Стратегия «Аль-Каиды в Йемене»

Йемен для «Аль-Каиды» был и остается стратегически важным пунктом, откуда можно переправлять бойцов для участия в боевых действиях на территории Афганистана, Ирака, Восточной Африки и Дальнего Востока.

Можно также отметить, что род бен Ладена происходит из Хадрамута, откуда он взял четвертую жену. Лидер движения всемирного джихада называет Йемен «одной из лучших стран в арабо-мусульманском мире, где строго следуют исламу». Многие телохранители бен Ладена также йеменского происхождения. Так, йеменец Насир Ахмад Насир аль-Бахри (Абу Джандал) длительный период времени возглавлял его охрану.

Активисты йеменских радикальных исламистских группировок, как правило, имеют иракский боевой опыт. Следует отметить, что многие граждане Йемена отправляются воевать в Ирак, не являясь членами радикальных исламистских группировок. Они руководствуются желанием оказать помощь своим братьям по вере в борьбе с американцами и их союзниками. Чтобы не привлекать внимания спецслужб, они возвращаются на родину через третьи страны. У радикалов от ислама немало сторонников в йеменских правоохранительных органах и армии. Много их в «Службе политической безопасности Йемена», в чьем ведении находится тюрьма, откуда в начале 2006 г. совершили побег 23 исламиста.

В феврале 2006 г. Насир аль-Вахайши (известен также под псевдонимом Абу Басир. Родился в 1976 г., в 90-х гг. отправился в Афганистан, где стал поверенным в делах Усамы бен Ладена. После начала боевых действий сил коалиции против талибов уезжает в Иран, где его арестовывают. В ноябре 2003 г. он вместе с восемью другими йеменцами был экстрадирован на родину) и 22 его сторонника бежали из тюрьмы в Сане. Со своим помощником Касимом ар-Райси (Абу Хурайрой ас-Санаани) в июне 2007 г. Н.аль-Вахайши заявил о формировании новой структуры — «Аль-Каиды в Йемене». Бежавшие из тюрьмы исламисты стали костяком новой организации, к ним примкнули молодые люди, симпатизирующие всемирному движения джихада, большая часть которых имеет опыт боевых действий в Ираке.

Исламисты в Йемене значительно усилили свои позиции за последние два года. Радикалы продемонстрировали готовность и умение проводить серьезные террористические акты, следуя в фарватере идеологии движения всемирного джихада. Возможно, приняв во внимание ошибки, допущенные исламистами в Ираке, Н.аль-Вахайши проводит гибкую политику в регионе, стремясь заручиться поддержкой вождей племен юга страны и использовать в нужном для себя ключе их недовольство центральной властью в Сане. Поэтому в отличие от иракских поборников «чистого ислама» он демонстрирует лояльность местным обычаям, культуре, превалирующими в традиционном обществе и зачастую противоречащими доктрине салафизма.

Об усилении «Аль-Каиды в Йемене» свидетельствует тот факт, что она стала в своих акциях использовать хорошо обученных смертников. Ранее радикальные исламисты в стране использовали заминированные транспортные средства, что приводило к массовым жертвам, что вызывало протест широких слоев населения. В марте 2009 г. террорирст-смертник Абд ар-Рахман Махди Али Касим взорвал себя среди южнокорейских туристов, в результате жертвами стали 4 человека, из них один йеменец-гид.

Второй аспект, на котором хотелось бы остановить внимание, то что сразу после теракта исламисты заявили, что убийство иностранцев направлено против правительства Южной Кореи за сотрудничество с Вашингтоном в борьбе с терроризмом, а также роли туристов в подрыве моральных устоев мусульман. Второй теракт с участием «живой бомбы» был проведен против южнокорейской делегации, прибывшей в Йемен для расследования вышеуказанного инцидента. И хотя жертв (кроме смертника) не было, тем не менее «Аль-Каида» продемонстрировала свои возможности наносить «точечные удары» по целям разного уровня сложности.

«Аль-Каида в Йемене» также уделяет серьезное внимание информационной поддержке своих терактов. Через исламистские форумы, издаваемый радикалами электронный журнал «Эхо битв» они делают обзоры намеченных целей.

Таким образом, исламисты демонстрируют потребителю информации серьезность своих заявлений и намерение действовать в рамках изложенной в СМИ стратегии, подтверждая это на практике. Это также отличает их от иракских радикалов, погрузивших страну в серию беспорядочных терактов, уносивших тысячи жизней мирных граждан. «Аль-Каида в Йемене» четко обозначила для себя цели – «вероотступнический режим Салеха», а также «интересы Запада».

Важное место в стратегии «Аль-Каиды в Йемене» отводится пропаганде. Поэтому особенно хотелось бы коснуться публикуемого исламистами журнала «Эхо битв», нацеленного на широкую аудиторию. В первом номере этого издания поднимается вопрос о целесообразности участия местных муджахедов в боевых действиях в Ираке. Известный идеолог Абу Хаммам аль-Кахтани приводит две основные причины, по которым следует начать борьбу именно на Аравийском полуострове. Во-первых, сугубо религиозная, так как о первостепенности изгнания неверных из этого региона говорится в Коране и хадисах. Вторую же он объясняет военно-экономическими соображениями. Действия в Йемене, пишет он, позволят муджехадам наносить удары по маршрутам поставок нефти с Аравийского полуострова, обеспечивающие экономическое процветание Запада, которое используется им в борьбе против мусульман как в Ираке, так и Афганистане.

После выпуска первого номера «Эхо битв» в январе 2008, «Аль-Каида в Йемене» атаковала группу туристов в Хадрамуте, убив двоих бельгийцев и двух водителей йеменцев.

В последнем номере электронного журнала «Эхо битв» лидер «Аль-Каиды в Саудовской Аравии» Наиф Мухаммад аль-Кахтани одновременно поднимает две темы: опубликованный саудовскими властями список 85 террористов и пытки, применяемые американскими военнослужащими в отношении заключенных в иракских тюрьмах. Таким приемом Кахтани подводит читателя к мысли – «так кого же следует считать террористом, разве запрещается в отношении американцев применять те же, по сути, радикальные методы, которые используются ими против мусульман». Тема заключенных, затрагиваемая идеологами не случайна. То обстоятельство, что многие активисты «Аль-Каиды в Йемене»-выходцы из местных кланов содержащиеся в тюрьмах Йемена и подвергаются издевательствам еще больше усиливает негативное отношение к режиму Салеха со стороны лидеров влиятельных кланов страны. Таким способом исламисты стараются показать, что оставаясь в рамках традиционного общества, они выступают активными борцами с угнетателями своего народа. Эта стратегия позволяет радикалам заручиться поддержкой племенных лидеров.

Мест, где сторонники создания «истинно исламского государства» могут находиться в относительной безопасности, становится все меньше. Именно это и заставляет их проводить более выверенную политику, учитывая местную специфику, обретая широкую общественную поддержку.

Еще одним обстоятельством, которое «Аль-Каида в Йемене» стремится использовать для укрепления своих позиций в стране, является сложная внутриполитическая обстановка. В южных бедных, экономически отсталых частях страны часто происходят акции протеста, которые нередко жестоко подавляются властями. Последние массовые столкновения с силами правопорядка произошли весной этого года в Абьяне. Аль-Вахайши подверг жесткой критике действия правительства в Лахидже, Абьяне, Хадрамуте. Он заявил: «ислам разрешает защищать себя… мы в «Аль-Каиде» поддерживаем ваши действия против агрессии правительства…». Однако, в своем обращении Н.аль-Вахайши призвал народ не вступать в какие-либо политические партии, как например Верховный совет освобождения Южного Йемена, возглавляемый бывшим президентом Южного Йемена Али Салемом аль-Бейдом. Несмотря на свою поддержку протестующих, Н.аль-Вахайши дал понять, что исламисты не станут повторять ошибки 1994 г., когда в своем большинстве прошедшие Афганистан муджахеды оказали помощь нынешнему главе страны Салеху в борьбе с социалистически югом, поверив обещаниям президента ввести после объединения государства шариат. Однако в действительности правящий режим впоследствии жестко расправился с исламистами.

 

* * *

«Аль-Каида в Йемене» проводит агрессивную пропагандистскую кампанию, сочетая ее с показательными террористическими акциями. Туристские группы, армейские контрольно-пропускные пункты, объекты нефтедобывающей индустрии, посольства западных государств и жилые комплексы предназначенные для иностранцев стали мишенями для её атак. Именно таким образом, исламисты стремятся ослабить позиции официальных властей.

Вместо крупных, разовых терактов Насир аль-Вахайши делает ставку на проведение серийных мелких диверсионных операций с целью ослабления позиций официального руководства страны. Радикалы действуют в контексте политической ситуации, которая складывается в Йемене: уменьшение международной экономической помощи, вооруженные выступления зейдитов в Сааде, коррупция, рост количества безработных, протестующее недовольное население на юге. Не удивительно, что эти протесты усилили давнюю напряженность между севером и югом. Правительство увеличивает добычу нефти, чтобы уменьшить бюджетный дефицит, что может ускорить истощение нефтяных месторождений в стране. Эти факторы делают правящий режим более уязвимым. «Аль-Каида в Йемене», осознавая невозможность в настоящее время на равных вести борьбу с режимом Салеха, опирающегося на поддержку Вашингтона, ориентирована на долгосрочную перспективу. Ожидая пока государство само придет к социо-экономическому краху, радикалы приобретают поддержку лидеров племен, пополняют свои ряды добровольцами, чтобы в нужный момент перейти к решающей стадии борьбы.

62.84MB | MySQL:102 | 0,551sec