Оценки американских аналитиков причин массовых народных протестов в Иране

Как указывают американские аналитики, протесты, вспыхнувшие 16 сентября и распространившиеся по всей стране после смерти 22-летней Махсы Амини, когда она содержалась под стражей, по-прежнему демонстрируют значительную силу. Временами протесты ненадолго ослабевают в ответ на репрессии режима, чтобы вспыхнуть снова, когда лидеры  протестного движения корректируют свою тактику и видят новые возможности бросить вызов режиму. Смерть Амини, когда она находилась под стражей в «полиции нравов», после того, как, по утверждению ее семьи, она подверглась избиением, вызвала более чем 40-летние жалобы на подавление прав женщин исламским режимом. Протесты проистекают из долгой истории женских правозащитных движений и активизма в Иране и за его пределами, когда иранские женщины годами разрабатывали стратегию борьбы с гендерной дискриминацией как в политике, так и в обществе. Возглавляемые женщинами и преодолевающие гендерные, классовые и этнические различия, некоторые утверждают, что нынешние протесты представляют собой самый серьезный народный вызов иранским теократическим лидерам со времен «Зеленого движения 2009 года. Несколько женщин, которые возглавляли протесты и публично сжигали свои обязательные головные платки, погибли от рук сил безопасности, но, тем самым, поддерживали энергию восстания. В этой связи от себя отметим, что начало выступлений против иранского шаха, которые собственно и вызвали Исламскую революцию 1979 года, были вызваны как раз его стремлением «снять с женщин платки».  В этой связи рискнем сделать вывод о том, что сейчас, как и тогда, тема гендерного равенства в данном случае – это лишь повод.

В некоторых городах, особенно на курдском северо-западе, откуда родом Махса Амини, демонстранты захватили и сожгли местные правительственные учреждения или местную штаб-квартиру ополчения «Басидж», находящегося под контролем Корпуса стражей исламской революции (КСИР), который возглавляет реакцию режима на массовые беспорядки. 8 октября женщины в полностью женском университете Аль-Захра в Тегеране провели демонстрацию против президента Ирана Эбрахима Раиси, который встречался там со студентами, поддерживающими режим. Демонстрация была одним из самых резонансных прямых вызовов высшим лидерам Ирана за все время после свержения шаха. Представитель Госдепартамента США заявил, что по состоянию на 5 октября силы режима убили более 100 протестующих — число погибших отражает интенсивность народных протестов, — но некоторые правозащитные организации  оценивают число погибших в более чем  180 человек. Лидеры США публично поддержали демонстрантов и ослабили позиции свои санкции для облегчения продажи Ирану интернет-оборудования, которое протестующие могут использовать для организации и уклонения от контроля режима за их коммуникациями. С другой стороны, 12 октября министр иностранных дел Франции, что пятеро ее граждан содержатся под стражей в Иране и что Европейский союз (ЕС) согласовал технические аспекты введения санкций против Тегерана, которые вступят в силу на следующей неделе.

Массовые народные протесты поставили руководство Ирана перед дилеммой, поскольку оно стремятся восстановить порядок, одновременно обнажая разногласия внутри режима. Беспорядки начались как ответ на ограничения на женскую одежду и поведение в общественных местах — ограничения, которые Раиси ужесточил после победы на выборах 2021 года, — но переросло в кампанию по полному свержению режима. Высокопоставленные иранские лидеры признают, что чем дольше продолжаются протесты, тем больше вероятность того, что к ним присоединятся дополнительные группы, в том числе те, кто обеспокоен в первую очередь плохой экономической ситуацией, коррупцией в правительстве, неправильным управлением землями и водами или другими проблемами. Тем не менее, некоторые иранские лидеры, по-видимому, опасаются, что расширенное применение силы против демонстрантов увеличит, а не уменьшит интенсивность протестного движения. Есть некоторые предварительные признаки того, что командиры сил безопасности, возможно, неохотно используют столько силы, сколько потребуется для подавления восстания, поскольку жестокие репрессии до сих пор только разжигали протесты. Есть также опасения, что, поскольку протестующие были более готовы сражаться с сотрудниками службы безопасности, чем во время предыдущих протестов, потери среди полиции, «Басидж», подразделений КСИР и других сил могут продолжать расти. Тем не менее, руководство режима, похоже, едино в отказе от требований протестующих реформировать или ослабить соблюдение законов, регулирующих женскую одежду в общественных местах. Некоторые лидеры режима, похоже, считают, что предложение уступок по этому вопросу будет стимулировать требования дополнительных уступок по более широкому кругу несвязанных вопросов. Тем не менее, на данный момент нет никаких признаков того, что протестное движение достаточно организовано, чтобы привести к падению режима. Региональная и внутриполитическая обстановка создают дополнительные проблемы для руководства ИРИ. Когда начались протесты, 83-летний верховный лидер ИРИ (рахбар) аятолла Али Хаменеи в течение двух недель не появлялся на публике из-за сообщения о его болезни, хотя он, по-видимому, выздоровел и с тех пор появлялся публично. Следуя стандартной схеме, которую Хаменеи использовал в прошлые периоды беспорядков, рахбар обвинил демонстрантов в том, что они являются орудиями иностранных противников Ирана, в частности Соединенных Штатов и Израиля. Несмотря на то, что он возобновил свои обязанности, болезнь вызвала дебаты среди инсайдеров режима по поводу преемственности, выявив разногласия между теми, кто поддерживает его сына Моджтабу, который руководит повседневными делами офиса Хаменеи, и сторонниками Раиси или других потенциальных кандидатов. На внешнем фронте иранские лидеры стремятся помешать региональным группировкам за пределами Ирана оказывать материальную поддержку демонстрантам, отражая опасения, что внешние силы, выступающие против Исламской Республики, хотят вмешаться во внутренние беспорядки в Иране для продвижения своих планов. Наблюдая широкую поддержку восстания в социальных сетях среди курдского населения Ирака, отчасти из-за курдской этнической принадлежности Махсы Амини, иранские лидеры стремились минимизировать возможность поставок оружия  протестующим со стороны организованных курдских оппозиционных групп, базирующиеся на севере Ирака. Несколько раз с конца сентября КСИР обстреливал и запускал ракеты и вооруженные беспилотники по позициям антииранских курдских партизан на границе в Ираке. В результате одного иранского удара погиб гражданин США, а 28 сентября — боевой самолет сбил иранский вооруженный беспилотник, когда он приближался к Эрбилю, столице контролируемого курдами правительства на севере Ирака. Американские военные чиновники утверждали, что вооруженный беспилотник представлял угрозу для сил США. Действия Тегерана предварительно привели к нужному результату, если иметь в виду  обещания курдского правительства на севере Ирака не допустить действий вооруженных курдских иранских оппозиционных групп на своей территории. Даже если нынешние демонстрации потеряют свой импульс, усугубляющиеся недовольства и структурные проблемы, подпитывающие беспорядки, сохранятся и, несомненно, подготовят почву для еще более мощного восстания в будущем.

Таким образом, аналитики США считают маловероятным свержение иранского режима в результате нынешнего восстания, но рассматривают его как предтечу более серьезных социальных потрясений. И в данном случае интересен октябрьский анализ Института Хадсона (Вашингтон) о тех болевых точках иранского режима, которые могут стать катализаторами будущей «революции».   В нем констатируется, что политики в Соединенных Штатах справедливо сосредоточены на сдерживании ядерной программы Ирана и государственной поддержке терроризма.

Санкции и другие меры, направленные против незаконных финансовых сетей режима, как правило, отражают эти неотложные приоритеты. Но иранский теократический режим — это также широко распространенная, глубоко укоренившаяся клептократия, против которой США должны оказывать большее давление.

В этой связи в этом  кратком обзоре рассматриваются преобладающие формы коррупции в Иране, последствия для политики США и то, как США могут активизировать усилия по разоблачению и борьбе с клептократией режима.

Клептократия в Иране

Современный Иран всегда боролся с коррупцией, но его нынешняя клептократия восходит к последствиям Исламской революции 1979 года, когда режим экспроприировал тысячи частных предприятий и передал ключевые секторы под государственный контроль. К 1990-м годам неправильное управление экономикой вызвало призывы к частичной приватизации. В результате иранские бизнесмены, имеющие тесные связи с военными, приобрели государственные активы. Рахбар аятолла Али Хаменеи находится на вершине иранской клептократии. Расследование агентства Рейтер 2012 года выявило его контроль над Setad, квазигосударственной организацией, которая накопила богатство за счет «систематического захвата тысяч объектов недвижимости, принадлежащих обычным иранцам». В то время активы Setad оценивались в 95 млрд долларов. По более свежим оценкам, общие активы Хаменеи составляют 200 млрд долларов. Не было найдено никаких доказательств того, что Хаменеи лично занимался незаконным самообогащением или что он вел расточительный образ жизни, который обычно ассоциируется с «клептократами». Как и многие другие авторитарные системы, иранская клептократия сосредоточена вокруг сильных людей, в первую очередь движимых личной властью и (возможно) идеологией, которые создают коррумпированные сети для укрепления своего режима. Организационная структура иранской клептократии — это обширная сеть полугосударственных организаций, связанных с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) и, в конечном счете, контролируемых им. К ним относятся огромные религиозные фонды, известные как боньяды, крупные финансовые институты, компании, кооперативы и пенсионные фонды. Через эти бесчисленные организации инсайдеры режима и их сторонники получают возможности для взяточничества, растраты, мошенничества, кумовства и других форм взяточничества с целью накопления богатства и привилегий. Хотя внешне КСИР является подразделением Вооруженных сил ИРИ, его роль, предусмотренная конституцией, интерпретируется достаточно широко, чтобы добиваться и достигать контроля над экономикой страны под видом поддержки инфраструктуры и  экономического развития. Его подставные компании занимают доминирующие позиции не только в оборонных контрактах, но и в таких разнообразных отраслях, как строительство, нефть и газ, а также телекоммуникации. Контроль над границами, портами и аэродромами также поставил КСИР во главе черного рынка Ирана. Поэтому частный сектор Ирана в основном является фасадом для контроля режима и обогащения его сторонников. Обычные иранцы, не связанные с режимом семейными, военными или политическими связями, фактически лишены доступа не только к наиболее продуктивным формам экономической деятельности, но даже к самым прибыльным криминальным предприятиям.

В Иране, теократии,  основанной на шиитском исламе, режим регулярно называет потребительство грехом и осуждает его как западный порок. Но дети высокопоставленных чиновников режима, известные как агазаде, по-прежнему выставляют напоказ свое неправдоподобное богатство в Instagram и других социальных сетях. В 2018 году внук аятоллы Хаменеи был вынужден защищать образ жизни своей семьи после того, как его сфотографировали в дизайнерской одежде на высококлассном конно-спортивном комплексе. Однако в том же году внучка Хаменеи была замечена в Лондоне с сумочкой Dolce & Gabbana стоимостью 3800 долларов. Сын бывшего посла Ирана стал хорошо известной и ненавистной фигурой после того, как заполонил Instagram фотографиями, на которых он развлекается на яхтах, водит роскошные автомобили и обедает в изысканных ресторанах. Впоследствии он был арестован в Испании по обвинению в отмывании денег и незаконных азартных играх. Телевизионный драматический сериал, исследующий привилегированное существование агазаде, оказался популярным во время карантина в Иране  (хотя, учитывая, что его финансирование можно проследить до КСИР, это была скорее политическая игра, чем беспристрастное рассмотрение вопроса). По данным Исламского совета труда, более 60% иранцев живут в относительной бедности, причем половина из них находится в крайней нищете. Тем не менее, число состоятельных людей в Иране выросло, по оценкам, до 21,6% в 2020 году, что намного превышает среднемировой показатель в 6,3%. Стремительный рост имущественного неравенства и его видимое проявление в онлайн-выходках агазаде вызвали растущую негативную реакцию против режима, который проповедуя строгую экономию, одновременно потакает своим отпрыскам. Общественность часто узнает о коррупционных скандалах только из-за борьбы между конкурирующими политическими группировками. В противном случае сети покровительства, простирающиеся от верховного лидера, предоставляют привилегированным представителям режима и их семьям возможности для незаконного самообогащения и защиты от потенциальных последствий. Когда недавно в Абадане рухнуло незаконно построенное 10-этажное жилое здание, в результате чего погиб 41 человек, жители обвинили местные власти в несоблюдении строительных норм в отношении привилегированного застройщика. Несмотря на официальные заявления и тест ДНК, якобы доказывающий, что он тоже погиб под обломками, протестующие по-прежнему настаивали на том, что его влиятельные сторонники  помогли ему бежать из страны. Это момент демонстрирует серьезный уровень недоверия и разочарования населения государством.

Лидеры Ирана часто признают существование повсеместной коррупции и вред, который она наносит экономике. Президент Э.Раиси, например, неоднократно открыто выступал в качестве сурового борца со взяточничеством. Но, как и в большинстве авторитарных режимов, те, кто делает такие заявления, сами являются продуктами и бенефициарами глубоко коррумпированной системы. Сам Раиси — бывший глава боньяда, который служит хранителем усыпальницы имама Резы и управляет обширной бизнес-империей, которая, по сообщениям, контролировала 7% экономики Ирана в 2007 году. На самом деле, коррупционные дела накапливаются во время президентства Раиси. В дополнение к обрушению здания в Абадане, резонансное дело о кумовстве в Министерстве кооперативов и попытка мошенничества чиновников Министерства сельского хозяйства на 735 милн долларов вызвали общественный гнев. Эти примеры укрепили представление о том, что элиты Тегерана заинтересованы в борьбе с коррупцией только тогда, когда она затрагивает их политических соперников. Неудивительно, что лидеры Ирана также не смогли принять законодательство, не говоря уже о внедрении базовых правил по борьбе с отмыванием денег, которые указывали бы на серьезную попытку бороться с коррупцией. В результате страна находится в черном списке Целевой группы по финансовым мероприятиям наряду с Северной Кореей. Невозможно точно оценить, сколько денег клептократы украли у иранского народа за четыре десятилетия. Но долларовая стоимость иранской клептократии, несомненно, исчисляется сотнями миллиардов. Однако реальные последствия системной коррупции легко определить; действительно, десятки миллионов иранцев сталкиваются с ними каждый день. Пандемия COVID-19 создала и усугубила коррупционные риски во всем мире, и Иран не стал исключением.  Иран пострадал от самой серьезной вспышки COVID-19 на Ближнем Востоке. Официальная статистика ненадежна, поскольку режим не сотрудничал со Всемирной организацией здравоохранения и вместо этого пытался скрыть число умерших. По признанию властей, умерли 144 000 человек, а 51 000 иранских детей потеряли по крайней мере одного родителя. В реальности местные медики полагают, что эта цифра как минимум в два раза больше Многие иранцы поспешили обвинить в этой ситуации санкции США. Санкции могут осложнить импорт лекарств и других товаров, поскольку банки и поставщики иногда избегают связанных транзакций из-за чрезмерной осторожности. Но нет никаких санкций США на экспорт лекарств в Иран, и для этой цели был создан специальный гуманитарный канал через Швейцарию. В разгар пандемии министр здравоохранения Ирана Саи Намаки заявил: «Хотя бороться с коронавирусом в условиях санкций трудно, с самого начала [вспышки] мы не сталкивались с нехваткой специальных лекарств». Это было  заявление о том, что в первую очередь виноваты другие факторы. В январе 2021 года Хаменеи объявил, что Тегеран запретит американские и британские вакцины, поскольку они «совершенно ненадежны», что резко сократило доступность вакцин. Но недавнее расследование издания  Washington Post показало, что в это же время  режим ускоренно внедрял отечественную вакцину, производимую компанией, входящей в обширную бизнес-империю верховного лидера. При этом фирма значительно недопоставила дозы, и вакцина оказалась неэффективной. Нехватка вакцин побудила многих богатых иранцев выехать за границу для прививки, в то время как другие воспользовались процветающим черным рынком иностранных вакцин. В стране, где средняя зарплата составляет около 200 долларов в месяц, каждый укол вакцинации, по сообщениям, стоит от 150 до 1500 долларов. В разгар вспышки в Иране было вакцинировано всего 4%  населения страны. Масок и другого защитного снаряжения также не хватало. Как выяснилось, это был искусственный дефицит. В начале 2020 года официальные лица обнаружили запасы медикаментов, в том числе 28 млн пар перчаток, спрятанных на удаленном складе. Министр здравоохранения предпринял необычный шаг, обвинив другое правительственное агентство в управлении «очень сложной сетью», которая «хранит миллионы противовирусных масок» по всему Ирану. В письме тогдашнему президенту Хасану Роухани Намаки также жаловался на то, что его министерство вынуждено покупать маски у «контрабандистов». Намаки был едва ли не первым министром здравоохранения, публично выразившим недовольство коррупцией. В 2012 году Марзие Вахид Дастжерди была уволена тогдашним президентом Махмудом Ахмадинежадом после того, как она сказала телевизионной аудитории, что «роскошные автомобили импортировались за субсидированные доллары, но я не знаю, что случилось с долларами, которые должны были быть выделены на импорт лекарств». Таким образом, попытки обвинить санкции США в хронической нехватке лекарств, продуктов питания и других предметов первой необходимости часто неуместны.

Иранская клептократия также соответствующим образом сформировала внешнюю политику Тегерана и взаимодействие с другими режимами. КСИР использует своих боньяды и другие организации для финансирования тайных военных и других операций влияния за рубежом. Общественность недавно узнала больше об этих операциях из-за утечки аудиозаписи, на которой два высокопоставленных офицера КСИР обсуждают дело о коррупции, связанное с очевидной растратой 2 млрд долларов. Дело касалось Yas Holding, дочерней компании Фонда сотрудничества КСИР, который, как сообщается, был создан для направления ресурсов на операции спецподразделения «Аль- Кудс» КСИР в Сирии. В их обсуждении были упомянуты высокопоставленные иранские чиновники, в том числе аятолла Хаменеи и погибший генерал Касем Сулеймани. Иран имеет стратегический интерес в подрыве надлежащего управления на всем Ближнем Востоке, поскольку коррупционные уязвимости открывают возможности для политического вмешательства и получения незаконных доходов. В Ираке, например, поддерживаемые Ираном ополченцы являются одними из самых активных мошенников и отмывателей денег, подпитывая системную коррупцию, которая разрушила доверие простых иракцев к политическим институтам и повернула многих к протестам и насилию. Схемы боевиков включают участие в крупном мошенничестве с обменными курсами, которое привело к исчезновению по меньшей мере 20 млрд долларов из государственной казны. Большая часть этих денег осела в карманах местных чиновников и лидеров ополчения, но миллиарды были направлены в КСИР. Расследование газеты New York Times показало, что «мошенничество иногда было до смешного очевидным. В 2017 году Ирак официально импортировал из Ирана помидоров на сумму 1,66 млрд долларов — более чем в тысячу раз больше, чем в 2016 году . . . . Эти суммы вызывают вопросы, поскольку Ирак сам выращивает большое количество собственных томатов». В Венесуэле Иран сыграл важную роль в поддержке  режима Николаса Мадуро, поставляя нефть и другие товары, чтобы помочь обойти санкции США. Эта помощь позволила режиму в Каракасе продолжать оплачивать свои сети влияния, укрепила его способность подавлять протесты населения и предоставила спасательный круг перед лицом разрушительных международных санкций. В свою очередь, КСИР и ливанская  «Хизбалла» сохранили иранского союзника против США и они создали оперативный плацдарм в Северной и Южной Америке. С этого плацдарма они могут расширять торговлю наркотиками и другие преступные действия, проводя военную подготовку и операции. Например, в 2021 году иранские оперативники, по сообщениям, планировали похитить гражданина США из Нью-Йорка и переправить его в Иран через Венесуэлу.

Рекомендации по политике

Иранская клептократия укрепила опасный режим, который безжалостно угнетает собственное население, одновременно подпитывая распространение ядерного оружия и способствуя нестабильности на Ближнем Востоке и за его пределами. Участвуя в коррупционных практиках посредством преступной деятельности за рубежом и тайных военных операций, КСИР и «Хизбалла» также усиливают коррупционные риски и поддерживают антизападные режимы в других странах. Каждая страна в той или иной степени сталкивается с коррупцией. Но иранская клептократия настолько укоренилась, что система неспособна к реформированию, и для ее устранения иранцам потребуется свергнуть режим, ликвидировать его коррумпированные сети и восстановить свое правительство. Соединенные Штаты должны сотрудничать с иранским народом в этой опасной и трудной задаче не только для демонстрации солидарности с угнетенным населением, но и для укрепления национальной безопасности США. Это правда, что США уже поддерживают обширную программу санкций против Ирана, включая целевые санкции против известных физических и юридических лиц. Но Вашингтон может сделать гораздо больше, чтобы разоблачить и ограничить иранскую клептократию.

Не предлагать смягчение санкций

Помимо более широких дебатов о ядерной программе Ирана, стремление вернуться к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) может потребовать уступок, которые расширят возможности иранской клептократии. Ранее сообщалось, что администрация Барака Обамы сорвала проект Cassandra — возглавляемую Управлением по борьбе с наркотиками (DEA) целевую группу, нацеленную на транснациональное преступное предприятие «Хизбаллы» с многомиллиардным оборотом — для достижения первоначальной сделки с Тегераном. В случае одобрения смягчение санкций, вероятно, повлечет за собой выделение Тегерану миллиардов долларов. В дополнение к предоставлению ресурсов для ядерной программы и государственной поддержки терроризма, эти средства могут помочь Тегерану усилить внутренние репрессии и еще больше укрепить сети покровительства режима.

Активизировать усилия по обнаружению и замораживанию активов режима

Соединенные Штаты уже выделяют значительные ресурсы на разработку и применение санкций в отношении Ирана. Они должны все чаще нацеливаться не только на влиятельных членов режима, но и на членов их семей и других близких соратников. Это потому, что клептократы редко регистрируют активы на свое имя и потому, что агазаде, которые извлекают выгоду из клептократии жестокого режима, не заслуживают роскошного шоппинга в Европе. Соединенные Штаты имеют большой опыт выслеживания зарубежных активов коррумпированных чиновников в рамках своей межведомственной инициативы по возвращению активов клептократии. Эти усилия вступили в новую фазу после вторжения России в Украину с созданием целевой группы США по поимке клептократов и ее многонационального эквивалента — целевой группы российских элит, доверенных лиц и олигархов (REPO). Эти инициативы должны быть постоянными и должны также касаться Китая, Ирана, Венесуэлы и других режимов, которые распространяют коррупцию по всему миру.

Усилить финансовую прозрачность США

Между тем, администрация Джо Байдена должна ускорить реализацию своей стратегии США по противодействию коррупции. В частности, Вашингтону необходимо внедрить в США реестр бенефициарных владельцев корпораций, который поможет бороться со злоупотреблениями в подставных компаниях и распространить ответственность за борьбу с отмыванием денег за пределы традиционных банков на другие сектора. Эти базовые меры прозрачности затруднят иранским клептократам использование финансовой системы США для отмывания денег и уклонения от санкций.

Давление на центры отмывания денег

Традиционные налоговые убежища, такие как Каймановы острова, больше не являются единственными или даже основными местами отмывания авторитарных денег и уклонения от санкций. Важные партнеры США по безопасности, такие как Объединенные Арабские Эмираты и Турция, стали крупными центрами незаконного финансирования. Соединенным Штатам необходимо оказать давление на эти юрисдикции, чтобы они усилили финансовую прозрачность, ввели санкции и сотрудничали с правоохранительными органами. Это не только увеличило бы возможность обнаружения и замораживания иранских активов, но и повысило бы стоимость отмывания денег, вынудив Иран искать альтернативные каналы.

Усилить информационное давление

Соединенные Штаты традиционно неохотно участвуют в том, что раньше называлось «политической войной». Но перед лицом растущей авторитарной самоуверенности Вашингтону необходимо стать более умелым и агрессивным в распространении (правдивой) информации в авторитарных обществах. США должны активизировать свои усилия не только для разоблачения продажности иранских лидеров и борьбы с ней, но и для того, чтобы прорваться через отключения интернета режимом и донести до иранского народа, как много у них крадут. Эти усилия еще больше подорвут легитимность режима, продемонстрируют международную поддержку свержения иранской клептократии и, возможно, привлекут больше иранцев в оппозицию.

52.33MB | MySQL:103 | 0,546sec