Иностранное участие в развитии национальной инфраструктуры Израиля. Часть 3

Участие китайских компаний в реализации транспортных проектов в Израиле

Одним из самых крупных инфраструктурных проектов Израиля стало строительство легкорельсовой транспортная система Тель-Авива,— системы линий метротрама в крупнейшей агломерации городов Израиля. Естественно, что данный проект не мог быть выполнен без участие зарубежных компаний имеющих реальный опыт как в строительстве метрополитена, так и создании специального транспорта для него. Поэтому практически на каждую линию, каждый участок работ был организован тендер.

Изначально основными претендентами на победу были группа MTS (Metro Transportation Solution) и группа Metro Rail. Кроме того, в конкурсе участвовала группа Spidan (Miloumor, Дан, Sapir, Aviv, BVG, Ansaldo, Bombardier, Pantechniki и Terna), но её предложение было отклонено уже в конце августа 2006 года, хотя оно было самым дешёвым. Причиной этого было то, что группа не указала компанию, имеющую опыт в сфере общественного транспорта. Кроме того, после утверждения участия группы в конкурсе произошло изменение в структуре собственности, и один из партнеров отказался от своих финансовых обязательств. В группу MTS вошли конгломерат «Африка-Исраэль», кооператив «Эгед», китайская компания ССЕСС, португальская Souras da Costa, немецкая Siemens и голландская HTM. Группа Metro Rail состояла из израильского концерна «Шикун у-бинуй» и трёх французских транспортных компаний.

Сегодня проект легкорельсового транспорта в Тель-Авиве состоит из красной линии (центральная), зеленой линии и фиолетовой линии . Красная линия протянулась на 24 км, половина из которых приходится на подземные туннели и включает в себя 34 станции, десять из которых находятся под землей. Этот огромный проект уже построен, и ожидается, что он начнет работать регулярно в конце 2022 года, но его строительство повлекло за собой много трудностей и задержек. Решение о первом тендере было принято еще в 2006 году, но проблемы с финансированием в группе-победителе, в которую входил ЦБЭПК, привели к ее национализации в 2010 году. Строительство «Зеленой ветки» также повлекло за собой существенные задержки, и работы по ней начались только в середине 2020 года, как и по «Фиолетовой ветке».

За строительство всех линий отвечает государственная компания NTA (Metropolitan Mass Transit System Ltd.), которая контролирует весь проект и публикует тендеры двух типов: тендеры на строительство и тендеры на эксплуатацию. Группа, выигравшая строительный тендер, действует как подрядчик, который работает в течение ограниченного времени и получает оплату за эту работу от государства. Напротив, группа, выигравшая тендер на эксплуатацию, выигрывает долгосрочный контракт на управление инфраструктурой и получает прибыль от ее эксплуатации. Такие инфраструктурные инициативы подвержены всем рискам, и особенно риски зависимости или возможности отключения. В инициативах такого типа иностранная фирма также использует местные компании в качестве субподрядчиков, что снижает некоторые риски, особенно классический риск шпионажа. За рассматриваемый период NTA объявило 17 тендеров, из которых 13 были на строительство и 4 на эксплуатацию трех линий.

Китайские компании выиграли преимущественно строительные тендеры, номинально и пропорционально . Их процент побед в этих тендерах составляет 82%, или 9 из 11 тендеров, на которые они претендуют. С другой стороны, их процент побед в тендерах на операции составляет всего 50%, или 2 из 4 тендеров. Первый такой тендер на эксплуатацию «Красной ветки» выиграла группа Tevel, в которую входят израильская компания Egged и китайские компании Shenzhen Metro и CCECC. Второй такой тендер был на поставку 90 вагонов для «Красной ветки» и их техническое обслуживание в течение 16 лет. Два тендера в которых не участвовала ни одна китайская компания, из-за давления США на правительство Израиля, были тендерами на «Зеленую ветку», решение по которым было принято в 2022 году.

Тогда группа Urbanix, в которую входят компании Egged, Shikun и Binui, а также китайские компании CRCC и CRRC, подала ходатайство о ее дисквалификации из тендеров «Зеленой» и «Фиолетовой» веток по «иностранным мотивам» и требовала раскрыть  записи заседаний тендерной комиссии. По оценкам, группа собиралась потребовать компенсацию в размере десятков миллионов шекелей.

Возможно, что более низкий процент китайских компаний, выигравших тендеры на эксплуатацию, заставил их воздержаться от участия в торгах по единственному тендеру, объявленному в 2021 году, на эксплуатацию сети метро в столичном регионе Тель-Авива.

В отличие от активного участия китайских компаний в тендерах портов и легкорельсового транспорта в Тель-Авиве, в тендерах, связанных с междугородними железнодорожными перевозками, было не очень значимым. Из 7 таких тендеров китайские компании участвовали только в 2 — прокладке туннеля под горой Гилон на железнодорожной линии Кармиэль-Акр и поставке двигателей — и выиграли только первый тендер. Китайские компании предпочли не участвовать в других тендерах, несмотря на то, что они требовали именно тех возможностей, которыми они обладают, таких как прокладка путей, техническое обслуживание и модернизация вагонов поездов, электрификация железнодорожных путей и модернизация сигнальной системы. Это может быть связано с тем, что эти тендеры включают требования, препятствующие участию Китая. Например, в завершившемся в 2017 году тендере на поставку 330 вагонов «Израильские железные дороги» изменили спецификацию по сравнению с тем, что до этого было стандартом, и включали требование о более низких платформах  — возможность, которой нет у большинства китайских компаний.

Тендеры с участием китайских компаний, которые привлекли большое внимание, были тендеры для израильских портов. Китайские компании участвовали и выиграли все три тендера: Pan-Mediterranean Engineering Company (PMEC) выиграла тендеры на строительство Южного терминала в Ашдоде и модернизацию и углубление платформы 21 в порту Ашдод. SIPG выиграла тендер на эксплуатацию терминала Bayport в Хайфе, который до сих пор упоминается как один из  рисков безопасности , связанных с китайскими инвестициями в инфраструктуру. Горячее освещение этой темы в прессе, возможно, способствовало тому, что ни одна китайская компания не участвовала, в тендере на приватизацию порта Хайфы , объявленном в 2020 году.

В 4 тендерах на строительство дорог китайские компании выиграли один тендер из двух, на которые они претендовали, — на строительство развязки «Ольга» на шоссе № 2.

52.2MB | MySQL:103 | 0,468sec