Об активизации в ФРГ политических дебатов относительно досрочного прекращения мандата миссии Бундесвера в Мали

На текущей неделе в Бундестаге состоялось заседание парламентского комитета обороны, посвященное развертыванию в Мали. На нем выступил генеральный инспектор Бундесвера Э.Цорн, рассказавший о ситуации с оказанием воздушной поддержки германским вооруженным силам, участвующим в Многофункциональной комплексной миссии ООН по стабилизации Мали (MINUSMA). Именно данный вопрос считается центральным при определении дальнейшей судьбы вовлеченности в операцию самой ФРГ, что отдельно обозначено в мандате миссии, получившем одобрение Бундестага весной текущего года.

Согласно выступлению Э.Цорна, в настоящий момент непосредственную воздушную поддержку Бундесверу с воздуха оказывает Сальвадор, предоставляющий с середины августа 2 вертолета MD 500 Little Bird. Он представляет собой легкий многоцелевой вертолет, предназначенный главным образом для осуществления разведывательных операций. Впервые Сальвадор направил свои машины для нужд MINUSMA в 2015 г., что стало одной из самых масштабных зарубежных операций страны под международным мандатом. С тех пор MD 500 Little Bird не раз менял свой профиль использования в африканской стране, становясь эвакуационным бортом или выполняя патрульные функции, особенно в районах с отсутствующей дорожной инфраструктурой. В качестве дополнительного оснащения он имеет на борту многоствольный скорострельный пулемет «миниган», семизарядный 2,75-дюймовый ракетный блок.

Несмотря на то, что MD 500 Little Bird в целом высоко оценивается ООН за его вклад в MINUSMA, для целей, обозначенных Германией, он вряд ли годится, поскольку существенно уступает по характеристикам боевым вертолетам «Тигр», способным поражать наземные и воздушные цели, а также осуществлять прикрытие, в том числе многоцелевых вертолетов. Кроме того, еще одной проблемой с эксплуатацией сальвадорских машин является то, что они параллельно используются в Гао и Тимбукту, как следствие, осуществляют миссию по поддержке лагеря Бундесвера с воздуха лишь ограниченное время. Ожидается, что в ноябре парк миссии будет дополнен ударными вертолетами МИ24, которые готов предоставить Бангладеш, но сможет ли это кардинально изменить ситуацию с безопасностью и, как результат, подход Германии к миссии, пока сказать сложно.

Помимо прочего в минувшую субботу вновь в последний момент из-за отсутствия разрешения с малийской стороны не состоялась ротация немецких военных, а также медицинские эвакуационные перелеты, что привело к фактической приостановке исполнения задач миссии. Ситуация стабилизировалась 20 сентября, когда оперативное командование Бундесвера направило в парламентские комитеты по обороне и иностранным делам сообщение, в котором говорилось, что «необходимая спасательная цепочка для развертывания наземных сил была обеспечена», а «немецкий контингент миссии восстановил оперативное управление».

На фоне всего происходящего в политических кругах усиливается риторика, призывающая к прекращению присутствия немецких военных в Мали, которая звучит как со стороны коалиционных, так и оппозиционных партий. В последнем случае активнее всего проявляет себя ХДС/ХСС. Его представитель Ф.Хан на фоне парламентского обсуждения заявил, что блокирование полетов, в том числе для эвакуации раненых, представляет собой переход «красных линий, которые федеральное правительство обозначило в мандате». Кроме того, политик призывает обратить внимание на то, что от участия в MINUSMA отказываются другие европейский партнеры, такие как Великобритания и Швеция, а значит, принимая во внимание предшествовавший шаг Франции, ФРГ попросту рискует оказаться в африканской стране единственным европейским контингентом, при этом не имея необходимого уровня поддержки союзников, который не способно обеспечить даже ООН.

В рядах двух из трех партий «коалиции светофор» также растет недовольство миссией, хотя учитывая их правительственную роль, демонстрируется оно более сдержано. В недавнем интервью, посвященном Бундесверу и оборонной политике Германии в целом, представитель старшей коалиционной партии СДПГ, уполномоченная Бундестага по делам вооруженных сил Э.Хёгль поставила под сомнение возможность выполнения задач MINUSMA как таковых, что означает и сомнения в целесообразности вовлеченности в операцию германских военных. Также, по словам политика, «миссия не должна превратиться в бесконечную историю, из которой мы не можем найти выход». Наконец, член СвДП М.Фарбер высказал мнение, что, «если адекватный уровень возможностей эвакуации и защиты немецких военных больше не может быть гарантирован в течение мандатного периода, нужно принять меры по корректировке вклада Германии до конца миссии включительно».

Таким образом, на фоне усиливающихся призывов в политических кругах пересмотреть мандат участия Бундесвера в MINUSMA вплоть до полного завершения развертывания в Мали, по сути, в меньшинстве остается партия «Зеленых» и руководимое ее представительницей А.Бербок внешнеполитическое ведомство. Пока ей удается сдержать ситуацию и переход правительства к более решительным действиям, что связано преимущественно с тем, что целесообразность отправки германского контингента в Мали она в значительной степени мотивирует опасениями, что образовавшийся вакуум силы заполнит Россия. Отчасти с аргументами федерального министра иностранных дел можно согласиться, поскольку вывод миссии из Мали привет к еще более заметной эрозии зарубежного присутствия Германии, однако растущие риски для безопасности военных вплоть до высокой вероятности потерь может привести к тому, что в итоге именно на МИД и «Зеленых»  будет возложена основная ответственность за это.

52.4MB | MySQL:103 | 0,491sec