Об избрании нового президента и формировании правительства после затяжного политического кризиса в Ираке

Иракские депутаты избрали курдского политика Абдулу Латифа Рашида новым президентом на заседании 13 октября  в четвертой попытке выйти из многомесячного политического тупика, который привел к  насилию и протестам по всей стране. Его самыми неотложными задачами будут принятие решения о государственном бюджете и выбор нового премьер-министра для формирования правительства. Сообщается, что после официального избрания Рашид предложил Мухаммеду Шиа ас-Судани мандат на формирование правительства и замену временного премьер-министра Мустафы аль-Казыми. Депутаты были вынуждены отложить свое заседание на час после того, как девять ракет попали в укрепленную «Зеленую зону» в Багдаде, где расположены парламент и министерства Ирака. Рашид — бывший министр водных ресурсов и лидер Патриотического союза Курдистана (ПСК). Он получил большинство голосов. На пост президента было выдвинуто около 30 кандидатов, но голосование свелось к двум двум, Рашиду и Бархаму Салиху, уходящему президенту Ирака, занимавшему этот пост с октября 2018 года, и также лидеру ПСК. Ас-Судани — бывший министр из проиранской «Координационной структуры». Попытка парламентской коалиции предложить его на пост премьер-министра в июле привела к захвату парламента сторонниками Муктады ас-Садра и, в конечном итоге, к дням насилия в Багдаде, в результате которых погибли десятки человек. Согласно традиции разделения власти и неофициальной договоренности между политическими фракциями, президентом Ирака должен быть курд, премьер-министром — мусульманин-шиит, а спикером парламента – мусульманин-суннит.

Как полагают аналитики Государственного университета Сан-Марком (Калифорния),  таким образом политика Ирака за год свершила полный круг. Имеется в виду, что Движение «Сайирун» иракского лидера Муктады ас-Садра победило на парламентских выборах в октябре 2021 года с еще более сильным результатом, чем  на выборах 2018 года. Но стране потребовался год, чтобы сформировать правительство, а садристы, несмотря на свою победу, не сыграли никакой роли в выборе нового иракского президента или премьер-министра на прошлой неделе. Это по факту означает, что новому правительству при любых вариантах коалиции  не будет хватать легитимности, что не сулит ничего хорошего для будущей безопасности Ирака. Прошлогодние выборы были назначены на фоне требований протестного движения, возникшего в октябре 2019 года против коррупции в правительстве и укоренившегося этносектантского клиентелизма. Протесты привели к отставке в декабре 2019 года премьер-министра Аделя Абделя Махди, а также к появлению временного правительства до выборов в октябре прошлого года, на которых 3200 кандидатов баллотировались на 329 мест в парламенте. Рекордно низкая явка избирателей в 41% отражает общую общественную апатию. Садристы получил 73 места, по сравнению с 54 тремя годами ранее. Они победили благодаря своей организации и эффективной мобилизации, в том числе мобильному приложению, которое сообщало избирателям имя кандидата-садриста в их избирательном округе, ближайший избирательный участок и информацию о необходимой документации для голосования. Что касается арабских суннитских фракций, сторонники спикера парламента  Мухаммеда аль-Халбуси заняли второе место с 38 местами. Тем временем Демократическая партия Курдистана, возглавляемая Масудом Барзани, победила в округах, сосредоточенных вокруг Эрбиля, получив 32 места и заключив союз с садристами, чтобы гарантировать, что они будут ключевыми игроками в формировании нового правительства. В число проигравших вошла коалиция Хади аль-Амири, включающая список кандидатов от поддерживаемых Ираном иракских ополченцев, который в итоге получила только 14 мест — менее трети от того, что она получила в 2018 году.  «Правовое государство» бывшего премьер-министра Нури аль-Малики показало хорошие результаты, заняв третье место в общем зачете с 37 местами, но оно не смогло сформировать коалицию с садристами, учитывая их личную антипатию. Сторонники ас-Садра, аль-Халбуси и Масуда Барзани вместе получили в общей сложности 143 места в парламенте, все еще не достигли большинства, а их соперники смогли объединиться, чтобы помешать им сформировать правительство. В прошлом шиитские группировки получали министерские посты на основе их результатов на выборах. Поскольку альянс ас-Садра не получил большинства, ожидалось, что он отдаст посты в кабинете соперничающим шиитским группировкам, но вместо этого он стремился исключить аль-Малики и группы, связанные с Ираном, из правительства, по сути, вынудив их выступать в качестве оппозиции. Аль-Амири и аль-Малики, объединив силы с рядом других групп в новую фракцию под названием «Координационная структура», помешали попыткам садристов сформировать правительство. Этим летом ас-Садр приказал своим кандидатам уйти из парламента, что в конечном итоге сместило баланс в пользу его соперников. Это было его главной ошибкой в этой внутришиитской борьбе. Новое правительство сейчас таким образом представляет собой  победу этноконфессиональных элит, которым придется смягчать взаимосвязанные экономические, экологические и международные кризисы.  То, что сейчас последует — это возвращение к политике объединения, предусматривающей распределение важнейших министерских постов среди победителей, в данном случае в рамках «Координационной структуры», или если более линейно — сохранение власти  элит, которые стремятся сохранить статус-кво после 2003 года.  Повторим, что без садристов новому правительству не хватит широкой легитимности. Это будет происходить в то время, когда новому премьер-министру и его правительству придется иметь дело с экономическим кризисом, экологическими проблемами и региональной напряженностью, что потребует балансирования между США и группировками, симпатизирующими Ирану. На экономическом фронте Ирак получит неожиданные доходы от продажи нефти благодаря недавнему соглашению ОПЕК +, но на фоне укоренившейся коррупции это не обязательно приведет к созданию рабочих мест для населения или улучшению инфраструктуры. Что касается окружающей среды, Латиф Рашид был бывшим министром водных ресурсов, в то время как ас-Судани был бывшим министром сельского хозяйства. В идеале, это сочетание позволяет обоим фигурам справиться с беспрецедентным экологическим кризисом в Ираке, включая сильные песчаные бури и высыхание озер и водохранилищ из-за засухи. Но президентство — это в основном символическая должность, и ас-Судани придется управлять множеством коррумпированных вотчин, закрепившихся в иракском государстве, многие из которых несут ответственность  за неспособность  решить экологические проблемы. К этому надо прибавить проблему повсеместных сбоев в основных услугах, таких как водоснабжение и электроснабжение для холодильников и кондиционирования воздуха. Таким образом новое правительство уже очень скоро может столкнуться с новой волной протестов, связанных как с давно тлеющим движением «Тишрин», так и  садристами.

52.22MB | MySQL:103 | 0,505sec