30 сентября президент России В. Путин выступил с обращением, где озвучил решение о вхождении четырех бывших областей Украины (Донбасс, Луганск, Запорожье и Херсон) в состав России.
О том, какая в Турции последовала на то первая реакция турецких комментаторов – изложено в материале на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=90168. Лейтмотив можно сформулировать следующим образом: после проведенного референдума, миротворчество оказывается в более затруднительном положении чем ранее. Поскольку Россия установила новые для себя красные линии, которые совпадают с новыми линиями государственной границы страны.
Переходим к развернутым комментариям, первый из которых был опубликован 1 октября в издании Sabah и продублирован на сайте ведущего мозгового центра страны, Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), авторства исследователя Фонда, бывшего военного Мурата Аслана. Обратимся к этой публикации под заголовком «Вынужденная победа».
Задача публикации формулируется следующим образом: «Действительно ли объявленная Путиным победа является успехом? Каким будет следующий процесс и результат? Эти два вопроса требуют тщательного рассмотрения. Первый вопрос предвещает опасные последствия, поскольку он колеблется между реальным и кажущимся. Второй вопрос требует воображения».
Цитируем материал:
«Победа, о которой заявил Путин, в первую очередь не военная. Политическая история, прикрывающая военные неудачи. «Это вынужденный процесс, объявленный группировкой, который призван закамуфлировать положение российской армии, которая отступила с севера Украины, особенно Киева, осажденного в момент объявления войны, не смогла продвинуться из Крыма в Одессу и потеряла 6000 квадратных километров в Харькове в течение недели. Невольно вспоминается объявление о победе в Ираке на авианосце «Джордж Буш». Это — не победа.
Сначала обсудим первый вопрос:
Российское политическое руководство, пытаясь сохранить цель экономического и социального развития с распадом Советского Союза, поставило в качестве цели в Документах стратегии безопасности период могущества России. В этом контексте реализовывалась стратегия установления влияния, формирования кооперативных режимов и, при необходимости, интервенции в страны, где проживали русские, но откололись от России. Собственно говоря, интервенция в Грузию в 2008 году и процесс присоединения двух сепаратистских регионов к России являются яркими примерами.
Вмешательство в дела Украины после аннексии Крыма в 2014 году со стороны России, сила которой исходит от экспорта энергоресурсов и оборонной промышленности, является результатом того же логического процесса. Наблюдается тенденция интервенции в места проживания русского населения, повторяющаяся каждые шесть-восемь лет. Однако, как и в Грузии в 2008 году, кажется, что Россия не смогла снова добиться военной победы. По сути, Россия, прикрывавшая свой провал в Грузии односторонними политическими действиями двух автономий, создала политическую маску успеха в украинской «авантюре» объявлением мобилизации и референдума.
Россия, заявившая: «Если вы и дальше будете на меня надвигаться, то я всех сожгу вместе с собой», при угрозе ядерного оружия, подписала референдум и процесс аннексии с сомнительной легитимностью. В то время как для плебисцита, проведенного на пути к независимости, не было свободной среды и технической компетентности, объявленное в Москве решение об аннексии представляло собой историю победы для деморализованного и воздерживающегося российского гражданина. Предполагая, что четыре (на самом деле почти четыре) области, объявленные российской территорией, являются территорией России, Путин попытался скорректировать исторические «отклонения». С другой стороны, расчесывая русский национализм, Путин, поведший на войну не русских, а тюрок и чеченцев, указал на естественные границы «русской» родины, а не России.
Итак, если нет военных успехов и если общественность в России осознает эту реальность, то можно ли надолго объединить российское общество? Не совсем. На самом деле количество россиян, выезжающих из России в связи с объявлением мобилизации, является важным признаком слабости.
Ответ на второй вопрос несколько сложен. Потому что слишком много входных данных, которые могут повлиять на ответ.
Незаконность референдума и решения об аннексии очевидна. С другой стороны, реакция Запада на такую инициативу недостаточна. Санкции в отношении нескольких дополнительных российских чиновников — мелочь, которой Россия пренебрегает. Заявление Украины в НАТО — это дилемма. Потому что принимать Украину в НАТО — значит расширять географию войны, причем даже ядерной. Не включение его в НАТО — это признак политической нерешительности.
Политика «сдерживания» Холодной войны против России, которая была возрождена, пока не стоит на повестке дня НАТО. Однако ясно, что будет три разных процесса.
Первый процесс — продолжение поддержки Украины до получения результатов. Этот рискованный из-за ядерной угрозы вариант является испытанием для Запада. Потому что уступка, которую нужно сделать, может спровоцировать последующие беспорядки в других странах с русским населением и в славянских регионах, таких как Балканы. Так что, война на истощение со стороны Украины без победителя представляется наиболее вероятным вариантом. Конечно, проигравшими в таком конфликте будут народы Украины и России.
Второй – удаление России из кризисных регионов, таких как Сирия и Ливия. Этот вопрос важен для Турции. Потому что риторика о выдавливании Турции из этих двух стран в качестве прецедента неоднократно звучала и раньше. Западу необходимо напомнить о стратегических возможностях Турции, а также о ее посреднической миссии, которую стоит сохранить. Дуэт США и ЕС, который пытается создать тупиковые ситуации, такие как РПК и Греция, должен понять обстановку, которая в целом превратилась в недоверие, в случае с Турцией.
Третий процесс против России заключается в поощрении изоляции России вдоль границ страны, особенно в Средней Азии, и её внутреннего распада. Для Запада тупиковая ситуация заключается, в первую очередь, в лидерах.
Харизматичных лидеров, поддерживаемых умной элитой времен Холодной войны, больше не существует. Лидеры из «журналов популярной культуры», запирающие западные общества в националистическую и консервативную риторику, далеки от единства общего дела. Западу нужно начать думать и сосредоточиться на «угрозах», а не подставлять друг другу подножки. Собственно говоря, в тот период, когда Россия (сама – прим.) натягивает свою веревку, политическая дезорганизация Запада не служит никакой другой функции, кроме как затягиванию конфликтов на Украине и за ее пределами.
Заключительное примечание: пришло время США, которые пытаются окружить Турцию от Александруполиса до Хасеке, подвергнуть сомнению свое восприятие Турции, и оно даже прошло. Потому что Турция — единственная страна-член НАТО, которая одновременно и конфликтовала, и разговаривала с Россией!».
Итак, самое главное в изложенном выше может быть резюмировано следующим образом:
- Сходство между ситуациями с Грузией и Украиной 2008 и 2022 года, на взгляд турецкого автора. При этом опыт Крыма вынесен за скобки. Сходство – в том, что и та и другая военная кампания России оценивается в качестве неуспешной.
- Купирование проблемы военного поражения, на взгляд турецкого автора, достигается через использование политических технологий. Выражаясь принятой в России лексикой через «возвращение в родную гавань». Иными словами, референдум и частичная мобилизация рассматриваются в качестве инструмента успокоения российского общества праздником победы. Победа, при этом, как следует из заголовка, оценивается автором как вынужденная, а не достигнутая. При этом фактор внутренней политики — послание «партии мира» внутри России сигнала о том, что Россия никуда не уйдет – выведено автором за скобки и не рассматривается.
- Отметим важный тезис о том, что российское руководство ведет на войну «не русских, а тюрок и чеченцев». В отечественном информационном пространстве нередко можно слышать о том, что в турецком обществе не осознают того, кто, в том числе, воюет за Россию на Украине. И если бы это осознание пришло, то возможно было бы изменение позиции турецкого общества по отношению к российской СВО. На самом деле, с учетом изложенного, ситуация представляется следующим образом: 1) специалисты в Турции четко отмечают участие в военной операции мусульманских народов России, хотя речь об обществе и не идет, 2) участие их войне не рассматривается турецким авторов в качестве фактора справедливости того дела, которое делается на Украине (консервативные ценности, борьба против воинствующего Запада и проч.) Напротив, речь автором ведется о том, что на войну российское руководство отправляет представителей этих народов, для которых она является чужой. Ведь речь идет об «исконных русских землях». И это – крайне важный момент в рассуждениях турецкого автора.
- Заметим ещё раз три процесса по отношению к России, которые автором констатируются. Процесс оказания помощи Украине – действительно, был, есть и будет. Процесс удаления России из Сирии и из Ливии – это те процессы, реализовать которые нельзя без инструментов на земле, а их нет. Что же до третьего процесса изоляции России, её выдавливания из постсоветского пространства и внутреннего распада, то можно видеть, что попытки во всех трех процессах Западом предпринимаются. Другой вопрос возникает, какова во всех этих процессах может быть роль Турции?
- Отдельных слов заслуживает упоминание турецким автором проблем с западными лидерами. Если выражаться совсем просто, то западный лидер «измельчал» и явно не годится или же мало годится для изложенных выше задач.
- Что же до Турции, то она находится в тисках Запада, который не рассматривает её в контексте «новой роли». Это – то, о чем часто можно слышать от турецких обозревателей – «пора бы Западу оценить новую турецкую роль». Вплоть до настоящего времени этого не произошло и, даже более того, Запад продолжает давить и на саму Турцию тоже.