Итоги визита президента Израиля И.Герцога в США в контексте выборов в Кнессет и Конгресс

На днях президент Израиля И.Герцог завершил визит в Соединенные Штаты, где пообщался со своим американским контрпартнером Дж.Байденом, госсекретарем Э.Блинкеном, советником по национальной безопасности Дж.Салливаном, а также рядом членов Конгресса США. Согласно официальным данным, в центре внимания представителей сторон во время указанных переговоров значились проблемы региональной безопасности с акцентом на иранской угрозе, отдельно обозначенной главой ближневосточного государства. Вместе с тем, как предположило большинство обозревателей из обеих стран, в действительности поездка была связана с предстоящими выборами в Кнессет и Конгресс, а значит, нацелена на демонстрацию нерушимости т.н. «особых» отношений между Иерусалимом и Вашингтоном независимо от возможных изменений конфигурации власти.

В пресс-релизе, размещенном на официальном сайте израильского внешнеполитического ведомства, приводится выдержка из материалов заявления И.Герцога в Белом доме. Так, президент ближневосточного государства подчеркнул, что «сегодня иранский режим подавляет тысячи иранских граждан», что, на его взгляд, является «примером того, как работает Иран, давит собственных граждан, продвигается к ядерному оружию и поставляет смертоносное вооружение, которое убивает невинных граждан Украины». В противовес этому он предложил обратить внимание на позитивные достижения по стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, достигнутые, в том числе под патронажем США. В частности, И.Герцог поблагодарил Дж.Байдена и его администрацию за содействие подписанию соглашения по морской границе между Израилем и Ливаном и сообщил, что Иерусалим намеревается продолжить региональную интеграцию, включая  экологическое направление. Для продвижения на данном треке планируется использовать площадку предстоящего климатического форума в Шарм эль-Шейхе.

Тема грядущих промежуточных  выборов в Конгресс и голосования за депутатов Кнессета также прозвучала из уст израильского президента, сообщившего, что «наша (авт. американо-израильская – авт.) дружба, наша крепкая связь выходит за пределы всех политических разногласий, мнений и партий». Вместе с тем, как полагают израильские политические обозреватели, именно данный аспект был в действительности в рамках визита ключевым. В частности, по некоторым данным, Э.Блинкен и Дж.Салливан обозначили И.Герцогу озабоченность вероятным приходом к власти в Израиле по итогам предстоящих выборов крайне правых политиков из блока лидера Ликуда Б.Нетаньяху. В соответствии с публикациями, ссылающимися на неназванные источники, близкие к администрации Дж.Байдена, госсекретарь и советник по национальной безопасности не упоминали конкретных фамилий, вызывающих у Белого дома особую озабоченность, а также дали понять, что не пойдут на кардинальный пересмотр партнерских связей в результате транзита власти. Вместе с тем, в Вашингтоне, как утверждается, сложилось мнение, что получение влиятельных постов в правительстве Б.Нетаньяху такими политическими фигурами как Б.Смотрич и И.Бен-Гвир рискует привести к  замедлению диалога по ряду, вероятно, курируемых ими направлений.

Надо сказать, что вероятность усиления правого уклона в Израиле по итогам выборов вызывает озабоченность не столько в контексте двустороннего сотрудничества, сколько ввиду влияния данного фактора на Демократическую партию, причем даже не столько ее ближневосточного курса, сколько на внутреннюю борьбу за лидерство. За последнее время сразу несколько представляющих данную политическую силу сенаторов, ранее считавшихся произраильскими, призвали исключить из будущей коалиции И.Бен-Гвира вследствие его радикальных взглядов на арабское население и того факта, что он является последователем движения «Ках». В частности, как утверждают израильские источники, отказаться от альянса с этим политиком Б.Нетаньяху просил во время закрытой встречи сенатор Р.Менендес еще в сентябре. В начале текущего месяца аналогичную мысль выразил в социальных сетях его однопартиец Б.Шерман, призвавший «израильских политических лидеров со всех сторон политического спектра подвергнуть остракизму таких экстремистов, как Итамар Бен-Гвир, чьи возмутительные взгляды противоречат основным принципам демократического и еврейского Государства Израиль».

Согласно оценкам уже американских политологов, на текущем этапе в рядах Демократической партии наблюдается раскол уже не на два, а на три лагеря, а именно т. н. «консерваторов-традиционалистов», выступающих за сохранение особых отношений с Израилем и сдерживание враждебной риторики в его адрес, умеренных представителей прогрессивного крыла, готовых критиковать ближневосточную страну, но исключительно на основании ее отношения с палестинцами, и, наконец,  радикальных прогрессистов, с точки зрения которых необходимо максимально ограничить контакты и помощь Иерусалиму. Пока есть мнение, что, поскольку верхушка партии относится к первой группе, резкого пересмотра американо-израильских отношений не произойдет, как минимум в краткосрочной перспективе. Впрочем, если Демократическая партия сначала уступит республиканцам на грядущих промежуточных выборах в Конгресс, а затем и на президентских, что переведет ее из партии власти в оппозицию, не исключена смена внутреннего лидерства с вытекающей из этого кардинальной трансформацией курса на Ближнем Востоке в пользу пропалестинских взглядов.

В целом, на текущем этапе И.Герцог предпринял попытку снизить опасения американской администрации, используя несколько аргументов, относящихся главным образом к области внутренней политики ближневосточной страны. Часть из них касалась того, что ни экзитполы, ни сами итоги выборов не гарантируют автоматического возвращения к власти Б.Нетаньяху, что продиктовано особенностями израильской политической системы. То есть, следуя этой логике, даже победа Ликуда не означает наделения именно ее председателя мандатом на формирование кабинета министров. И даже если это произойдет, что процесс коалиционных переговоров может быть долгим и не обязательно успешным, что дает время Белому дому, как минимум подготовится и продумать шаги. Другие аргументы оказались сосредоточены вокруг того, что предвыборную риторику следует отличать от того, какие действия политики будут предпринимать на практике. Иными словами, нет гарантий, что Б.Нетаньяху, если вернет себе премьерское кресло, станет безоговорочно следовать курсу, предложенному ему крайне правыми союзниками по коалиции. Кроме того, последние также могут сделать риторику более сдержанной, войдя в правительство, несмотря на то, что получили министерские портфели благодаря более радикально настроенному электорату.

Наконец, в случае развития событий по самому негативному, с точки зрения США, сценарию, Вашингтон намеревается выстраивать коммуникацию, полагаясь на дружественные для себя политические силы. Так спикер Палаты представителей Н.Пелоси и лидер большинства в Сенате Ч.Шумер пригласили президента ближневосточной страны выступить перед Конгрессом на мероприятии по случаю 75-летия Израиля, запланированном на 2023 г. Дата события пока не назначена, однако показательно, что до этого перед Конгрессом США последним выступал в 2015 г. глава правительства Б.Нетаньяху.

В том, что касается США, наблюдается довольно сложная ситуация, в результате которой на предстоящих промежуточных выборах палестино-израильская повестка привлекла существенно большее внимание, чем ранее. Вместе с тем, конфигурация будущего правительства Израиля лишь один из факторов, способных оказать воздействие на дальнейшие партнерские связи Иерусалима и Вашингтона. Помимо этого значение имеет ситуация внутри Демократической партии и борьба за лидерство в ней, а как показывает текущая предвыборная гонка, спонсоры, в том числе представляющие еврейские общины США, зачастую готовы вкладывать свои средства уже не в поддержку действующего консервативного центра партии, а в умеренных прогрессистов.

52.22MB | MySQL:103 | 0,634sec