Германия: данные о ходе работы Следственного комитета Бундестага по Афганистану и процессе эвакуации местных помощников Бундесвера

В конце сентября приступил к работе Следственный комитет парламента ФРГ во главе с Р.Штегнером (СДПГ), созданный для изучения обстоятельств эвакуации Бундесвера из Афганистана летом 2021 г., в том числе причин, по которым не был вывезен местный персонал. Первой темой, к которой обратилась указанная структура, стали Дохийские соглашения между США и движением «Талибан» (запрещено в РФ), а также ситуация в стране до и после их подписания. В рамках разбора данной проблематики были проведены слушания, в ходе которых свою точку зрения по указанному вопросу изложили ведущие эксперты. В дальнейшем в рамках заседания Следственного комитета Бундестага состоялись первые опросы свидетелей, которыми стали сами представители Бундесвера, в разные годы участвовавшие в развертывании миссии в Афганистане.

Сотрудники Боннского международного центра изучения конфликтов К.Шеттер и К.Мильке обратили свое внимание на сами договоренности, достигнутые Вашингтоном и талибами в Дохе. По их мнению, соглашения, лишенные критериев и инструментов оценки их выполнения, а также четкого плана конкретных действий, оказались «коварно жалкими». Более того, на их взгляд, важным фактором явилось то, что документ имел двусторонний характер, фактически оставляя в стороне международных партнеров США, правительство Афганистана и местное гражданское общество.

С критикой в адрес Белого дома выступил и М.Каим из Фонда науки и политики. По его словам, «до 2018, 2019 гг. мантрой политики США было никогда не вести переговоры через голову афганцев», под чем он подразумевал договоренности с талибами без учета соображений, касающихся страны и ее руководства. В частности, не были созданы условия для появления т. н. инклюзивного правительства, что в итоге и позволило «Талибану» поставить Афганистан под свой контроль. Кроме того, М.Каим обозначил ряд обстоятельств, которые не были взяты в расчет ФРГ при принятии решения о последнем продлении своего мандата на участие в афганской миссии в марте 2021 г. А именно, как утверждает эксперт SWP, неверно была оценена численность афганских вооруженных сил, которая  равнялась не предполагаемым 280 тыс., а 150 тыс. человек. Кроме того, не учитывалось то, что они находятся в критической зависимости от поддержки США с воздуха.

Наконец, эксперты обратились к вопросам, касающимся гражданского общества и сотрудничества в целях развития. Как заявила М.Сафи из Организации политических исследования и разработок, интересы гражданского общества Афганистана были фактически проигнорированы в том числе и ФРГ, которая, вопреки ожиданиям и обещаниям, не вынесла эту проблему на широкое обсуждение. Экс-руководитель регионального подразделения Германского общества международного сотрудничества Х.-Х.Дубе и бывший руководитель представительства Фонда К.Аденауэра в Кабуле Э.Зейно пришли к выводу, что сотрудничество в целях развития в Афганистане представляет собой важное и нужное направление, однако, оно имеет ряд проблем. С одной стороны, это коррупция, а с другой, — формирование неоправданно высокой зависимости страны от внешних доноров.

Помимо экспертов за истекший с момента начала работы Следственного комитета Бундестага период были представлены и мнения военных. Так, генерал в отставке Х.-Лотар Домрёзе, участвовавший в операциях в Афганистане в 2008-2016 гг., высказал версию о противоречиях мандата Международных сил содействия безопасности Афганистана, действовавших до конца декабря 2014 г. и миссии «Решительная поддержка», продолжавшейся с января 2015 г. по август 2021 г. В частности, добавление к задачам афганских военных обучения привело к тому, что не было понимания «какой контингент тренировался, а какой воевал».

Затем на следующем слушании перед Бундестагом выступили свидетели – начальник отдела военной разведки Министерства обороны, начальник отдела стратегии и операционного планирования, офицер, непосредственно находившийся в лагере Бундесвера на момент, когда происходили рассматриваемые события. Согласно их показаниям, после заключения Дохийских соглашений давление талибов на афганские национальные силы безопасности заметно усилилось, при этом среди последних можно было наблюдать снижение потенциала уже с конца 2020 г., а годом ранее они с трудом начали справляться с обеспечением безопасности транспортных коридоров. В результате, как отметил один из свидетелей, Дохийские соглашения стали для афганских сил «мотивационным шоком».

Говоря о действиях самой Германии указанные свидетели пояснили, что в конце 2020 г. было представлено три возможных сценария развития событий, включавших также фактор смены президента США, а именно успешное создание в Афганистане инклюзивного правительства, гражданская война или смена правящего режима в течение 24 месяцев вплоть до «восстановления Исламского Эмирата Афганистан». Вместе с тем, для принятия тактических решений, судя из показаний свидетелей, информации было недостаточно, кроме того, существовала уверенность в том, что Вооруженные силы США все же сохранят определенное присутствие и поддержку афганцев. В результате, главной целью Бундесвера на месте стало обеспечение безопасности собственных сил, а этот процесс, как было сказано на заседании одним из опрошенных военных, «прошел успешно».

Проблема эвакуации местного персонала, сотрудничавшего с ФРГ, пока не была в серьезной степени проработана комитетом. Так, на упомянутом заседании с участием экспертов, говоря об афганцах, фокус сместился на процесс депортаций из Германии, которые продолжались несмотря на рост напряженности в стране. Однако дискуссии по теме эвакуации афганских помощников Бундесвера обострилась на днях вновь после того, как в СМИ попали данные из парламентского запроса депутата «Левой» фракции К.Бюнгер. В соответствии с этими сведениями, как минимум 15 представителей местного персонала или их родственников погибли, 9 из них убиты.

В целом власти Германии продолжают прилагать усилия, дабы проанализировать просчеты своей политики на афганском направлении, в том числе с целью их неповторения в иных кризисных точках, таких как Мали. При этом обращает на себя внимание то, что первые данные, поступающие из следственного комитета Бундестага, позволяют сделать вывод о том, что ответственность должна быть возложена прежде всего на США, а в том, что касается ФРГ – на ушедшее в отставку правительство А.Меркель. Вместе с тем, как кажется, по мере продолжения оценки обстоятельств вывода Бундесвера из Афганистана, а также анализа всего опыта развертывания в стране, нарастающая критика в адрес действующего кабмина также не исключена. Связано это с тем, что, с одной стороны, нынешняя старшая коалиционная партия СДПГ была партнером ХДС/ХСС  в прошлом правительстве, а значит, имела прямое отношение к принятию решений. С другой стороны, власти ФРГ под руководством О.Шольца так и не сумели завершить процесс эвакуации местного персонала.

52.24MB | MySQL:103 | 0,456sec