Молочный кризис в Алжире повторяется

На фоне звучащих реляций алжирских властей о «победе над экономическим кризисом» в АНДР усугубляются продовольственные проблемы, чреватые ростом протестов местного населения.

Алжиру за минувший год так и не удалось решить продовольственную проблему, особенно обострившуюся в 2021 году в связи с нехваткой пищевых продуктов и ростом их стоимости.

Это видно по продолжению в том числе молочного кризиса. Напомним, что Алжир в основном потребляет импортное молоко, произведенное их сухих молочных смесей ввиду слабости собственного мясомолочного животноводства.

Несмотря на это, еще при бывшем президенте АНДР Абдельазизе Бутефлике здесь стали вести борьбу против ввоза зарубежных товаров с целью снизить отток капиталов из страны. Это еще сильнее было подхвачено его «сменщиком» Абдельмаджидом Теббуном, распространившим данные ограничения и на иностранное продовольствие.

Во многом данная задача была решена. Отток капиталов действительно уменьшился. Однако за это пришлось заплатить усугублением продовольственного кризиса: во второй половине 2021 года это больно ударило по алжирской молочной отрасли, преимущественно работающей на импортных молочных смесях, особенно новозеландских.

Их отсутствие вызвало в конце 2021 – начале 2022 гг. частичную остановку молокозаводов в АНДР. Это спровоцировало с одной стороны исчезновение во многих алжирских городах свободной неограниченной продажи пакетированного молока и молочных товаров, а с другой – повышение их стоимости.

Эту «ошибку» власти АНДР, казалось, решили в марте 2022 года, вновь пустив на свою территорию иностранное сублимированное молоко.

Однако прошло всего полгода – и проблема вновь вернулась, о чем свидетельствуют сами алжирцы, пытающиеся найти молоко в магазинах, по словам которых, им его теперь предлагают «из-под полы» и вдвое, а то и втрое дороже от установленной властями стоимости, да и то зачастую не более трех пакетов в одни руки.

Подобная ситуация также вызвана во многом сохранением в Алжире системы субсидирования продовольственных товаров «в интересах простого населения» с целью недопущения скатывания его в бедность. Соответственно, выше официально установленной продажной стоимости пакета молока в 0.18 американского доллара предприниматели его не могут продавать. Виновным за это грозит весьма суровое наказание – в исключительных случаях вплоть до пожизненного заключения.

Дело в том, что алжирские власти во многом берут на себя оплату сырья для производства продовольственных товаров и одновременно пытаются диктовать ценообразование.

Соответственно, становится понятной их логика в стремлении избавиться от дорогостоящих иностранных компонентов. Ведь в условиях наблюдаемой девальвации алжирского динара по отношению к доллару и евро, роста стоимости морских перевозок и произведенных в западных странах товаров параллельно происходит увеличение нагрузки и на алжирский бюджет.

Другим проявлением данной ситуации и стало то, что алжирским торговцам стало попросту невыгодно брать на реализацию молоко по диктуемым властям ценам. Ведь они, продавая его по заниженной в разы стоимости, должны еще рассчитаться за него с производителями. Которым зачастую также оказывается невыгодно отгружать молоко себе в убыток.

Так, все представители этих звеньев «молочной цепочки» продолжают жаловаться, что «вмешивающиеся в рынок» власти абсолютно не учитывают того, что за 10 лет с момента назначения указанных выше цен алжирский динар девальвировался, произошло заметное удорожание услуг, особенно коммунальных, работы персонала, топлива и прочих моментов, влияющих на конечное ценообразование. И потому зачастую торговать молоком по таким правилам стало попросту невыгодно.

Отсюда и проблемы с его покупкой в розницу, особенно проявившиеся с начала октября текущего года.

Между тем, руководство молокозаводов пытается объяснить это тем, что у него кончились запасы сухих смесей. Отчасти в этом заметно проявление новой попытки алжирских властей ограничить завоз в АНДР иностранных компонентов продовольствия.

Почему же алжирские чиновники «наступили на одни и те же грабли», создавая потенциально опасную для них же ситуацию, чреватую массовым выходом на улицу населения?

Как видится, одна из главных причин этого вызвана чрезмерно оптимистичным сентябрьским отчетом министра сельского хозяйства страны, заявившего о достижении рекордных для национального сектора показателей. В том числе касающихся и мясомолочного животноводства.

Впрочем, традиционно для Алжира эти данные во многом оказались «дутыми». А с другой стороны, алжирские молокозаводы крайне неохотно берут на реализацию обычное «несублимированное» молоко ввиду его «завышенной» стоимости. Его производители объясняют это «невиданным» ростом стоимости кормов для животных, стоимости коммунальных услуг и т.д. Впрочем, по оценкам алжирских экономистов, мясомолочная отрасль АНДР даже в лучшем случае сможет удовлетворить не более 20 процентов потребностей страны.

Однако в усугублении этого кризиса виновны и алжирские производители молока и молочных продуктов. Так, компания Tchin-Lait, продающая их под брендом Candia в Алжире, была вынуждена остановить производство из-за нехватки сухих молоклсмесей. Это объясняется исчерпанием их запасов у его производителей.

Заметим, что Candia, а точнее, ее местные «дочки», заявляла о намерении конкурировать с компанией Soummam на алжирском молочном рынке. Причем ее подозревают в лоббировании замораживания импорта сухого молока в 2021 году, чтобы извлечь из этого выгоду и, воспользовавшись этой возможностью, «наступить на пятки» считавшегося национальным лидером в данной «нише» Soummam.

Однако такие лоббисты не рассчитали своих сил и также способствовали образованию молочного кризиса.

Между тем, в нынешней ситуации власти не спешат ослаблять ограничения на импорт, а предпочитают жестко карать за спекуляцию (то есть торговлю по рыночным ценам) молоком и молочной продукцией.

В частности, заявлено, что в ходе рейдов жандармерии за последние дни были арестованы в разных частях страны свыше 100 «спекулянтов и их пособников», часть из которых уже сурово наказана.

Так, суд Тебессы приговорил за «молочную спекуляцию» к 10 годам тюремного заключения и штрафу, равносильному восьми тысячам долларов владельца магазина.

Его вина состояла в торговле пакетов молока по 30 центов, и «одновременном навязывании своим клиентам трех пакетов молока по общей цене 200 центов в дополнение к приобретению одного молочного коктейля».

В свою очередь, жандармерия Орана отчиталась об успешном изъятии почти 2000 пакетов «субсидированного пастеризованного молока, предназначенного для спекуляции», и аресте одного подозреваемого в этом преступлении.

Также она отрапортовала наверх об успешно проведенной операции по перехвату на трассе RN4 в Эль-Керме грузовика-рефрижератора, следовавшего с якобы аналогичным грузом из Сиди-Бель-Аббеса.

Тем самым правоохранители лишь усугубляют кризис и способствуют дальнейшему удорожанию молока ввиду усиливающихся рисков при его доставке и реализации.

И, как показывает практика, вынесение суровых приговоров не отпугивает спекулянтов. Подобная ситуация во многом наблюдается потому, что ранее проблему в случае поимки можно было решить на месте при помощи взятки. Просто иногда алжирским силовикам необходимо отчитываться и вот тогда они хватают подвернувшихся торговцев «для галочки».

А пока год от года продовольственная проблема в стране усиливается по мере неуклонного прироста ее населения, чему также способствует сохранение пережитка «арабского социализма» в виде регулирования цена на «субсидируемые» товары.

Причем рано или поздно желание алжирских властей сохранить этот анахронизм столкнется с суровой реальностью, и он будет отменен. Скорее всего, это произойдет при очередном серьезном снижении цен на главный алжирский товар – углеводороды, благодаря которым в основном и пополняется казна АНДР.

52.25MB | MySQL:103 | 0,629sec