Американские эксперты о решении ОПЕК+ по сокращению добычи нефти на 2 млн баррелей в сутки

5 октября ОПЕК +, альянс между  картелем Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и десятью другими экспортерами нефти во главе с Россией, объявил о сокращении добычи на 2 млн баррелей в сутки  по состоянию на ноябрь. Сокращение примерно вдвое превысило 1 млн баррелей в сутки, что, по словам экспертов мирового нефтяного рынка, они ожидали. Министры нефтяной промышленности альянса из 20 стран — десяти стран ОПЕК и десяти экспортеров, не входящих в ОПЕК, – заявили, что значительное сокращение было необходимо для лучшего согласования предложения с сокращением спроса, поскольку рост замедляется в крупных промышленно развитых странах. Многие центральные банки ужесточают финансовые условия, чтобы справиться с повышенным уровнем инфляции – циклом денежно-кредитной политики, который может ускорить рецессию в европейских странах, а также в Соединенных Штатах. Решение ОПЕК+ сокращает ежедневные квоты на добычу нефти как для России, так и для Саудовской Аравии на 526 000 баррелей в сутки для каждой. Однако, поскольку европейские санкции в отношении России за ее вторжение в Украину уже привели к сокращению экспорта российской нефти, на практике только Саудовская Аравия сократит добычу на такую большую цифру. Официальные лица Саудовской Аравии добавляют, что согласие королевства на значительное сокращение добычи также поможет восстановить значительные резервные производственные мощности Саудовской Аравии. Сокращение квот для нескольких других крупных экспортеров в регионе Персидского залива, включая Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), было существенным, но все же намного меньшим, чем сокращение, принятое Саудовской Аравией. Тем не менее, некоторые нефтяные эксперты указали, что, поскольку многие члены ОПЕК+ уже добывают ниже отведенных им квот, фактическое сокращение экспорта нефти на мировые рынки  приблизится к 1 млн баррелей в сутки, что ожидали США и другие страны. В этой связи американские эксперты указывают на то, что, учитывая некоторое снижение мирового спроса ранее этим летом, некоторая степень сокращения отражает фундаментальные показатели, даже если мировые цены далеки от низких. Производители нефти возлагают часть вины за свой шаг на другие части энергетического комплекса, включая прежде всего  резкий рост цен на природный газ, который усугубляет слабый мировой спрос. Поскольку центральные банки вынуждены переходить к более жестким мерам  монетарной политики, в том числе в развитых экономиках, существует риск того, что глобальный спад будет более масштабным, что также ударит по спросу на нефть. В целом, члены ОПЕК+ по-прежнему предпочитают более высокие затраты за меньшие объемы, тем более что многим странам не хватает гибкости для расширения. Столкнувшись с потенциальным снижением доходов после сильного начала 2022 года, они предпочли расставить приоритеты в отношении более высоких затрат на баррель по сравнению с долей рынка. Аргумент о том, что более высокая цена приведет к увеличению инвестиций в странах ОПЕК+, кажется менее реалистичным, учитывая, что вопросы увеличения поставок кажутся далекими от чисто экономических. К ним относятся внутренние проблемы в ряде стран-производителей, а также растущий внутренний спрос в Африке. Некоторые члены ОПЕК+, особенно ОАЭ, увеличили мощности, которые по-прежнему значительно превышают добычу, а некоторые страны, не входящие в ОПЕК+, такие как США, также увеличивают поставки, как того требуют коммерческие аргументы, но это увеличение в большей степени относится  именно к  природному газу. Встреча подтвердила предпочтение лидеров ОПЕК+, особенно стран ССАГПЗ, иметь Россию внутри группы, а не за ее пределами.  Более того, своим шагом Эр-Рияд и Абу-Даби также сигнализируют о своем нежелании облегчить усилия G7 по вытеснению с рынка российской нефти. В отличие от небольших стран, таких как Иран и Венесуэла, в мире далеко не достаточно свободных мощностей, чтобы заменить значимые объемы из России. Сохраняющиеся санкции в отношении этих двух стран также вызывают обеспокоенность. Хотя дополнительные объемы на рынке сейчас не приветствовались бы, продолжающееся использование Западом санкций для ограничения поставок энергоносителей остается проблемой для производителей. При этом и КСА, и ОАЭ стремятся сохранить свои связи как с Россией, так и с США, и готовы работать в «серых зонах», вовлеченных в торговые и финансовые потоки, которые напрямую не нарушают санкции США, но являются рискованными и могут подвергнуться будущим ограничениям. Это курс включает в себя решение сохранить инвестиции и совместные предприятия в России, а не уходить. Это также включает в себя повышение своей роли в качестве перевалочного пункта, что характерно прежде всего  для ОАЭ.

Американские эксперты полагают, что, даже если фактическое сокращение экспорта нефти окажется намного ниже объявленного показателя, ущерб отношениям США с лидерами некоторых экспортеров нефти, в частности Саудовской Аравии, вероятно, будет значительным. Официальные лица США осудили решение ОПЕК+ как «недальновидное», отражающее опасения того, что сокращение добычи может привести к росту мировых цен на нефть и осложнить усилия США и союзников по борьбе с инфляцией. Это вызывает особую озабоченность администрации Дж.Байдена, поскольку сокращение добычи приведет к повышению цен на топливо в США в преддверии промежуточных выборов в Конгресс. Хотя в официальной реакции США не были названы имена каких-либо лидеров, из сообщений СМИ было ясно, что официальные лица США были особенно разочарованы  наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом (МБС). Де-факто МБС которого его отец король Сальман в конце сентября назначил на пост премьер–министра – формального главы правительства, — явно сотрудничал с Москвой в принятии решения о бОльшем, чем ожидалось, сокращении добычи нефти.  Саудовская Аравия является давним и близким региональным партнером Соединенных Штатов.  Сокращение добычи ОПЕК+, вероятно, возродит именно личную напряженность между МБС и лидерами США, которую пытался ослабить визит президента Дж.Байдена в КСА. Роль МБС в решении о сокращении добычи ОПЕК+ вызвала вопросы о том, будут ли лидеры США продолжать взаимодействовать с ним или вернуться к критической позиции, хотя МБС теперь почти наверняка взойдет на саудовский трон после того, как его отец передаст власть. Некоторые в Конгрессе США говорят, что могут возродить законопроект о наказании должностных лиц государств–членов ОПЕК+ как организаторов картеля, определяемого как группа, вступившая в сговор с целью контроля над поставками товаров или услуг. Другие стремились нацелиться на МБС и Саудовскую Аравию более напрямую, несмотря на давнее американо-саудовское партнерство, которое, как постоянно утверждали американские  лидеры, служит интересам национальной безопасности США. Одно из предложений, выдвинутых экспертами и некоторыми избранными официальными лицами США, может заключаться в том, чтобы отрезать КСА от новых продаж сложных американских вооружений, таких как боевые самолеты. Тем не менее, большинство официальных лиц США утверждают, что ограничение продаж вооружения нанесет ущерб стратегии США по расширению возможностей королевства и других государств региона по противодействию возникающим ракетным и вооруженным угрозам беспилотников со стороны Ирана без прямого участия США. Хотя ни один из вариантов ответных действий США против МБС не обойдется без ущерба для самих США, несомненно, что взаимодействие МБС с Москвой по ограничению добычи нефти в критический момент для западных экономик подстегнет активность видных критиков отношений США с МБС и КСА в целом. Но отношения, вероятно, ухудшатся и, возможно, будут более активными только в тех областях, которые представляют реальный общий интерес. Шум из Вашингтона по поводу изменения отношений будет только усиливаться из-за дискуссий о продаже оружия, использования антимонопольных инструментов в отношении ОПЕК+ и региональной политики. Однако серьезные корректировки курса маловероятны, поскольку США уделяют приоритетное внимание своим усилиям по ослаблению российского правительства и его военного потенциала, чтобы остановить конфликт на Украине, в дополнение к своему вниманию к конкуренции с Китаем. В то время как страны Персидского залива и другие западноазиатские партнеры все больше хеджируются и находят свой путь в уже не однополярном мире, они будут испытывать на прочность эти пределы.

Производители энергоносителей, не входящие в ОПЕК, такие как Катар, также могут увидеть, что их положение улучшилось, хотя они тоже хеджируются и ищут наилучшие возможности для энергетического и неэнергетического развития. Эти тенденции, вероятно, добавят волатильности не только нефтяным рынкам, но и геополитике, увеличивая риск использования таких грубых инструментов, как вторичные санкции.

При этом отметим, что за скобками остался и еще один важный вопрос: это попытки США и ЕС ввести ценовой порог на российскую нефть. Нынешнее решение ОПЕК+ (читай: КСА и ОАЭ в первую голову) дает очень плохой сигнал коллективному Западу в отношении этой его инициативы.   Картель производителей мало заинтересован в содействии созданию инструмента установления цен, созданного покупателем, особенно такого, который можно было бы использовать для других геополитических целей. Более того, они также обеспокоены неопределенностью в отношении введения в действие новых требований, которые могут привести к дополнительным издержкам на рынке. Подход G7 к ограничению использует нынешнее его доминирование в сфере страхования и других услуг для торговли нефтью. В этой связи в самом скором времени наверняка появятся новые игроки, которые предоставят хотя бы некоторые из этих страховых услуг. Несмотря на свое недоверие к инициативе введения предельных цен, члены ОПЕК+, обладающие потенциалом, вероятно, попытаются воспользоваться арбитражем, а также будут  покупать топливо со скидкой у России и продавая его на мировых рынках по более высоким ценам. Таким образом,  последнее по времени решение лишь поднимает на поверхность некоторые недовольства и споры, которые накапливались в течение некоторого времени. Многие члены ОПЕК+, особенно в ССАГПЗ, считают оправданным  утверждение о том, что цели ЕС и США по переходу на  «зеленые» энергоносители приведут к недостаточным инвестициям в энергетику. Они также были обеспокоены возможностью использования Стратегического нефтяного резерва (SPR) и были более заинтересованы в хеджировании и поддержании более явной  ориентации на альтернативные от Запада рынки. Между тем, США продолжают ожидать, что отношения в области безопасности означают согласование и поддержку целей внешнейи экономической политики.

Основные выводы

— Объявление 5 октября крупными мировыми производителями нефти о сокращении добычи на 2 млн баррелей в день, что вдвое превышает ожидания лидеров США, усилило напряженность в отношениях между лидерами США и наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом (МБС).

— Сокращение добычи, согласованное ОПЕК+, группой, которая объединяет ОПЕК и других нефтепроизводителей, в которой доминируют Саудовская Аравия, с Россией, сигнализирует о нежелании Саудовской Аравии вводить санкции против России за вторжение в Украину.

— Сокращение добычи ставит под сомнение эффективность решения США напрямую взаимодействовать с МБС, в том числе в рамках визита президента Дж.Байдена в КСАв июле 2022 года.

— Последняя по времени  демонстрация МБС его способности срывать политику США произошла всего через десять дней после того, как он был назначен на пост премьер-министра, что еще больше укрепило его власть в королевстве.

53.34MB | MySQL:103 | 0,482sec