Согласно анализу Института оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара, Нью-Дели, после начала российской военной операции на Украине в феврале 2022 года на международном энергетическом рынке произошли серьезные потрясения. Европа, которая в значительной степени зависела от России в своей энергетической безопасности, изо всех сил пытается найти альтернативные источники поставок. Санкции в отношении нефтяной промышленности России со стороны Соединенных Штатов и Европейского союза привели к серьезному оттоку мировых поставок энергоносителей, которые уже испытывают дефицит из-за санкций в отношении Ирана и Венесуэлы, гражданской войны в Ливии и изнурительного воздействия коронавируса на спрос. Это привело к росту мировых цен на энергоносители, что сделало восстановление экономики после пандемии еще более сложным, в том числе в США и европейских странах. Таким образом, решение ОПЕК+ о сокращении добычи, принятое 5 октября 2022 года, вызвало резкую реакцию со стороны президента Джо Байдена, который обвинил Саудовскую Аравию, предупредив ее о «последствиях» за переход на сторону России. С другой стороны, королевство в ответ подчеркнуло свои давние обязательства по обеспечению стабильности мирового энергетического рынка и отрицало политическое маневрирование. Хотя геополитическая напряженность в отношении мирового производства и поставок энергии вряд ли снизится в ближайшее время, существующая ситуация подчеркнула необходимость поиска альтернативных источников энергии. Поиск альтернатив также ускорился из-за растущей международной озабоченности по поводу глобального потепления и ухудшения состояния окружающей среды. Основное внимание уделяется поиску альтернатив как с точки зрения чистых и возобновляемых источников, так и новых производителей и поставщиков.
Природный газ, который по сравнению с нефтью имеет меньшие выбросы CO2, рекламируется как «промежуточное топливо» для перехода к «зеленой» энергетике в 21-м веке. С учетом изложенных выше причин альтернативные региональные хабы с перспективными крупными месторождениями газа, такими как Каспий и Восточное Средиземноморье, сейчас привлекают повышенное международное внимание. Пример региона Восточного Средиземноморья более интересен из-за того, как в последние годы формируется геополитика, ведущая к усилению конкуренции и сотрудничества между странами региона. Регион приобрел известность как альтернативный источник поставок более чистого топлива, особенно в контексте российско–украинского конфликта.
Разведка газа в Восточном Средиземноморье
За последнее десятилетие в Восточном Средиземноморье был открыт ряд газовых месторождений в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) стран региона, в то время как продолжаются дальнейшие работы по разведке и бурению.
Согласно оценкам, включенным в два отчета Геологической службы США, опубликованных в 2010 году, огромные запасы энергии залегают как в дельте Нила, так и в бассейнах Леванта в Восточном Средиземноморье. Другие перспективные месторождения располагаются в Эгейском и Ионическом морях. Среди стран региона Египет и Израиль добились заметного успеха в коммерческом бурении и поставках по трубопроводам. Израиль инвестировал в газовые месторождения «Мари-Би», «Ноа», «Тамар» и «Левиафан», в то время как Египет инвестировал в газовые месторождения «Зор» и «Нур». Более того, после соглашения о разграничении морских пространств между Израилем и Ливаном ожидается, что Израиль начнет добычу на газовом месторождении «Кариш», в то время как Ливан, вероятно, ускорит бурение на месторождении «Кана». Успех Египта и Израиля в поиске коммерческих объемов и начале добычи на наземных месторождениях газа побудил другие страны, в том числе Грецию, Кипр и Северный Кипр, Турцию, Ливан, Ливию и Сирию, серьезно заняться геологоразведкой. Это также привели к напряжению между странами региона за территориальные воды, ИЭЗ и участки континентального шельфа, что привело к серьезной напряженности, например, между Турцией и Грецией, а также между Турцией и Египтом. Подписание в ноябре 2019 года Меморандума о взаимопонимании между Правительством национального согласия Ливии (ПНС) и Турцией о разграничении зон морской юрисдикции в Средиземном море еще больше усилило напряженность. Вслед за этим в октябре 2022 года было подписано соглашение о совместной разведке углеводородов в ливийских водах, что вызвало еще больший ажиотаж среди тех, кто выступает против морской сделки между двумя странами. От себя отметим, что на прошлой неделе министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Египет использует сделку Анкары по разведке энергетических ресурсов с признанным ООН правительством Ливии в качестве причины для замедления хрупкого процесса нормализации отношений между их двумя странами. «Мы не несем ответственности за медленные темпы переговоров о примирении. Мы искренне пытаемся нормализовать отношения с ними. Но, как говорится, для танго нужны двое», — заявил Чавушоглу, участвуя в дискуссионной группе в Анкаре. Он добавил, что сделка отвечает интересам Египта, и что Каир должен рассматривать турецко-ливийское сотрудничество как позитивное. Но это сотрудничество является камнем преткновения для Египта, который считает, что мандат премьер-министра Правительства национального единства Абдель Хамида Дбейбы истек, когда Палата представителей избрала Фатхи Башагу новым премьер-министром Ливии в феврале. Дбейба отказался покинуть свой пост до проведения всеобщих выборов., а Анкара утверждает, что правительство Дбейбы все еще признано ООН, и что сам Египет подписал десятки соглашений с той же администрацией. Анкара также заявляет, что соглашение Турции о разграничении морских пространств с Ливией дает Египту большую экономическую эксклюзивную зону, чем его сделка с Грецией. На прошлой неделе министр иностранных дел Египта Самех Шукри (в Каире кстати, все акивнее говорят о его скорой отставке) заявил Al Arabiya, что диалог с Анкарой прекратился, потому что Турция не корректирует свою политику в отношении Ливии. «Турецкие официальные лица рассматривают проблему Ливии как ступеньку для переговоров о примирении с Египтом, которые официально начались в мае 2021 года». Но египетские дипломатические источники, знакомые с этим вопросом, дают четко понять, что реальным препятствием для заключения сделки между двумя странами остается вопрос о том, встретится ли президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган со своим египетским коллегой Абдель Фаттахом ас-Сиси и признает ли его законным президентом. Турция и Египет сейчас стремятся наладить отношения, которые были нарушены после того, как Анкара отказалась признать ас-Сиси законным лидером страны после военного переворота 2013 года, в результате которого был свергнут его предшественник Мухаммед Мурси, первый демократически избранный президент страны. Эрдоган также был активным критиком нарушений прав человека ас-Сиси в ходе репрессий против лидеров и членов «Братьев-мусульман» после государственного переворота.
Но вернемся к тезисам доклада. Там указывается, что одновременно возможность превращения региона Восточного Средиземноморья в новый центр добычи газа привела к усилиям по примирению и совместной разведке.
Например, неформальный блок между Египтом, Израилем, Грецией и Кипром принял официальную форму Восточно-Средиземноморского газового форума (EMGF) в 2019 году. EMGF, базирующаяся в Каире, стремится разработать механизм сотрудничества между странами-членами для разведки, развития инфраструктуры и поставок газа на европейские и азиатские рынки. Аналогичным образом, возможные экономические выгоды от добычи и экспорта газа побудили Израиль и Ливан, которые в остальном не имеют официальных связей, подписать соглашение о демаркации морских пространств при посредничестве США в октябре 2022 года.
Перспективы для Индии
Энергетические потребности Индии постоянно растут и, вероятно, увеличатся в геометрической прогрессии в ближайшие десятилетия из-за ее размера и эффективности экономики. Индия — самая быстрорастущая крупная экономика в мире, и ее потребности в энергии также растут быстрее, чем у любой из экономик G-20. Однако в Индии существует огромная разница в соотношении потребления и производства, что означает, что она будет принципиально зависеть от импорта для удовлетворения своих потребностей в области энергетической безопасности. Традиционно регион Персидского залива был основой требований энергетической безопасности Индии, обеспечивая 55-60% ее потребностей в нефти и газе за последние несколько лет. Сейчас правительство Индии пытается диверсифицировать энергетическую корзину как с точки зрения увеличения возобновляемых источников энергии, так и более чистых источников, таких как природный газ, ветер, солнечная энергия и водород, а также поиска альтернативных производителей, в том числе из Австралии, США, России, Латинской Америки и Центральной Азии. Однако до сих пор Нью-Дели предпринимал лишь ограниченные усилия для изучения возможностей импорта газа из региона Восточного Средиземноморья. Существует ряд причин, по которым Индия может стать серьезным импортером поставок газа из Восточного Средиземноморья. Во-первых, Индия поддерживает дружественные отношения с крупнейшими странами региона, особенно с Египтом и Израилем, которые стремятся найти новые рынки для поставок газа. На данный момент большая часть импорта газа в Индию поступает из Катара и Австралии. Учитывая акцент на экологически чистую энергию, Нью-Дели может изучить возможности импорта как с египетских, так и с израильских газовых месторождений в формате как спотовых закупок, так и долгосрочных сделок по поставкам. Индийские нефтяные компании также могут принять участие в разведочных работах, которые могут обеспечить поставки в Индию в долгосрочной перспективе. В дополнение к Египту и Израилю, Индия также должна изучить возможности партнерства с Грецией и Кипром в разведке газа, что может быть прибыльным в будущем. Существуют проблемы, связанные с региональной напряженностью и неопределенностью в отношении морской юрисдикции, но их можно преодолеть, избегая инвестиций в спорные районы. Проблемы, связанные с логистикой и транспортировкой, также могут быть преодолены, учитывая, что Индия в прошлом обеспечивала поставки из Ливии, прежде чем она была охвачена гражданской войной. Можно рассмотреть возможность дальнейших инвестиций в развитие инфраструктуры в рамках мини-латеральных инициатив, таких как I2U2, и совместно с дружественными региональными и международными державами, включая ОАЭ и Францию, которые заинтересованы в Восточном Средиземноморье.
В то время, когда потребности Индии в энергетической безопасности постоянно растут, стоит изучить возможные новые источники поставок более чистых источников энергии. Восточное Средиземноморье в последние годы превратилось в крупный центр разведки газа с огромными открытиями в дельте Нила и бассейнах Леванта. Хотя это вызвало региональную напряженность, учитывая конкурирующие претензии на морскую юрисдикцию в Средиземном море, это также привело к сотрудничеству между странами региона для совместной разведки и развития инфраструктуры. Для Индии, несмотря на региональные проблемы, Восточное Средиземноморье предлагает большие перспективы в качестве источника импорта природного газа, учитывая его постоянно растущие потребности и прочные двусторонние отношения со странами региона, включая Египет, Израиль, Грецию и Кипр. В то же время для стран региона Индия предлагает выгодный вариант в качестве экспортного направления, учитывая ее огромный и растущий спрос на энергоносители.