули места своего постоянного проживания, бежали за границу или переместились в более спокойные районы в самом Ираке. В последующие годы число бе-женцев и перемещенных лиц неуклонно росло, чему способствовали осложнение ситуации в сфере безопасности, усиление межконфессиональной и межэтнической розни, резкое ухудшение социально-экономического положения в стране. Этот процесс ускорился и стал более масштабным в период с весны 2006 г. по осень 2007 г., когда обстановка в Ираке характеризовалась повышенной напряженностью, а противостояние между суннитами и шиитами резко обострилось. В этот период ежемесячно до 50 тыс. иракцев пытались покинуть пределы страны. В целом к началу 2008 г. примерно 2,2- 2,4 млн иракцев нашли прибежище за рубежом, преимущественно в соседних странах, а около 2,8 млн человек стали перемещенными лицами внутри Ирака.

По оценке Управления верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ), массовые перемещения иракцев за рубеж и внутри страны стали крупнейшими на Ближнем Востоке после 1948-1949 гг., когда до и в ходе первой арабо-израильской войны более 900 тыс. палестинцев были вынуждены покинуть места своего проживания.

Наибольшее число иракских беженцев обосновалось в Сирии (1,2-1,4 млн чел.) и Иордании (500-600 тыс. чел.). Около 200 тыс. иракцев нашли прибежище в аравийских монархиях, 50-100 тыс. – в Египте, 50-60 тыс. – в Иране, 20-30 тыс. – в Ливане, 10 тыс. — в Турции. В США и европейские страны смогли попасть до 200 тыс. человек. Разброс в оценках численности беженцев обусловлен сложностью их регистрации. Так, по состоянию на август 2008 г. представители УВКБ в соседних с Ираком странах смогли зарегистрировать лишь немногим более 300 тыс. из примерно двух миллионов обосновавшихся в них иракцев.

Отметим, что среди иракцев, вынужденно уехавших за рубеж, имеется очень много врачей (более 3000 чел.) и других медицинских работников, ученых, инженеров, преподавателей вузов (до 6800 чел.), военных, других высококвалифицированных специалистов, представителей творческой интеллигенции. По сути, речь идет о масштабной «утечке мозгов» из страны, существенном ослаблении ее интеллектуальной элиты, что самым негативным образом сказывается на процессе восстановления и реконструкции Ирака. В случае, если большинство из этих людей не вернется со временем домой, то это может отрицательно повлиять на будущее страны, перспективы ее развития.

Между тем положение основной массы иракских беженцев за рубежом, особенно в Сирии и Иордании, является очень тяжелым. Значительная часть из них не может найти постоянной работы, имеет очень мало денежных средств, не в состоянии арендовать, а тем более купить жилье, нормально питаться, получать необходимую медицинскую помощь и давать детям образование. Очень остро стоит вопрос о продовольственной помощи иракцам, оказавшимся за рубежом. Так, в Сирии в 2007 г. по линии УВКБ эту помощь смогли получить лишь около 300 тыс. человек, т. е. примерно четверть от общего числа беженцев, находящихся в этой стране. Столь же остро стоит вопрос и со снабжением беженцев медикаментами.

Многие семьи живут в нищете, некоторые зависят от помощи своих родственников, проживающих на Западе, часть людей проживают средства, заработанные десятилетиями тяжелого труда в Ираке. Иракцы сталкиваются на чужбине с такими опасностями и негативными явлениями как, юридическая незащищенность, бесправие, различные притеснения со стороны местных властей, детский труд, проституция, в т. ч. детская, сосуществование с криминальными элементами, а в перспективе и «добровольное» возвращение на родину. Ведь большинство иракцев не имеют официального статуса беженцев и вынуждены регулярно просить местные власти разрешение на продление своего пребывания в той или иной стране. Часть беженцев фактически проживают на нелегальном положении, что делает их крайне уязвимыми от властей стран пребывания. К тому же не имея регистрации, эти люди зачастую лишаются возможности получения гуманитарной помощи. Растет число иракцев, стремящихся уехать из ближневосточных стран в Европу, Северную Америку и даже Австралию, однако власти этих государств не желают принимать у себя большие группы иракских беженцев и часто депортируют их на родину.

Отметим также, что присутствие многочисленных беженцев весьма негативно сказывается на и без того сложной экономической и социальной ситуации в Сирии и Иордании, ведет к повышенному расходу, истощению их ограниченных материальных и финансовых ресурсов. Ведь беженцы в Иордании составляют 7-8 проц от общей численности населения королевства, а в Сирии эта цифра равна 5-6 проц. Причем в обозримой перспективе подавляющее большинство этих людей вряд ли вернутся на родину.

Прибытие в эти страны столь значительной массы людей дало мощный толчок для роста цен, особенно на жилье, создало дополнительные трудности на рынке рабочей силы, с обеспечением населения продовольствием, увеличило нагрузку на местную инфраструктуру, систему здравоохранения и образования, привело к ухудшению криминогенной ситуации. Кроме того, в Иордании серьезно осложнилась очень острая для страны проблема обеспечения населения питьевой водой. Значительная часть иракцев живет в беднейших кварталах Аммана, Дамаска и других крупных городов. Оценочно, до 25 проц иракских беженцев в САР и Иордании – это дети. Они в наиболее сильно подвержены депрессии, остро переживают разлуку с род-ными и близкими, страдают от плохого питания, низкого уровня медицинского обслуживания или его отсутствия. Среди детей высок уровень заболеваемости, значительная часть из них не имеет возможности посещать школу.

Власти Сирии и Иордании стремятся предоставить прибывшим на их территорию иракцам услуги в сфере образования и здравоохранения в том же объеме, что и собственным гражданам, однако это далеко не всегда получается. Сирийское и иорданское правительства ежегодно расходуют на нужды беженцев примерно по миллиарду долларов. Вместе с тем, помощь со стороны зарубежных гуманитарных организаций и других стран явно недостаточна, да и поступает она не всегда регулярно. К тому же в условиях мирового экономического кризиса в ближайшее время эта помощь вряд ли возрастет. В результате многие иракцы могут оказаться в еще большей нищете, увеличатся масштабы недоедания и детского труда. В создавшихся условиях Сирия и Иордания были вынуждены жестко ограничить приток беженцев из Ирака.

В тяжелом положении находятся и вынужденные переселенцы в самом Ираке. Помощь, оказываемая им правительством, недостаточна. Очень многие из числа перемещенных лиц живут в нищете, не имеют нормального жилья, постоянной работы, доступа к регулярному медицинскому обеспечению и образованию. Здесь, как и за рубежом, наибольшие страдания выпали на долю детей.

Улучшение ситуации с безопасностью в Ираке, происходящее, хотя и неравномерно, с конца 2007 г., пока не привело к массовому возвращению беженцев на родину. К настоящему времени это сделали лишь несколько десятков тысяч человек. Правительство Ирака оказывает финансовую и организационную помощь возвращению беженцев на родину. В то же время многие беженцы возвращаются домой не по причине улучшения ситуации в сфере безопасности в Ираке, которая все еще остается неустойчивой, а из-за ухудшения условий жизни в странах пребывания. В то же время число вернувшихся на прежние места жительства перемещенных лиц внутри Ирака превысило 300 тыс. человек.

В целом, как считают эксперты, у большинства иракских беженцев и перемещенных лиц пока отсутствуют как реальные перспективы возвращения на родину или прежние места проживания в Ираке, так возможности улучшения условий их жизни и правового статуса в странах пребывания. Самостоятельно ни власти соседних с Ираком государств, ни иракское прави-тельство не в состоянии радикально улучшить положение беженцев и перемещенных лиц. Как видится, для того, чтобы ситуация не стала критической (а по оценке специалистов дело идет к этому) необходимо существенным образом расширить практическое и финансовое содействие международного сообщества гуманитарным организациям, занимающимся иракскими беженцами, а также наращивать помощь со стороны развитых стран и нефтедобывающих государств региона.

52.37MB | MySQL:103 | 0,472sec