Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20-26 июля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Судане. По итогам переговоров в Вашингтоне президент США Б. Обама и премьер-министр Ирака Н аль-Малики договорились об углублении сотрудничества между двумя странами. В Иракском Курдистане 25 июля состоялись выборы президента и парламента автономного региона. По-стоянная палата третейского суда в Гааге приняла решение об изменении границ территорий в спорном районе Абьей, расположенном между Севером и Югом Судана.

Визит главы иракского правительства Н. аль-Малики в США, итоги его переговоров с высшими должностными лицами американской администрации показали взаимную заинтересованность сторон в продолжении и развитии многопланового сотрудничества между Соединенными Штатами и Ираком, но одновременно подтвердили наличие разногласий в подходах Вашингтона и Багдада к ряду вопросов урегулирования ситуации в Ираке. Президент Б. Обама заверил Н. аль-Малики, что США не отказываются от плана вывода войск из Ирака до конца 2011 г. и не собираются создавать на иракской территории постоянные военные базы. Отметив «существенный прогресс» в нормализации обстановки в Ираке, американский президент одновременно признал, что эту страну впереди ждут «трудные дни». На переговорах обсуждались положение в иракской углеводородной отрасли и тема «внутренних границ, которая будет фундаментально важной для будущего объединенного Ирака». Б.Обама рекомендовал Н.аль-Малики «быть более гибким» в вопросах использования силы при решении внутренних проблем, и дать возможность властям провинций «играть большую роль в принятии решений». Глава Белого дома признал наличие «расхождений в стратегии» между командованием ВС США и руководством иракских правительственных сил при решении вопросов обеспечения безопасности в стране. В Вашингтоне Н. аль-Малики сделал важное заявление о том, что срок пребывания американских войск в Ираке может быть продлен, если «иракским силам потребуются дополнительная подготовка и поддержка». Подобное заявление свидетельствует о неуверенности иракского лидера в способности национальной армии и полиции самостоятельно обеспечить стабильность правящего режима и безопасность в стране. Н. аль-Малики провел отдельные переговоры с главой Пентагона Р. Гейтсом, обсудив вопросы поставок вооружения и военной техники для ВС Ирака, обучения их личного состава, проблемы, имеющиеся во взаимоотношениях между американскими и иракскими военными.

24 июля госдепартамент сообщил об имевших место в Турции в начале 2009 г. контактах между представителями США и иракских суннитских повстанческих группировок. В Вашингтоне заявили, что считают такого рода контакты частью усилий по примирению между шиитским правящим большинством и суннитскими повстанцами. Сообщение о встречах амери-канцев с вооруженными противниками режима вызвало недовольство у официального Багдада, о чем Н. аль-Малики заявил президенту Б. Обаме.

25 июня в иракской курдской автономии прошли выборы президента и депутатов местного парламента. В них приняли участие 78 проц из примерно 2,5 млн избирателей. На пост главы региона претендовали пять кандидатов, однако бесспорным лидером является нынешний президент автономии М. Барзани. За 111 мест в курдском парламенте боролись 507 человек. По предварительной информации, большинство голосов – около 59 проц (65-66 мест) получил блок «Курдистан», состоящий из двух ведущих курдских партий – Демократической партии Курдистана во главе с М. Барзани и Патриотического союза Курдистана во главе с президентом Ирака Дж. Талабани. На втором месте блок «Перемены» (28 мест), возглавляемый Н. Мустафой, ранее бывшим заместителем Дж. Талабани в Патриотическом союзе Курдистана.

Постоянная палата третейского суда в Гааге своим решением об изменении границ в регионе Абьей между Севером и Югом Судана признала право северян на значительную часть спорных территорий, включая район крупного нефтяного месторождения Хеглиг и участок, по которому проходит нефтепровод в Порт-Судан. Территории, ставшие предметом острого и длительного спора, неоднократно приводившего к вооруженному противостоянию, населяют арабские скотоводческие племена, лояльные Хартуму, и представители народа динка, являющегося самой крупной этнической группой суданского юга. В 2011 г. в регионе намечено провести референдум, на котором его жители должны ответить на вопрос, хотят ли они быть частью Севера или Юга страны. Оба участника спора – центральное правительство в Хартуме и власти Южного Судана признали вердикт суда и заявили о готовности его исполнить. Вместе с тем, учитывая сложность проблемы, ее жесткую привязанность к крупным месторождениям нефти, решение гаагского суда вряд ли поставило окончательную точку в абьейском споре.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Иране. Под давлением консервативных клерикальных сил и лично верховного руководителя ИРИ М. Хаменеи президент ИРИ М. Ахмадинежад 24 июля был вынужден отправить в отставку первого вице-президента республики Э. Р. Машаи, переместив его на пост своего советника и главы президентской ад-министрации. Один из ведущих лидеров оппозиции М. Х. Мусави на минувшей неделе подтвердил свое намерение создать широкий политический фронт, к участию в котором намерен привлечь противников нынешнего режима, придерживающихся различных взглядов. Создание такого фронта, по мнению Мусави, позволит ввести оппозиционное движение в легитимные рамки. Лидеры оппозиции М. Х. Мусави, М. Кяруби и М. Хатами 25 июля обратились к представителям высшего духовенства в священном для шиитов г. Куме с призывом положить конец репрессиям, начавшимся в ответ на массовые протесты в связи с переизбранием М. Ахмадинежада президентом ИРИ. Со своей стороны, М. Хаменеи признал, что в настоящее время Иран переживает «непростой период», возможно, самый сложный за все 30 лет существования исламской республики. Хаменеи призвал иранских политиков проявлять осторожность и осмотрительность в поступках и заявлениях с тем, чтобы не играть на руку внешним врагам Ирана и не провоцировать внутренние беспорядки. Руководитель ИРИ также призвал иранские полити-ческие силы «оставить различие мнений» и «работать ради прогресса нации».

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила 22 июля, что в случае создания Ираном ядерного оружия Вашингтон примет меры по значительному расширению оборонных возможностей своих союзников в зоне Персидского залива и предоставит им противоракетный «зонтик» от чего ИРИ не станет «сильнее или увереннее». По словам Клинтон, США по-прежнему предла-гают Ирану переговоры, хотя при нынешнем политическом кризисе в Тегеране ИРИ не в состоянии участвовать в них. 26 июля госсекретарь в очередной раз заявила, что США не допустят появления у Ирана ядерного оружия.

В Пакистане правительственные войска продолжают вести боевые действия против вооруженных формирований местных талибов на северо-западе страны в районах, примыкающих к границе с Афганистаном. Одновременно Исламабад выражает обеспокоенность тем, что в случае расширение масштабов операций американских войск в Афганистане, афганские талибы начнут в массовом порядке переходить на пакистанскую территорию, особенно в такой неспокойный регион, как Белуджистан. США, со своей стороны, заверяют пакистанских руководителей, что «не позволят» экстремистам сделать это.

Пакистан обратился к Евросоюзу с просьбой срочно поставить современное оружие и оказать содействие в обучении национальной армии для повышения ее возможностей в борьбе с бандформированиями и террористами. Пакистан также запросил экономическую помощь для восстановления районов, освобожденных от талибов.

На прошедшей неделе силы талибов в Афганистане заметно активизировали свою деятельность, совершив крупные террористические нападения на города Гардез и Хост на востоке страны.

Вице-президент Дж. Байден заявил 23 июля, что военная кампания в Афганистане «соответствует национальным интересам США, Великобритании и Европы» и «заслуживает усилий, прилагаемых коалиционными войсками». При этом Байден признал возможный рост потерь ВС США в ближайшее время в ходе операций на афганском юге.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, выступая 25 июля на приеме в посольстве Египта по случаю Дня революции (1952 г.), заявил, что «если арабские предложения о мире не являются финальными, то они могут создать атмосферу, в которой может быть достигнут всеобъемлющий мир в регионе». По словам Нетаниягу, в ближайшие месяцы Израиль намерен «форсировать мирные переговоры с палестинцами и расширить их до уровня региональных мирных переговоров». Ранее, 22 июля Б. Нетаньяху заявил, что заградительная стена, отделяющая Израиль от палестинских территорий на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), не будет разрушена, несмотря на последние успехи палестинских служб безопасности в борьбе с террористами.

Министр иностранных дел Израиля А. Либерман, совершающий поездку по странам Латинской Америки, заявил, что Бразилия может убедить Иран прекратить свою ядерную программу, а также выступить посредником на переговорах с Сирией и палестинцами. В ответ глава бразильского МИД С. Амори сказал, что его страна не намерена оказывать давление на Иран и защищает его права на ядерную программу в мирных целях.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас в ответ на заявление премьер-министра Б. Нетаньяху потребовал от Израиля демонтировать систему заградительных сооружений на границе с ЗБРИ.

Лидер радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машааль на переговорах в Дамаске со спецпредставителем президента России по Ближнему Востоку А. Салтановым заверил российских дипломатов в том, что линия движения не будет помехой для возобновления палестино-израильских переговоров и достижения мирных договоренностей. Об этой позиции ХАМАС А. Салтанов в рамках дипломатических консультаций проинформировал правительство Израиля.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган на минувшей неделе нанес визит в Сирию. По итогам переговоров с президентом САР Б. Асадом было заявлено, что справедливый и всеобъемлющий мир на Ближнем Востоке должен быть основан на «международных решениях» и уходе Израиля с оккупированных арабских территорий, в т. ч. сирийских Голанских высот. Также было подчеркнуто, что без «наличия реальной политической воли» со стороны Израиля движение к миру невозможно. Эрдоган подтвердил готовность Турции возобновить роль посредника на непрямых переговорах между Сирией и Израилем, что было поддержано Асадом.

26 июля спецпредставитель президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелл провел в Дамаске «весьма серьезные и позитивные» переговоры с президентом Б. Асадом, предложив Сирии стать полноправным участником мирного процесса в регионе.

Глава департамента ООН по миротворческим операциям А. Леруа заявил, что ливанская организация «Хизбалла» нарушает резолюцию Совета Безопасности ООН 1701 (2006 г.), запрещающую исламистам размещать оружие и боеприпасы на юге Ливана на территории южнее реки Литании. Это заявление было сделано в связи с взрывом 15 июля склада оружия, принадлежащего боевикам «Хизбаллы».

На юге Йемена продолжаются массовые антиправительственные выступления, имеющие отчетливо выраженную сепаратистскую направленность. В ходе манифестаций оппозиционеры часто пускают в ход оружие. На прошедшей неделе выступления противников режима имели место в г. Зинджибар и некоторых других местах. В ходе столкновений с силами безопасности имеются многочисленные жертвы, в т. ч. убитые. Ситуация в Йемене осложняется усилением напряженности на севере страны в провинции Саада, где исламистские экстремисты — сторонники радикального зейдитского лидера Х. аль-Хоуси совершили вооружение нападение на военнослужащих правительственной армии.

Приложение

Об американо-эмиратском сотрудничестве в области использования ядерной энергии

Руководство Объединенных Арабских Эмиратов в последнее время уделяет повышенное внимание вопросам использования ядерной энергии в интересах развития страны. Эмираты первыми из аравийских монархий приступили к реализации национальной программы развития атомной энергетики, рассчитанной на 10-12 лет. Выполнение этой программы позволит обеспечить выработку на АЭС до 15 проц потребностей страны в электроэнергии. В марте 2008 г. правительство страны объявило о создании Федерального агентства по ядерной энергетике (ФАЯЭ) с начальным капиталом эквивалентным 102 млн долл., а через месяц опубликовало документ «Политика ОАЭ в области мирной ядерной энергетики», разработанный при участии экспертов МАГАТЭ. В документе подчеркивается, что Эмираты не будут создавать мощности по обогащению урана, а станут импортировать его «от заслуживающих доверия иностранных партнеров». Особо подчеркивается, что при реализации своей ядерной программы ОАЭ намерены твердо придерживаться «стандарта полной прозрачности, нераспространения и безопасности», проводить консультации с МАГАТЭ. Эмираты являются участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подписали целый ряд других международных соглашений по нераспространению ЯО, а также дополнительный протокол с МАГАТЭ, позволяющий проводить тщательные проверки национальных ядерных объектов.

Учитывая ограниченные собственные научно-технические и производственные возможности, отсутствие опыта в этой сфере, ОАЭ широко привлекает иностранные государства к решению задач, связанных со становлением национальной атомной отрасли. Руководство страны получило предложения по оказанию помощи в развитии ядерной отрасли от МАГАТЭ, правительств Великобритании, Германии, Китая, России, США, Франции, Южной Кореи и Японии. К настоящему времени ОАЭ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования ядерной энергии с Францией, и меморандумы о взаимопонимании с Великобританией, Южной Кореей и Японией. Ведутся переговоры о заключении соответствующего договора с Великобританией.

Не остались в стороне от этого процесса и Соединенные Штаты, стремящиеся активно и масштабно участвовать в реализации эмиратской ядерной программы, как можно полнее контролировать положение дел в атомной отрасли ОАЭ. В апреле 2008 г. США и ОАЭ подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросам мирного использовании ядерной энергии, а 15 января 2009 г. стороны заключили договор о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии сроком на 30 лет. Этот документ заложил юридическую основу «взаимовыгодного сотрудничества» двух государств в сфере мирного атома «в соответствии с согласованными мерами контроля и условиями нераспространения».

Подписание договора стало важным шагом в деле дальнейшего укрепления и развития американо-эмиратских отношений. Отметим, что ОАЭ, «несмотря на периодические разногласия по некоторым проблемам», на протяжении многих лет остаются одним из наиболее важных и надежных военно-политических партнеров США в зоне Персидского залива и арабском мире, а в 2007-2008 гг. эта страна заняла первое место среди покупателей американского вооружения и военной техники на Ближнем Востоке. Немаловажным является и то, что Эмираты «полностью поддерживают и строго выполняют резолюции ООН, запрещающие передачу Ирану «чувствительных» материалов и технологий». Власти страны закрыли большое число местных и иностранных фирм, занимавшихся реэкспортом в ИРИ технологий двойного назначения и «контролируемых» материалов.

В связи с подписанием договора в Вашингтоне было заявлено, что ОАЭ входят «в небольшую группу арабских государств, которые всерьез, а не на словах планируют развивать ядерную программу и обзавестись атомными станциями». Одновременно подчеркивалось, что договор способен стать «моделью для других государств региона», желающих «ответственно разрабатывать программу ядерной энергетики при полном соблюдении обязательств и гарантий в сфере нераспространения».

Вашингтон пошел на подписание договора после предоставления Абу-Даби подробных программных документов по всему спектру вопросов, связанных с потенциальным развитием ядерной энергетики в ОАЭ. Важно и то, что американская администрация считает Эмираты «активным партнером» США по ряду международных инициатив, направленных на укрепление режима нераспространения ЯО. Вместе с тем, в заявлении госдепартамента в связи с подписанием договора подчеркивалось, что нарушение эмиратской стороной обещания не разрабатывать технологии обогащения и переработки урана повлечет за собой выход Соединенных Штатов из договора. Отметим, что для подобного рода предупреждения имелись известные основания. Ведь еще не так давно ОАЭ считались одним из главных перевалочных пунктов для контрабанды ядерных материалов. В 2007 г. в стране был принят закон, ужесточающий экспортный контроль, который, однако, в силу ряда причин все еще не применятся в полную силу, но власти заявляют о стремлении сделать это как можно скорее.

Повышение эффективности экспортного и пограничного контроля и недопущения передачи Ирану «определенных товаров» стало одним из главных условий, выдвинутых американцами, на переговорах по заключению договора. И эмиратская сторона заверила США, что вопросам обеспечения ядерной безопасности, нераспространения ЯО, защиты ядерных объектов от возможных нападений террористов в стране будет уделяться самое пристальное внимание. Кроме того, Соединенным Штатам были даны заверения в стабильности политической ситуации в ОАЭ.

Договор содержит два важных положения, которые американцы включают в аналогичные соглашения с иностранными государствами. Во-первых, он предоставляет США право прекратить сотрудничество и потребовать возвращения любого «материала, оборудования или компонентов и любых специальных расщепляющихся материалов», которые использовались в ОАЭ не по своему назначению. Эмираты также обязаны «хранить полученные расщепляющиеся материалы в пределах своей территории» и не вести в стране работ по обогащению урана или переработке отработанного ядерного топлива. В документе также особо оговорены исключительно мирные цели ядерной программы ОАЭ.

Американо-эмиратский договор предусматривает помощь США в развитии «гражданской ядерной энергетики» в ОАЭ в рамках «глобальных усилий по воспрепятствованию ядерного распространения». Соединенные Штаты гарантируют Эмиратам поставки ядерного топлива «для будущих гражданских легководяных реакторов, которые построят в ОАЭ», что будет делаться при условии соблюдения местной стороной требований ДНЯО, сотрудничества с МАГАТЭ и соблюдения других международных договоренностей в этой области. Американцы помогут в подготовке кадров, в вопросах обращения с ядерным топливом и его отходами, в разведке месторождений урана, создании объектов инфраструктуры ядерной отрасли, разработке технических заданий для ядерных реакторов и топливных систем, в обслуживании ядерных объектов. Предполагается сотрудничество сторон в деле обеспечения ядерной безопасности и нераспространения ЯО, включая «физическую защиту, экспортный контроль и пограничную безопасность», а также в практическом использовании «радиоизотопов и радиоактивных эле-ментов в промышленности, сельском хозяйстве и защите окружающей среды». Предусмотрен обмен научной и технической информацией и документацией по ядерной энергетике, проведение семинаров и симпозиумов. США будут передавать Эмиратам «материалы, оборудование и компоненты» (в т. ч. ядерные реакторы), необходимые для создания и обеспечения дея-тельности предприятий атомной отрасли.

Эмираты в лице ФАЯЭ «проявляют сильное желание в техническом содействии США» и интерес к сотрудничеству американскими фирмами по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации АЭС, подготовки персонала, обеспечению безопасности объектов ядерной отрасли. Со своей стороны, американские компании хотели бы получить выгодные заказы на строительство в Эмиратах атомных электростанций.

В целом американская администрация утверждает, что договор о сотрудничестве с ОАЭ по мирному использованию ядерной энергии «является важным шагом в создании длительного и взаимовыгодного партнерства, которое усилит режим нераспространения и энергетическую безопасность в регионе». К тому же в Вашингтоне считают, что практическая реализация документа «не будет представлять неприемлемого риска» для обороны и безопасности США.

52.21MB | MySQL:103 | 0,455sec