О некоторых изменениях в военно-техническом сотрудничестве КНР и Турецкой Республики

По данным пакистанских источников, представители ВВС Турецкой Республики в рамках встреч с представителями авиастроительных предприятий КНР, проведенных на территории авиастроительного комплекса «Камра» в Исламской Республике Пакистан выразили заинтересованность в сотрудничестве по двум направлениям. В качестве первого направления определено включение турецких компаний в работу над четвертой модификацией легкого одномоторного истребителя JF-17. Второе направление подразумевает возможную покупку в КНР партии истребителей JF-17 Block 3, которые будут в значительной мере оснащены компонентами бортового радиоэлектронного комплекса турецкого производства.

Следует отметить, что указанные направления военно-технического сотрудничества между КНР и ТР вполне ожидаемы, поскольку страны-члены НАТО, которые располагают соответствующими разработками всемерно препятствуют реализации национального проекта ОПК Турецкой Республики по созданию малозаметного двухмотороного истребителя нового поколения под условным обозначением TFX.

Достоверно известно, что первоначально турецкие разработчики в значительной мере рассчитывали на поставку комплектующих из стран ЕС. Однако, ухудшение отношений с партнерами по НАТО, обусловленное ориентированностью президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на сотрудничество с РФ по различным направлениям, «поставило крест» на исходном замысле турецких авиастроителей. Кроме того были нарушены стратегические планы руководителя турецкого государства по созданию передовых в регионе ВВС, которые гарантируют превосходство над соседними государствами и позволят вести диалог с позиции силы.

В этой ситуации определенную помощь могли оказать украинские партнеры официальной Анкары, однако в ходе специальной военной операций ВС РФ по демилитаризации и денацификации Украины была уничтожена значительная часть производственных возможностей ее ОПК в сфере авиационной техники.

С учетом вышесказанного военно-политическому руководству ТР осталось обратится за содействием к Исламабаду, как к посреднику в общении с ОПК КНР, поскольку на упомянутом выше авиастроительном предприятии, расположенном на территории  Пакистана, осуществляется серийное производство истребителей JF-17 и их последующее обслуживание.

По информации китайских источников, специалисты ВВС ТР пристально наблюдают, как за эксплуатацией рассматриваемых истребителей в ВВС нескольких стран – Пакистан, Нигерия, Бангладеш, так и за растущими возможностями данных истребителей, которые проявляются в рамках регулярных учений. Как известно, летчики ВВС Пакистана принимали участие в учениях «Анатолийский орел» на истребителях JF-17 и показали впечатляющие результаты в ходе воздушных поединков с боевыми самолетами американского производства.

Турецкие авиаторы также оценили победу ОПК КНР в тендере ВВС Аргентины, по результатам которого ВВС южноамериканского государства сделали выбор в пользу JF-17.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что кроме указанных аспектов одним из привлекательных для ВВС ТР моментов является стоимость JF-17, которая составляет примерно 50% от цены на новейшую модификацию F-16V. Очевидно, что для официальной Анкары перевод части подразделений национальных ВВС на истребители китайского производства позволит вывести часть действующих F-16 на хранение и использовать их в дальнейшем как источник запасных частей.

Следует отметить, что JF-17 практически не уступает F-16 по номенклатуре авиационных средств поражения, а значит, способен выполнять аналогичное количество задач, которые могут быть назначены в рамках воздушной операции. Вполне вероятно, что турецкие военные регулярно получают информацию от высококвалифицированных летчиков ВВС Пакистана, которые на регулярной основе проходят службу в строевых подразделения ВВС Турции, пилотируя F-16 в рамках полетов вдоль линии государственной границы с Грецией.

Наибольший интерес представляет информация о возможном включении Турции в список стран-участников проекта по созданию четвертой модификации JF-17, в которой данный истребитель должен быть, фактически, создан заново, поскольку боевые действия показывают ценность малой радиолокационной заметности для оперативно-тактической авиации при нанесении ударов по наземным целям, находящимся под прикрытием подразделений ПВО.

Согласно имеющейся информации турецкие специалисты рассчитывают благодаря участию в проекте JF-17 Block4 получить доступ как к российским двигателям РД-93МК, которые ОПК РФ поставляет для комплектования истребителей JF-17 предыдущих поколений поставляемых для ВВС Пакистана, а также намерены ознакомится с китайскими репликами российской силовой установки под обозначениями WS-13 и WS-19 различных модификаций, которые китайские конструкторы создали в рамках опытно-конструкторских работ над двигателем для легкого палубного малозаметного истребителя под обозначением «Цзянь-35».

По данным пакистанских источников, турецкие специалисты достаточно высоко оценивают возможности бортовых РЛС с АФАР китайского производства, но следует учитывать, что предприятия ОПК ТР способны выпускать достаточно эффективные оптико-электронные станции разведки и наведения, т. е. вполне вероятно, что при создании истребителя JF-17 модификации Block 4 турецкие оборонно-промышленные компании смогут внести свою лепту и одновременно получить доступ к наработкам китайских авиастроителей и промышленности.

В случае достижения понимая на высшем военно-политическом уровне между КНР и ТР по вопросу сотрудничества в авиационной сфере официальная Анкара продемонстрирует своим ближневосточным партнерам пример ухода от зависимости от поставок ВВТ из США и ЕС, который может быть в ближайшее время воспринят официальным Эр-Риядом и другими странами-членами ОПЕК, которые в значительной мере зависят от поставок американского и европейского оружия.

В очередной раз официальная Анкара может стать первопроходцем в оборонно-техническом плане и даже нарастить свой портфель заказов, поскольку, как показывает анализ ситуации, турецкие специалисты обладают достаточным объемом навыков и умений в производстве бортовой радиоэлектроники, авиационных средств поражения и сопряжении этих компонентов на одном летательном аппарате.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что в силу тесного военно-политического и военно-технического сотрудничества Исламабад и Анкара смогут согласовать ценовые параметры сотрудничества в области боевой авиации.

Однако, следует учитывать, что официальный Пекин может отнестись с настороженностью к обращениям Турции и Пакистана в контексте того, что деятельность военно-политического руководства этих стран находится вне контроля руководства Поднебесной.

Кроме того, специальные службы Турции и Пакистана ведут крайне опасную игру с  афганским движением «Талибан», целью которой является дальнейшая дестабилизация в Центральной Азии, что не соответствует стратегическим устремлениям официального Пекина.  В этой связи, параметры трехсторонней сделки в области оперативно-тактической авиации могут быть максимально детализированы китайской стороной.

62.83MB | MySQL:102 | 0,462sec