Об участии президента Турции Р.Т.Эрдогана в саммите ШОС и в заседании Генассамблеи ООН. Часть 1

Объединение двух поездок турецкого лидера в Самарканд и в Нью-Йорк в теме настоящей публикации – отнюдь не случайно. Оно обусловлено тем, что сама турецкая сторона преподнесла их как единое целое в повестке президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Турецкая сбалансированность позиции между Западом и «альтернативным полюсом силы» ярко иллюстрируется пресс-релизом, который опубликован на сайте президента Турции.

Редкий, если не сказать первый случай в практике нижеподписавшегося, когда один пресс-релиз посвящен двум поездкам главы государства в диаметрально разных направлениях как в географическом смысле (имея в виду, что это — не региональная поездка по Африке, к примеру, где можно перечислять страны через запятую в одном пресс – релизе – И.С.), так и в сутевом смысле (все же, речь идет о двух разных векторах турецкой внешней политики, довольно сложно уживающихся вместе – И.С.).

В данном случае, единый пресс-релиз оказался посвящен визиту президента Р.Т. Эрдогана в Самарканд на Саммит ШОС и поездке в США на Генассамблею ООН и, как ожидается, со встречей с президентом США Джо Байденом (хотя пресс-релиз об этом умалчивает – И.С.).

Теперь сам пресс-релиз с сайта турецкого президента:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган посетит Самарканд 15-16 сентября 2022 года по приглашению Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева для участия в качестве специального гостя в 22-м заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Это будет первый в истории президентский визит нашей страны на саммит ШОС с 2012 года, когда Турция получила статус «партнера по диалогу» в рамках ШОС.

Ожидается, что президент Эрдоган, который выступит на саммите 16 сентября 2022 года, также проведет двусторонние встречи.

После саммита ШОС президент Эрдоган отправится в США для участия в общих дебатах 77-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.

Президент Эрдоган обратится к участникам 20 сентября 2022 года, в самый первый день 77-й сессии ГА ООН, которая пройдет под девизом «Переломный момент: преобразующие решения взаимосвязанных проблем», встретится с Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем и проведет двусторонние переговоры с главами различных государств и правительств.

Во время своего визита в США 17-22 сентября 2022 года президент Эрдоган, вероятно, примет представителей базирующихся в США турецких неправительственных организаций и еврейских организаций, а также примет участие в мероприятии, которое будет организовано Турецко-американским деловым советом (TAİK) с участием представителей делового мира США.

С уважением объявлено публике».

Вот такой комбинированный «сдвоенный» пресс-релиз, который должен прочитываться как сигнал в сторону Запада о том, что позиция Турции не «перекосилась» в сторону блока, собравшегося в Самарканде. Хотя его, вряд ли, с полным на том основанием можно назвать антизападным, тем не менее, в том же отечественном информационном пространстве именно таким он и преподносится.

Прежде чем приступать непосредственно к результатам состоявшихся поездок и контактов представляется принципиальным ещё раз прояснить турецкую позицию по поводу нынешней глобальной перетряски мира. Для этого уместно обратиться к вопросу, который прозвучал нижеподписавшемуся в ходе эфира на Соловьев Live от ведущего Дмитрия Геннадиевича Евстафьева.

Заданный вопрос — составной: на фоне истощения запасов вооружений в Европе, не может ли Турция стать «главной защитницей Запада» и приступить к оказанию Украине активной материально-технической поддержки, имея в виду, в том числе, и поставки оружия?

Видится так:

У Турции — вторая по численности армия в НАТО, которая — обученная, обстрелянная и мотивированная. Не вызывает больших сомнений, что жесткая, военная сила Турции покрывает большинство европейских держав и стоит вровень с остальными (за исключением вопроса ядерного оружия, который и не вопрос вовсе).

Имея такую армию, может ли «мудрая обезьяна» слезть с дерева и активно (!) вмешаться в войну на стороне одной из участниц, а именно Украины и Запада (про Россию так вопрос, пока во всяком случае, не стоит)?

Это правильный вопрос, ибо в правильном вопросе — 50% ответа. И ключевое слово здесь – «мудрая». «Мудрые» «с забора» слезают в последний момент.

Да, Турция сменила риторику за период с начала СВО: сначала неохотно высказывалась, признавая факты поставки БПЛА Украине, а сейчас, на фоне очевидного затягивания войны на Украине, частью официальной турецкой риторики стало то, что именно «Байрактары» сдержали наступление России в первые, самые критические дни войны и «спасли Украину».

Однако, на этом все…

Во-первых, потому что наиболее выигрывает Турция от сидения на «заборе», и от диалога со всеми – от Запада до Востока, который она, составив перечень своих интересов и конкретных выгод, настойчиво пытается «приземлить». Итоги отхода Турции от такой политики в «арабскую весну» — хорошо известны: 10 потерянных лет, и нынешняя политика по «нормализации» отношений с соседями.

Во-вторых является логичным следствием во-первых: «Мудрая» Турция вступит в схватку лишь только на завершающем её этапе, когда точка невозврата будет пройдена. Это — неизбежно, потому что победители нынешней схватки не только напишут её историю, но и перелопатят весь миропорядок. И кто будет в рядках победителей, у того и будут «фирменные тапки» с надписью «постоянный член СБ ООН» или что к тому времени останется / возникнет.

В-третьих, у турецкой власти на носу – труднейшие за её историю президентские и парламентские выборы и все, что работает на победу — это ею делается, а то, что не работает на эту победу — не делается. Продолжающийся диалог с Россией на победу в выборах — 2023 работает как в политической плоскости (миротворчество на Украине + Сирия), так и в сфере экономики (крупные транши средств из России «под проект Аккую» до его завершения, рост торговли, скидки на газ и проч.) на фоне непростой экономической ситуации в Турции.

Так что, Турция вступит в войну — тут нет сомнений. Поскольку повторимся, будущее будут создавать победители, а не неприсоединившиеся. И в этом – турецкий исторический шанс по тому, чтобы, на фоне тектонических сдвигов, занять подобающее ей на турецкий взгляд место.

Но присоединится Турция строго когда гарантированно определится победитель. Причем не победитель локального конфликта на Украине, а победитель глобальной схватки Запад — Россия.

И судя по динамике, это случится далеко не завтра… Так что, российско-турецкое «сотрудничество, невзирая на противоречия» с продолжается. Как минимум, до выборов в стране. А когда и если турецкая власть президента Эрдогана и коалиции Партии справедливости и развития и Партии националистического движения сможет подтвердить свой мандат, то турецкий курс сохранит изложенную выше логику, до поступления новых вводных.

Переходим к результатам поездки президента Р.Т. Эрдогана на Саммит ШОС.

Цель Турции — положить конец российско-украинской войне дипломатическим путем, заявил 16 сентября президент Реджеп Тайип Эрдоган на саммите Шанхайской организации сотрудничества в ходе своего выступления на пленарном заседании.

«Мы работаем над прекращением конфликтов в Украине с помощью дипломатии, и мы прилагаем все усилия для обеспечения мира в нашем регионе и за его пределами», — сказал Эрдоган во время заседания ШОС, на котором он присутствовал в качестве специального гостя.

«Мы осуществляем эффективное взаимодействие с ООН и сторонами в пункте отгрузки украинского зерна в Черном море. Мы также прилагаем искренние усилия, чтобы доставить зерно тем, кто в нем больше всего нуждается, особенно нашим братьям в Африке», — сказал президент Р.Т.Эрдоган.

До своего выступления президент Р.Т.Эрдоган провел двусторонние встречи с некоторыми лидерами в рамках саммита. В кулуарах Эрдоган провел за закрытыми дверями встречу со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, китайским коллегой Си Цзиньпином, премьер-министром Индии Нарендрой Моди и президентом Монголии Ухнаагийн Хюрелсухом.

Кроме того, на полях саммита Реджеп Тайип Эрдоган встретился с президентом России Владимиром Путиным. Лидеры двух стран обсудили сделку по зерну Украины, сирийский кризис, а также двусторонние отношения.

Выразив удовлетворение участием в саммите, Эрдоган поблагодарил президента Узбекистана Шавката Мирзиёева за приглашение и выразил признательность за гостеприимство, оказанное ему в Узбекистане. Эрдоган также поздравил Иран, который только что был принят в члены ШОС.

Отметив, что Турция «имеет уникальное (географическое – И.С.) положение как самая западная азиатская и самая восточная европейская» страна, Эрдоган сказал, что у нее есть человеческие, культурные и политические связи с Азией, насчитывающие «тысячи лет».

«С нашей инициативой «Снова Азия», о которой мы объявили в 2019 году, мы пытаемся укрепить наши отношения с нашей исконной родиной, Азией, во всех областях», — сказал Реджеп Тайип Эрдоган. Он также заявил, что он видит в ШОС настоящего представителя климата толерантности в Азии и ее древней культуры, основанной на понимании поиска общих решений проблем. Он отметил, что они, как турецкая сторона, придают большое значение развитию отношений с организацией.

«Благодаря нашему статусу «партнера по диалогу», который мы имеем последние 10 лет, это место стало одним из наших окон в Азию. В 2017 году мы приняли на себя обязанности председателя энергетического клуба организации. В этом контексте мы провели 3-е заседание группы высокого уровня в Анкаре. Организация впервые выполнила задание. Ответственность, которую мы берем на себя, также показала, насколько развились отношения между организацией и Турцией. Я верю, что с этого момента мы будем и дальше расширять наше сотрудничество совместными усилиями», — сказал Эрдоган.

Отметив, что это эпоха, когда проблемы глобализируются наряду с возможностями, Эрдоган сказал, что страны сталкиваются с такими трудностями, как изменение климата, эпидемии, энергетическая и продовольственная безопасность, терроризм, ксенофобия, исламофобия, расизм, нелегальная миграция, экономический спад и сбои в цепочках поставок.

Президент Эрдоган подчеркнул, что эти трудности можно преодолеть только при глобальном сотрудничестве и понимании решений.

«Хотя в эту эпоху мы должны были быть более сплоченными, к сожалению, некоторые страны этого не хотели. Самым свежим и болезненным примером этого стала эпидемия коронавируса. В этой глобальной эпидемии, которая еще раз напоминает нам, что мы все в одной лодке, к сожалению, международные организации и развитые страны не смогли управлять процессом. Как Турция, мы оказали помощь 161 стране и 12 международным организациям в рамках борьбы с коронавирусом».

«Мы занимаем первое место в мире по соотношению нашей гуманитарной помощи к национальному доходу с более чем 8 миллиардами долларов. Мы гордимся тем, что являемся самой щедрой страной в мире, выделяя примерно 1% нашего валового национального дохода на гуманитарную помощь», — сказал Эрдоган.

Президент Р.Т.Эрдоган повторил свой призыв к реструктуризации глобального управления, заявив, что его знаменитый девиз «Мир больше пяти» обращает внимание на тот факт, что порядок, установленный после Второй мировой войны, утратил способность разрешать кризисы.

Подчеркнув необходимость реформы глобальной системы, Эрдоган заявил, что они работают для более справедливого, более представительного, инклюзивного и эффективного порядка, и сказал: «При этом мы прилагаем все усилия для обеспечения мира, безопасности, стабильности и процветания нашего региона и не только. Наша цель – человеческие и гуманитарные ценности. Это должно обеспечить мир в нашем регионе и за его пределами с помощью подхода предпринимательской дипломатии».

Подчеркнув, что терроризм, к сожалению, не знает границ на глобальном уровне и негативно влияет на все государства, Эрдоган сказал:

«Турция – это страна, которая потеряла тысячи своих граждан из-за террористических организаций и очень хорошо знает и признает кровавое лицо терроризма. Хотя мы часто остаемся в одиночестве в нашей 40-летней борьбе с терроризмом, мы решительно продолжаем борьбу со всеми формами и проявлениями терроризма. Мы готовы и дальше укреплять наш диалог с ШОС по вопросам, касающимся нашей общей безопасности».

Заявив, что обеспечение непрерывности цепочек поставок является важным аспектом безопасности, Эрдоган сказал: «Мы поддерживаем усилия по обеспечению глобальной продовольственной безопасности, особенно наши инициативы в рамках G-20».

Выразив, что важность укрепления связей между Востоком и Западом с точки зрения непрерывности глобальных цепочек поставок сегодня лучше понимается, президент Р.Т. Эрдоган сказал:

«Очевидно, что инициатива, которую мы называем Срединным коридором, играет важную роль в установлении процветания и стабильности в нашем регионе и за его пределами, где он выступает важной артерией для Кавказа, Центральной Азии и Китайской Народной Республики. Турция добилась очень важных успехов в этой области благодаря огромным инвестициям в транспорт и инфраструктуру за последние 20 лет. Положение нашей страны как моста между Востоком и Западом открывает перед нами беспрецедентные возможности. При таком понимании, мы готовы к сотрудничеству во всех сферах: от безопасности до экономики, от энергетики до транспорта, от сельского хозяйства до туризма. Мы будем и впредь вносить свой вклад в текущие политические и экономические процессы в рамках ШОС».

Напомним, что Турция приняла участие во встречах на высшем уровне на уровне президентов впервые с 2012 года, когда Турция получила статус «партнера по диалогу» в Шанхайской организации сотрудничества.

Накануне выступления президент Р.Т.Эрдоган посетил историческую мечеть и гробницу Хазрат Хизр. Там он посетил мероприятие по посадке саженцев с участием лидеров стран, присутствовавших на Саммите, и совершил поездку по недавно построенным районам города.

Безусловно, президент Реджеп Тайип Эрдоган стал одним из центральных гостей на мероприятии в Самарканде. Будучи одной из тех немногочисленных стран, которым не просто на словах, но и на деле удается оставаться одновременно оставаться в «двух противоборствующих мирах», в Восточном и в Западном.

В этом смысле весьма показательна фотография с Саммита ШОС, облетевшая мировые, в том числе, и российские СМИ:

Эту фотографию можно отдельно разбирать с точки зрения рассадки участников и их языка жестов / тела / мимики. Однако, не вызывает сомнений в том, что президент Р.Т.Эрдоган, в кругу глав государств – участниц Саммита ШОС находится на своей волне. Сложно представить себе подобную «семейную фотографию» с Саммитов с участием западных лидеров, где прием турецкого лидера – куда как более прохладный. Безусловно, это подтверждение того статуса, который Турция имеет на мероприятии не только в качестве почетного гостя, но и потенциального члена организации, о чем президент Р.Т. Эрдоган прямо и заявил в ходе Саммита ШОС.

52.41MB | MySQL:108 | 0,405sec