Израиль и Ливан готовы одобрить соглашение по демаркации морских границ

По мнению экономистов — деньги не повод для войны. Напротив, деньги – отличный инструмент для предотвращения войны, а самая успешная политическая стратегия – купить мир за деньги. Возможно именно эту  стратегия и выбрал Израиль  решая вопрос соглашения о морской границе с Ливаном.

В первую очередь соглашение является экономическим. Израиль уступает Ливану экономические воды, где находится газовое месторождение «Кана» («Цидон»). Объем запасов газа в нем на данный момент неизвестен, но за весь срок эксплуатации оценивается примерно в 20 млрд долларов.

Это максимальная стоимость, и с самого начала Израиль не претендовал на то, что ему принадлежит все месторождение, и уже в 2013 году согласился отказаться еще от одной его части. В последние несколько дней он согласился отказаться от дополнительных 20%. То есть в действующем соглашении Израиль отказывается по самому высокому счету от 4 млрд долларов в текущем исчислении.

В то же время войны, обходятся Израилю в минус 7–30% его ВВП, иногда в течение многих лет, и это сопровождается человеческими жертвами, ущербом для его международного статуса и прежде всего для деловой инициативы. Профессор Йоси Зеира, автор книги «Экономика Израиля», подсчитал, что войны обходятся Израилю премией за риск, которая на постоянной основе снижает намерения инвестировать и приводит к потере дохода в 100 млрд долларов каждый год.

В итоговом варианте договора, к его «экономической» части вообще не возникало претензий. Ливан отказывается от претензий на месторождение «Кариш». Новая морская граница пересечет еще не разведанное месторождение «Кана». Его разведка и разработка будут переданы международной компании. К югу от «линии 23» находится около 17% месторождения. Ожидается, что примерно такую долю доходов получит и Израиль.

Весь шум был по поводу безопасности и территориальной целости Израиля. Напомним, соглашение, достигнутое между Израилем и Ливаном, впервые устанавливает признанную обеими сторонами линию морской границы. В документе отмечается, что пересмотр ее возможен только в случае подписания договора о сухопутной границе. На протяжении первых 5 км от берега стороны признают границей так называемую «линию буев», установленную Израилем в одностороннем порядке при выходе из Ливана в 2000 году. Затем границей будет считаться «линия 23», на которой первоначально настаивала ливанская сторона.

Единственное «слабое» место в нынешней договоренности – согласие Израиля сдвинуть «линию буев», начиная с 6-го км (и до 22-го км), примерно на 300 метров. В общей сложности Ливану было передано около 6 кв. км предполагаемой суверенной территории Израиля. Хотя это не имеет значения с точки зрения безопасности, поскольку сдвиг составляет всего 300 метров, решение имеет символическое и юридическое значение.

Однако как заявил бывший министр энергетики Израиля Юваль Штайниц уступка 6 кв. км – опасный прецедент, который представляет Израиль странам региона как страну, которую легко заставить пойти на территориальные уступки. Может быть, Штайниц и прав, но это уступка, не связанная ни с безопасностью, ни с экономикой. Взамен Израиль  получил от Ливана согласие на линию границы и, как уже упоминалось, важный потенциал для относительного мира.

Стоит отметить, что все представители служб безопасности Израиля поддержали предложенный проект договора. Глава Совета национальной безопасности Израиля Эяль Хулата на брифинге вечером 12 октября, прокомментировал утверждение правительством основных принципов соглашения по морской границе с Ливаном. Он подчеркнул, что Бейрут «не получил 100% того, о чем просил». По мнению Хулаты, «соглашение не соответствует интересам Ирана в Ливане», тем не менее «Хизбалла» вынуждена его поддержать.

В то же время многие политики и обозреватели отмечают, что политическое значение соглашения превышает экономическое. Так, обозреватель Walla Барак Равид обращает внимание, что договор стабилизирует ситуацию на северной границе. Он считает, что сделан первый шаг к нормализации отношений между Израилем и Ливаном, и «Хизбалле» пришлось на это согласиться.

Не стоит и забывать и о американском «интересе» в этом вопросе. С одной стороны и лично президент Джо Байдан «давил» на премьер-министра Яира Лапида, а с другой стороны и на ливанцев. Как сообщалось ранее (см. О влиянии фактора США и предвыборной кампании в Израиле на ситуацию с подписанием израильско-ливанского договора о демаркации морской границы. /от 10 октября, 2022 ) канцелярия президента Ливана Мишеля Ауна сообщила в субботу о телефонной беседе Ауна с американским посредником на переговорах о демаркации морской границы Амосом Хохштейном, в ходе которой тот сообщил, что «время обсуждений истекло», и сегодня правительство Ливана получит последний и окончательный текст соглашения с Израилем. Правительству Ливана предоставляется утвердить предложенный вариант или остаться без всякого соглашения — и без надежды на получение доходов от собственного газового месторождения в обозримом будущем. По заявлению канцелярии Ауна, президент Ливана «внимательно изучит все детали соглашения», прежде чем утвердит его.

В итоге 13 октября президент Ливана Мишель Аун объявил по государственному телевидению, что Бейрут одобрил достигнутое с Израилем соглашение по демаркации морских границ. «После консультаций со спикером парламента Набихом Берри и исполняющим обязанности премьер-министра Наджибом Микати я в качестве президента… заявляю о позиции Ливана, выражающейся в одобрении финальной формулировки соглашения о демаркации южных морских границ, подготовленной американским посредником», – заявил Аун.

При этом президент заверил сограждан, что Ливан «не уступил ни одного километра» и полностью защитил свои права на газовое месторождение «Кана».

Накануне, вечером 12 октября, правительство Израиля подавляющим большинством голосов одобрило принципы соглашения с Ливаном и предложение премьер-министра Яира Лапида о представлении соглашения на рассмотрение Кнессета. Министры отметили важность и необходимость этого соглашения, а также заслушали выступления экспертов, рассказавших о влиянии соглашения на укрепление национальной безопасности. Министр внутренних дел Айелет Шакед выступила против этого предложения, а министр связи Йоаз Хендель воздержался при голосовании.

Голосование состоялось после того, как военно-политический кабинет проголосовал за передачу на утверждение правительству проекта договора с Ливаном о демаркации морской границы. За утверждение соглашения проголосовали все члены кабинета, кроме министра внутренних дел Айелет Шакед, которая воздержалась.

Ранее сменный глава правительства Нафтали Беннет заявил, что поддерживает подписание соглашения. Согласно заявлению Беннета, он принял решение поддержать соглашение, «глубоко изучив вопрос и выслушав мнение глав всех служб безопасности». При этом Беннет выступил с критикой в адрес премьер-министра Яира Лапида, заявив, что к соглашению можно было прийти иным путем, и что существуют политические мотивы «у обеих сторон».

Соглашение и пояснительные документы к нему были представлены Кнессету вечером 12 октября. Эти материалы будут доведены до всех депутатов парламента и переданы в Комиссию по иностранным делам и обороне.

Затем, через 14 дней, соглашение будет представлено на утверждение правительства Израиля. Стоит отметить, что утверждать договор правительство Израиля будет за несколько дней до выборов 1 ноября, что говорит о «победе» Яира Лапида, которая принесет ему еще одно «очко» в его избирательную копилку и покажет его  как политика, могущего отстаивать интересы страны на международной арене.

62.84MB | MySQL:102 | 0,490sec