О новом витке санкицонного давления США на иранские компании, связанные с производством БПЛА

США ввели максимально жесткие блокирующие санкции против еще четырех иранских компаний. В этот раз, как указывается в официальном пресс-релизе Министерства финансов США: «за причастность к отправке иранских беспилотных летательных аппаратов в Россию»[i]. Согласно вышеуказанному заявлению, иранская компания Safiran Airport Services координировала полеты между Ираном и Россией, в том числе связанные с транспортировкой иранских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), обеспечивающего персонала и соответствующего оборудования из Ирана в Россию, которые по их информации после сборки и испытаний предполагается использовать для применения в боевых действиях на Украине. От себя добавим, что Safiran Airport Services – это крупная компания, занимающаяся наземным обслуживанием самолетов в иранских аэропортах.

Что касается непосредственно компаний иранской оборонной промышленности, то наиболее известной в этом санкционном списке является Design and Manufacturing of Aircraft Engines (она же Turbine Engine Manufacturing). От себя отметим, что это главный иранский производитель реактивных двигателей линейки Tolou (Toloue) для авиации (включая БПЛА) и крылатых ракет, так что неудивительно, что американцы указывают, что она участвовала в приобретении оборудования для модификации компонентов БПЛА, которые в конечном итоге будут производиться в Иране собственными силами и применяться в БПЛА КСИР. Также она участвовала в производстве и закупке компонентов для использования в реактивных двигателях, используемых КСИР. Логично, что среди ее клиентов можно встретить Iran Aircraft Manufacturing Industries (HESA), КСИР и Организацию аэрокосмической промышленности Ирана. То, что Design and Manufacturing of Aircraft Engines была вовлечена в исследование, разработку и производство программы беспилотника Shahed-171 тоже вполне понятно. Насколько можно понять под программой Shahed-171 понимается в целом разработка БПЛА по схеме «летающее крыло» на основе технологий полученных при изучении американского БПЛА RQ-170. К примеру на собственно Shahed-171 стоят иранские турбовентиляторные двигатели Tolou-14, а на Shahed-191 – иранские турбореактивные двигатели Tolou-10.

Про другую компанию в новом санкционном списке – Paravar Pars Company, говорится, что она связана с Университетом КСИР имени имама Хусейна и участвовала в испытаниях БПЛА для ВМС КСИР и разработке БПЛА для АКС (Аэрокосмические силы) КСИР, в том числе она вовлечена в разработку и производство БПЛА Shahed-171. Также было отмечено, что АКС КСИР передавали им ранее захваченные БПЛА американского и израильского производства, которые впоследствии использовались для копирования и создания БПЛА местного производства.

Четвертая попавшая в новый санкционный список иранская компания – Baharestan Kish Company, как заявляется, курировала различные проекты, связанные с обороной, в том числе производство БПЛА. В пресс-релизе Минфина США отмечается, что в 2021 г. она работала над компонентами для БПЛА линейки Shahed. В санкционный список был также внесен управляющий директор компании – Рехматолла Хейдари.

Со своей стороны также акцентируем внимание на том, что и ранее меры санкционного давления со стороны США не мешали развиваться иранской оборонной промышленности. Можно привести показательный пример с малогабаритными турбореактивными двигателями PBS TJ100, которые выпускаются чешской компанией PBS Aerospace и устанавливаются на БПЛА, легкие спортивные самолеты и мотопланеры. Судя по всему, Иран приобрел некоторое количество этих двигателей в 2010–2011 гг. в обход санкций через зарегистрированную в Гонконге компанию, после чего приступил к их нелицензионному копированию. Через некоторое время в Иране началось серийное производство реактивных двигателей под обозначением Tolou-102, которые выглядят очень похожими на PBS TJ100 и имеют практически аналогичные тактико-технические характеристики. Сейчас Tolou-10 устанавливаются на иранские реактивные ударные БПЛА Shahed-191, крылатые ракеты Quds-1 (это название им дали йеменские хоуситы, которые активно применяют данные изделия в войне против саудовской коалиции) и др.

В результате трансфера технологий в условиях санкций путем обратной разработки в Иране было организовано производство целого ряда двигателей, используемых сегодня при производстве крылатых ракет и различных типов БПЛА, от разведывательных аппаратов (беспилотные мишени) до БПЛА-камикадзе (барражирующих боеприпасов). Однако иранские инженеры не останавливаются исключительно на копировании, они пытаются творчески развивать и модернизировать эти двигатели, а полученный ими опыт помогает в разработке и собственных новых двигателей.

В заключение отметим, что иранская оборонная промышленность и авиация и так находятся под настолько глубокими и многослойными секторальными санкциями, что подобное включение в новые санкционные списки серьезно на них уже никак не отражаются. Это скорее можно рассматривать как некоторое предупреждение против, к примеру китайских и других производителей, кому еще есть что терять из-за санкций США.

[i] https://home.treasury.gov/news/press-releases/jy0940

61.92MB | MySQL:101 | 0,616sec