Об эволюции идеи секуляризма в современной Турции

Как полагают турецкие эксперты, нынешние  разногласия в политической элите Турции по поводу хиджабов вызвали серьезный политический и социальный кризис в Турции. На прошлой неделе главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) сделала огромный шаг к предоставлению конституционных гарантий женщинам, носящим хиджаб, поскольку дебаты о секуляризме снова всплыли на поверхность. Лидер НРП Кемаль Кылычдароглу недавно опубликовал в Twitter видео, в котором объявил о представлении законопроекта, который гарантировал бы женщинам право носить платки во время работы в государственных учреждениях. Этот шаг напоминает о предыдущем стремлении Кылычдароглу к «хелаллесме», или примирению, намек на исправление прошлых ошибок и поиск мира в обществе. Но его попытка решить эту хроническую проблему с религиозной одеждой вызвала общественное замешательство, поскольку НРП когда-то поддерживала запрет на головные платки — позиция, подпитываемая агрессивным секуляризмом партии. Так что же привело к повороту в этом вопросе? Кемализм, основополагающая идеология Турецкой Республики, излагает шесть основополагающих принципов, одним из которых является светскость. Эти принципы символизируются шестью стрелами на флаге НРП. Согласно Конституции Турции, «священные религиозные чувства» не должны быть вовлечены в государственные дела. Но помимо своего давнего влияния на дела страны, секуляризм использовался как инструмент для регулирования жизни людей в Турции, в том числе их религиозной жизни. В первые республиканские годы кемалистская идеология предприняла решающие шаги в направлении распространения светского образа жизни, принятого в качестве предварительного условия для избежания судьбы Османской Империи. Это имело серьезные последствия, особенно в области образования, где женщинам, носящим платки, было запрещено посещать государственные университеты. Партия справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана пришла к власти в 2002 году, но она не смогла сразу решить «проблему платков», несмотря на свои усилия смягчить понятие светскости. Во время первого срока правления ПСР были свежи воспоминания о перевороте 1997 года, когда законно избранное правительство было свергнуто из-за агрессивного секуляризма армии и политиков, а также многих ученых, журналистов и бизнесменов. Оппозиция использовала светскую идеологию в качестве инструмента против ПСР в течение первого десятилетия ее пребывания у власти. Эрдогану и другим членам партии угрожали увольнением на фоне обвинений в том, что партия «стала центром деятельности, противоречащей принципу светскости». Таким образом, секуляризм стал инструментом оправдания критики правительства со стороны оппозиции. В 2007 году турецкая армия опубликовала онлайн-меморандум, демонстрирующий «чувствительность военных к секуляризму». В следующем году высшему суду Турции было предложено закрыть правящую партию по обвинению в том, что она продвигает исламское право, обвинения, которые ПСР опровергла. Абдуллах Гюль, бывший президент, также стал объектом критики из-за платка его жены. В 2013 году правительство Турции сняло десятилетний запрет на ношение платков на государственной службе (этот шаг был применен некоторыми государственными учреждениями несколькими годами ранее). Благодаря таким действиям партия Эрдогана позиционировала себя как основного проводника в решении проблемы хиджабов, что привело к длительному сдвигу в светской идеологии Турции. НРП не смогла устоять перед этим изменением и в конечном итоге изменила свою политическую позицию. Эта новая эра, которую некоторые называют «пост-кемалистской Турцией», включила в себя не только эволюцию идеи секуляризма, но и эволюцию политических партий. Намеки на это были замечены еще в 2008 году, когда НРП разрешила женщинам, носящим платки, стать ее членами. В 2020 году женщина в платке впервые была избрана в партийное собрание. Также в последние годы два бывших члена исламистской «Партии счастья», Мехмет Бекароглу и Джихангир Ислам, присоединились к НРП. В 2017 году Кылычдароглу назвал свою партию «защитником свободы религии и совести» в Турции. В следующем году НРП сформировала коалицию, в которую вошла «Партия счастья». Хотя некоторые члены и сторонники партии не приветствовали такое развитие событий, Кылычдароглу, тем не менее, продвинулся вперед в этой трансформации. В преддверии президентских выборов 2023 года оппозиционный блок стремится укрепить свою коалицию, включив в нее группы исламистского, светского, турецкого и курдского националистического спектра, объединившихся вокруг возможной кандидатуры Кылычдароглу. Вот почему его дискурс направлен на то, чтобы охватить эти группы, но наследие НРП на протяжении всей политической истории Турции станет серьезной проблемой для этой попытки.

53.31MB | MySQL:103 | 0,498sec