Оценки в Израиле потепления отношений с Турцией. Часть 1

Израильский премьер-министр Яир Лапид 17 августа этого года заявил, что Израиль и Турция полностью восстановят дипломатические отношения и впервые за многие годы обменяются послами, что станет завершающим шагом в процессе примирения между двумя странами. Напомним, что отношения между Израилем и Турцией балансировали на грани разрыва более десяти лет. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган открыто критиковал политику Израиля в отношении палестинцев. Израиль, в свою очередь, возражает против поддержки Анкарой правящего в секторе Газа движения ХАМАС, который считает «террористической группировкой».

Две страны отозвали своих послов в 2010 г. после того, как израильские силы попытались штурмом взять флотилию «Мави Мармара», которая направлялась в находящийся в блокаде сектор Газа. В результате инцидента погибли девять турецких активистов. Израиль выплатил турецкой стороне многомиллионную компенсацию, предпринимая попытки наладить отношения. Тем не менее Турция отозвала своего посла в 2018 г. после того, как президент США Дональд Трамп перенес американское посольство в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. В начале 2022 г. процесс сближения между двумя странами возобновился, что в канцелярии Я.Лапида назвали «важным активом для региональной стабильности и очень значимыми экономическими новостями для граждан Израиля».

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, подтвердив решение о повторном назначении посла в Тель-Авив, заявил, что Анкара продолжит поддерживать палестинцев, несмотря на процесс нормализации отношений с Израилем. По его словам, «диалог с Израилем начался после прихода к власти нового правительства [Яира Лапида 1 июля с.г. – прим. автора[i].

В израильских СМИ действия Анкары объясняются тем, что «Турция, охваченная экономическими проблемами, пытается положить конец своей международной изоляции, нормализовав отношения с несколькими странами Ближнего Востока, включая Египет, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию».

Я.Лапид на посту министра иностранных дел посетил Анкару в июне этого года, через месяц после того, как его турецкий коллега провел переговоры в Иерусалиме, что стало первым за 15 лет визитом в Израиль турецкого высокопоставленного официального лица. Президент Ицхак Герцог встретился с Эрдоганом в Анкаре в марте этого года.

Д-р Дор Голд, президент Иерусалимского центра по связям с общественностью (JCPA) и бывший посол, который в 2016 г. в качестве генерального директора израильского МИДа подписал соглашение о нормализации отношений с Анкарой, полагает, что «Израиль крайне заинтересован в полном восстановлении дипломатических отношений с Турцией». Он объясняет это тем, что «несмотря на неудачи в двухсторонних отношениях в прошлые годы, и Израиль, и Турция сегодня озабочены распространением иранского влияния на Ближнем Востоке, особенно стремлением Ирана к обладанию ядерным оружием»[ii].

По мнению проф. Эфраима Инбара, президента Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS)[iii], «именно Анкара всегда определяла степень близости между двумя странами. Израиль, в свою очередь, последовательно демонстрировал готовность к хорошим отношениям с Турцией, которая является региональной державой; одной из трех самых густонаселенных стран (около 90 млн чел.); относится к той же лиге, что Египет и Иран; занимает стратегическое положение в качестве моста между Азией и Европой и контролирует проливы Босфор и Дарданеллы на выходе из Черного в Средиземное море. Турецкая армия является самой многочисленной в НАТО, не считая США, и оснащена лучшим американским вооружением, а ее экономика входит в число 20 крупнейших в мире и обладает впечатляющим промышленным потенциалом. Турция – преемница Османской Империи и борется за первенство в мусульманском мире, а Израиль стремится к хорошим отношениям с Анкарой, чтобы сгладить религиозную составляющую конфликта с арабским миром». Таким образом, эксперт полагает, что «возобновление дипломатических отношений между Турцией и Израилем является поводом для радости, однако вряд ли они вернутся в медовый месяц 1990-х гг.»

По мнению Э.Инбара, решение о возвращении послов обусловлено экономическими и политическими проблемами в Турции, ее политической изоляцией в регионе. «Денежно-кредитная политика Эрдогана — упорное сопротивление повышению процентной ставки, несмотря на рост инфляции — наряду с проблемами в сфере туризма, последовавшими за пандемией коронавируса, привели экономику Турции к кризису. Анкара рассматривает газопровод из Израиля и транспортировку газа в Европу по существующим турецким трубопроводам как источник большой прибыли и возможности усилить позиции Турции в качестве энергетического моста в Европу (в дополнение к газу из Азербайджана). Примирение с Израилем и признание «Авраамовых соглашений» также дают возможность сблизиться с богатыми странами Персидского залива и получить от них финансовую помощь».

В качестве еще одного резона для Эрдогана пойти на сближение с Израилем Э.Инбар отмечает «снятие одного пункта напряженности с США, которые поддерживают Израиль и «Авраамовы соглашения». Кроме того, администрация Байдена менее благосклонна к Турции, чем команда предыдущего главы Белого дома, а Израиль, который считается влиятельным актором в Вашингтоне, может смягчить часть критики в адрес проблемного союзника по НАТО».

Директор JISS рассматривает решение Анкары пойти на улучшение отношений с Израилем как «попытку ослабить политическое сотрудничество, сложившееся в последние годы в Восточном Средиземноморье между Израилем, Грецией и Кипром». Он указывает на то, что «два грекоязычных государства являются серьезными соперниками Турции, которую они считают агрессивной и опасной страной». Э.Инбар напоминает, что «Турция Эрдогана оспаривает границу, установленную с Грецией в конце Первой мировой войны, и в районе греческих островов в непосредственной близости от турецкого побережья сохраняется напряженность в плане безопасности. Турция даже оккупировала северную часть Кипра и контролирует ее с 1974 г. Египет, который традиционно является региональным соперником Турции, также присоединился к новому сотрудничеству в Восточном Средиземноморье». Таким образом, Турция чувствует угрозу изменения баланса сил в Восточном Средиземноморье и пытается подорвать складывающееся партнерство.

При этом эксперт отмечает, что даже во время натянутых израильско-турецких отношений, двусторонние связи в экономической сфере процветали, и Эрдоган не пытался ограничивать турецких бизнесменов. Кроме того, в результате гражданской войны и нестабильности в Ираке Турция использовала порт Хайфы и транзит в Иорданию для экспорта своих товаров в арабский мир. Аэропорт в Стамбуле стал связующим звеном для многих стран мира, и Израиль – не исключение. В Турции по-прежнему много израильских туристов. Ежедневно совершается около 15 рейсов из аэропорта им. Бен-Гуриона в пункты назначения в Турции.

Несмотря на развитие экономических связей и смену тона в Анкаре по отношению к Израилю, Э.Инбар призывает всегда учитывать то, что, «пока у власти президент-исламист Эрдоган, Турция продолжит проявлять определенную степень враждебности к еврейскому государству». Он напоминает, что турецкие светские правительства в прошлом также критиковали Израиль по палестинскому вопросу. В целом, эксперт полагает, что турецкое общество с симпатией относится к палестинцам, а антиизраильские и даже антисемитские заявления Эрдогана усилили негативные тенденции в отношении Израиля и евреев. Следовательно, эксперт ожидает, что «несмотря на некоторую сдержанность в критике правительства, Турция при Эрдогане продолжит свою безоговорочную поддержку ХАМАСа, хотя и выразила готовность ограничить его свободу действий на своей территории».

Директор JISS полагает, что двусторонние отношения будут по-прежнему омрачаться несколькими спорными моментами.

Во-первых, «Израилю будет трудно принять амбиции исламистской Турции, демонстрирующей османские замашки в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Израиль будет сопротивляться любым попыткам Турции вбить клин между ним и его партнерами в лице Греции и Кипра. Более того, он хотел бы привлечь Египет, соперника Турции, к политической конфигурации в Восточном Средиземноморье».

Во-вторых, соглашение между Турцией и ливийским Правительством национального согласия Фаиза Сараджа (ПНС) в Триполи по морским зонам в Средиземном море от ноября 2019 г. также отмечается как фактор напряженности в израильско-турецких отношениях. В соглашении определены исключительные экономические зоны Турции и ливийского ПНС в Восточном Средиземноморье. Эксперт считает его «довольно спорным, так как оно нарушает суверенные права других стран и не соответствует Конвенции ООН по морскому праву, поскольку не учитывает существование нескольких греческих островов в районе между турецким и ливийским берегами. К тому же это фактически может создать ситуацию, когда Турция должна будет одобрить прокладку израильского газопровода из Восточного Средиземноморья в Европу или электрического кабеля на Кипр[iv].

В-третьих, Э.Инбару представляется, что «Израиль будет медлить с положительным ответом на просьбу Турции направить в ее сторону газ, добываемый в израильских экономических водах. Хотя прокладка трубопровода в Турцию через экономические воды Кипра является самым коротким и дешевым путем, политически это очень сложное решение из-за разногласий между греческим Кипром и Турцией. Кроме того, Израиль предпочел бы не позволить Турции контролировать его экспорт энергоресурсов».

В целом, эксперт полагает, что Израиль должен постараться угодить Турции, насколько это возможно, при этом сохраняя ее достоинство, чтобы поддерживать с ней хорошие отношения. Разумеется, все это должно быть сделано не в ущерб израильским интересам в регионе. Тем не менее, главным препятствием для значительного улучшения отношений между Турцией и Израилем он считает «проблематичную [исламистскую] идентичность нынешнего политического руководства Анкары». На 18 июня 2023 г. запланированы выборы президента и парламента, которые могут иметь решающее значение для будущего Турции, тогда как поддержка самого Эрдогана и его партии ослабла. Израильский эксперт затрудняется предсказать их результаты, поскольку борьба продолжается. В этих условиях, «только прекращение или замедление процесса исламизации Турции может привести к беспрепятственному развитию двухсторонних отношений»[v].

[i] Israel, Turkey to exchange ambassadors in diplomatic reset // Israel Hayom. 17.08.2022. https://www.israelhayom.com/2022/08/17/israel-turkey-to-exchange-ambassadors-in-diplomatic-reset/

[ii] Там же.

[iii] Эфраим Инбар до того, как возглавить Иерусалимский институт стратегии и безопасности, основал и на протяжении 23 лет являлся директором Центра стратегических исследований им. Бегина-Садата, также был профессором факультета политологии Бар-Иланского университета, приглашенным профессором в Джорджтаунском университете, университете Джона Хопкинса, Бостонском университете и др. академических и исследовательских центрах США и Великобритании. Докторскую диссертацию по политическим наукам он защитил в Чикагском университете. Э.Инбар был президентом Израильской ассоциации международных отношений, членом политико-стратегического комитета Национального совета по планированию и строительству, председателем комитета по учебной программе по национальной безопасности в Министерстве образования и членом академического комитета отдела истории ЦАХАЛа. Одна из его книг — «Близкие отношения между Израилем и Турцией» (2001). Он считается экспертом в таких вопросах как общественное мнение по вопросам безопасности, политика США на Ближнем Востоке, израильско-палестинские и израильско-турецкие отношения.

[iv] Turkish-Israel ties: Far from a love story / JISS. 04.09.2022. https://jiss.org.il/en/inbar-turkish-israel-ties/

[v] אשליות ללא –  תורכיה עם שגרירים חילופי / JISS. 21.08.2022. https://jiss.org.il/he/inbar-no-illusion/

53.35MB | MySQL:103 | 0,470sec