Корпус стражей исламской революции (КСИР) и экономика ИРИ

Иранские и зарубежные эксперты все чаще отмечают усиление роли КСИР в экономике ИРИ. По их мнению, подконтрольными Корпусу компаниями являются инженерная корпорация «Хатам-оль-Анбия», холдинг «Бахман Груп», Национальная строительная компания, Организация оборонной промышленности, банки «Сепах» и «Садерат», официальный дилер «Мерседес-Бенц» в ИРИ, авиакомпания «Пайам Эйр» (и, возможно, «Хома»), фирма «Санайее электронике Иран». Считается, что КСИР управляет рядом иранских компаний, работающих за рубежом. В частности, аналитиками называется зарегистрированная в Дубае (ОАЭ) фирма «Ал-Макассиб», а также фирмы, находящиеся в ведении «Хизбаллы» в Ливане. Важной финансовой опорой стражей являются фонды, в первую очередь, – Фонд Обездоленных («Боньядэ Мостазафин»), в управление которому изначально была отдана собственность свергнутой шахской семьи Пехлеви.

Эволюции КСИР из военной организации, призванной защищать исламский строй от внутренней и внешней угрозы, в значимого игрока в политической и экономической жизни страны способствовал ряд факторов. Прежде всего, за годы ирано-иракской войны 1980 – 1988 гг. инженерные подразделения Корпуса накопили значительный опыт инженерных работ. В результате, в соответствии со статьей 147 иранской конституции (оговаривающей, что в мирное время военные подразделения должны привлекаться для созидательных целей) сформированная на базе строительных подразделений КСИР корпорация «Хатам-оль-Анбия» в 1990-е гг. получила основной массив работ по реконструкции разрушенной в ходе боевых действий экономической инфраструктуры страны. На данный момент указанная компания насчитывает 40 тыс. сотрудников, а ее годовой оборот составляет 12 млрд долл. США.

По указанию руководства ИРИ все та же «Хатам-оль-Анбия» должна была обеспечить после ирано-иракской войны рабочими местами демобилизованных солдат и офицеров КСИР. С тех пор указанная корпорация стала негласным «пропуском в мирную жизнь» для бывших членов Корпуса, что в свою очередь заставило государство непрерывно расширять количество рабочих мест, а, следовательно, и расширять сферу деятельности «Хатам-оль-Анбия».

Аналитиками не исключается, что проникновение стражей в экономику ИРИ стало результатом заключенной в 1989 – 1990 гг. сделки между руководством КСИР и тогдашним президентом А.А.Хашеми-Рафсанджани, давшим офицерам Корпуса важный источник финансовых доходов в обмен на то, чтобы они умерили свое желание вмешиваться в политическую жизнь страны (к 1989 г. Корпус объективно превратился в мощный инструмент проведения политических чисток и репрессий). Впрочем, даже если такой договор и существовал, то выполнялся он стражами весьма нечетко, т.к. укрепление роли КСИР в экономике ИРИ в 1990-х гг. во многом было связанно с постепенным проникновением бывших членов данной организации в политическую жизнь страны.

Особенно активно пришествие руководства КСИР во власть началось после избрания президентом ИРИ в 2005 г. М.Ахмадинежада – бывшего сотрудника Корпуса и подконтрольного стражам ополчения «Басидж». При нем 5 ветеранов КСИР и «Басидж» заняли посты генерал-губернаторов провинций (Керман, Хузестан, Западный Азербайджан, Хамадан и Элам), 9 — стали членами кабинета министров (министры жилищного строительства М.Саиди-Кия, связи М.Солеймани, энергетики П.Фаттах, промышленности и шахт А.А.Мехрабиян, сельского хозяйства М.-Р.Эскандари, культуры и исламской ориентации М.-Х.Саффар-Харанди, нефти Г.Х.Ноузари, обороны М.М.Наджар, торговли С.М.Мир-Каземи), большинство из которых входят в так называемый «экономический блок». Кроме того, связанное с КСИР прошлое имеют глава радио и телевидения Э.Заргами, глава Фонда Обездоленных М.Форузанде, а также не менее 90 депутатов меджлиса нынешнего созыва, включая спикера А.Лариджани. По мнению экспертов, М.Ахмадинежад довольно последовательно приводил во власть бывших членов Корпуса.

Оппоненты правительства неоднократно обвиняли М.Ахмадинежада в защите экономических интересов КСИР. В частности сообщалось, что через идущий процесс приватизации в руки Корпуса передаются госпредприятия. По мнению ряда иранских политиков, запланированные М.Ахмадинежадом реформы также должны были помочь КСИР. Их конечным результатом, в частности, может явиться изменение схемы распределения госдотаций и передача ее под контроль исполнительной власти; установление правительственного надзора над деятельностью банков с помощью ЦБ ИРИ; полная передача функций бюджетного планирования в ведение президентской администрации. Следующим шагом, по мнению экспертов, должно стать перенаправление финансовых потоков в пользу Корпуса.

1. Значительно облегчил проникновение КСИР в экономику режим международных и односторонних санкций, наложенных на Иран. В условиях, когда возможности иностранных инвесторов оказались ограничены, руководству ИРИ пришлось делать ставку на внутренние силы. При весьма небольших возможностях (как финансовых, так и технических) частного сектора, курируемые КСИР организации явились наиболее подходящими претендентами на замену иностранных корпораций. В результате, в 2006 г. «Хатам-оль-Анбия» и Национальная строительная компания подписали контракт на участие в строительстве 4 и 7 веток тегеранского метрополитена, а в 2007 г. «Хатам-оль-Анбия» получила право на разработку 15 и 16 блоков газового месторождения Южный Парс (с задачей, впрочем, компания все же не справилась) и строительство иранского отрезка газопровода Иран-Пакистан-Индия. В том же 2007 г. министерство энергетики без проведения тендера передало связанным с КСИР компаниям право на управление рядом объектов социальной инфраструктуры (в первую очередь, водоснабжение, электричество, мосты) в западном Иране. В период с 1990 по 2006 гг. «Хатам-оль-Анбия» выполнила 1220 промышленных проекта. Всего на начало 2008 г. компании КСИР заключили контрактов на 10 млрд долл. США по реконструкции старых и развитию новых нефтегазовых месторождений. Впрочем, как отмечается, «Хатам-оль-Анбия» и другие связанные с КСИР фирмы в ряде случаев выполняют работу не сами, а привлекают сторонних субподрядчиков.

В итоге можно констатировать, что на данный момент подконтрольные КСИР компании выполняют в Иране достаточно широкий спектр работ – от развития аграрно-промышленного комплекса и торговли бытовыми товарами до разработки нефтегазовых месторождений. Пока что не удалось подтвердить периодически появляющуюся информацию о причастности КСИР к контрабандной деятельности, хотя, по имеющимся сведениям, значительная доля ввозимых в обход таможенного контроля товаров (от предметов быта до алкоголя) попадает в Иран через находящиеся в руках КСИР морские порты и воздушные терминалы. С точки зрения депутата меджлиса шестого созыва М.Армина, ежегодно КСИР контрабандно ввозит в Иран товаров на сумму до 12 млрд долл. США. В частности, неоднократно сообщалось, что курируемый Корпусом контрабандный канал существовал в старом международном аэропорту Тегерана «Мехрабад» и, возможно, действует в новом аэропорту «Имам Хомейни». В этой связи утверждается, что якобы именно по требованию КСИР произошел разрыв договора между австро-турецкой компанией «Tepe-Akfen-Vie», которая должна была управлять терминалами в новом аэропорту, и иранской стороной. Вслед за этим, право на управление было передано «Хатам-оль-Анбия».

Значительные поводы для вброса этой компроментирующей информации оппонентами М.Ахмадинежада и действующего в ИРИ режима создает непрозрачность экономической деятельности КСИР, а также фактическое отсутствие органов контроля над ним (Корпус подотчетен только Верховному руководителю страны). Более того, в последние годы имели место случаи, явно указывающие на «нечистоплотность» Стражей. В частности, в 2005 г. в почтовом аэропорту «Пайам» близ Кереджа была найдена партия контрабандных товаров. Только усилия правительства помогли закрыть дело, «погасив» назревавший скандал. Критики действующего президента периодически напоминают и о ситуации с фактическим захватом КСИР частной иранской компании «Ориентал Киш Оил» в середине 2005 г. и арестом ее вице-президента С.Насери. Как указывается, причиной конфликта стал отказ руководства упомянутой компании идти на сотрудничество с Корпусом.

В целом, идущие сейчас процессы, связанные с увеличением влияния КСИР на политическую и социально-экономическую жизнь ИРИ, свидетельствуют о поэтапном усилении роли военных структур и превращении Стражей в самостоятельную, отчасти неподотчетную правительству и религиозным кругам, силу.

52.23MB | MySQL:103 | 0,634sec