Иранский порт Чабахар в новых геополитических условиях

Порт в иранском городе Чабахар привлекает все большее внимание как потенциальный глобальный торговый центр – и арена для геополитической конкуренции. Индия выступила в качестве основного инвестора в порт Чабахар, поскольку Нью-Дели рассматривает этот порт как способ доступа к рынкам Афганистана и Центральной Азии, не полагаясь на сухопутные маршруты через Пакистан. В 2015 году между Ираном и Индией было подписано соглашение о совместном развитии порта Чабахар, с целью снижения нагрузки на порт Бендер-Аббас и сокращение Индией транспортных расходов на 30%. В развитие порта Индия готова инвестировать 500 млн долл. США.

Кроме того, порт Чабахар мог бы укрепить индо-иранские связи, что могло бы уравновесить растущее китайско-пакистанское сотрудничество. В то же время Китай приобретает все большее влияние в Иране, стремясь получить доступ к важнейшим природным ресурсам и морским путям. Что касается Ирана, порт Чабахар мог бы способствовать новым дипломатическим и экономическим партнерствам, а учитывая репутацию Ирана как государства–изгоя на Западе, ему отчаянно необходимо найти альтернативные варианты.

Пропускная способность порта составляет 8,5 млн т в год. По завершению проекта развития порта данный показатель планируется довести до 33 млн т в год. Основными экспортными продуктами, перевалка которых идет в порту, являются цемент, минералы и строительные камни. Чабахар так же является единственным портом в Иране, с прямым доступом к Индийскому океану, а в рамках развития своей Евразийской стратегии США вывели порт Чабахар из под санкций.

Порт Чабахар обладает потенциалом для преобразования торговли в Южной и Центральной Азии. Предлагаемые сухопутные торговые маршруты, связанные с портом, облегчат более широкий доступ к рынкам Афганистана и Центральной Азии. Влияние этого расширения возможностей подключения имеет огромные последствия, в частности, для Афганистана, хотя последствия быстрого захвата страны талибами могут поставить под угрозу продвижение этих планов. В настоящее время Афганистан осуществляет большую часть своей торговли по маршрутам, проходящим через Пакистан; порт Чабахар мог бы стать альтернативным торговым маршрутом для страны. В свою очередь, Чабахар обладает потенциалом для обеспечения значительного экономического роста в Афганистане, поскольку позволит товарам из других стран легче доставляться в страну и укрепит ее экспортный потенциал.

Чабахар, помимо Индии, играет важную роль и для развития китайской инициативы «Один пояс, один путь». Развитие порта будет способствовать формированию новых логистических цепочек и транспортных коридоров в Центральной Азии, а учитывая развитие пакистанского порта Гвадар Китай может получить возможность расширить свое торговое и геоэкономическое влияние в регионе Индийского океана. С точки зрения Индии, подобные действия Китая несут угрозу её торговым маршрутам, поэтому за развитие порта идет напряженная борьба.

Усиление индийского и китайского участия в порту Чабахар вызвало дебаты среди иранских политических кругов о том, как извлечь максимальную выгоду из их конкуренции, минимизируя риски для самого Ирана. Экономические и дипломатические возможности, предоставляемые Индией и Китаем, могут помочь Ирану укрепить его собственные амбиции великой державы, но асимметричный раздел власти и торговые сделки могут превратить Иран в младшего партнера или прославленный ресурсный придаток. Поэтому Тегеран пытается найти способы стратегического баланса между Индией и Китаем.

Например, недавнее вступление Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) – организацию, в которую также входят Китай и Индия, – отражает его желание сформировать коалицию против западной гегемонии, одновременно стремясь утвердить более активную роль в делах Центральной Азии и Ближнего Востока. Иран может использовать свое членство в ШОС и других многосторонних инициативах как средство натравить Индию и Китай друг на друга: Иран может пригрозить более тесно сотрудничать с одной страной, если не добьется больших уступок от другой.

Иран, таким образом, мог бы использовать китайско-индийское соперничество в своих интересах, чтобы повысить свой собственный статус сверхдержавы, сохраняя при этом свою давнюю независимую тенденцию не слишком сближаться «ни с Востоком, ни с Западом».

С технической точки зрения, для устойчивого развития порта Чабахар необходимо развитие сопутствующей инфраструктуры. Будучи одним из потенциальных элементов единой системы МТК «Север-Юг», порт нуждается в железнодорожной инфраструктуре, которая соединит пограничные северные районы страны с портом. Железнодорожный участок Чабахар-Захедан-Мешхед находится в стадии строительства. Длина участка – 1330 км, ориентировочная стоимость проекта – более 2 млрд долл. США.

Инвестировать в необходимую железнодорожную инфраструктуру могут как китайские компании, так и индийские, что создает еще один потенциальный очаг напряженности. В зависимости от формата участия, потенциальные инвесторы могут получить дополнительные преференции, будь то транзитные платежи за предоставление услуги перевозки, владение дополнительными терминалами в порту или же иные уступки и бонусы со стороны правительства Ирана.

 

52.27MB | MySQL:103 | 0,449sec