О проблемах алжирского бюджета на 2023 год

Резкое подорожание в 2022 г. газа на мировом рынке настолько вскружило голову алжирскому руководству, что оно пропорционально этому увеличило расходы, без которых могло вполне обойтись. И если кризис 2014 – 2021 гг. АНДР встретила с серьезными накопленными резервами, то неизбежное наступление нового периода низких цен на углеводороды оно может уже и не пережить.

Алжир продолжает непомерно увеличивать свои расходы. Исходя из парламентских слушаний по бюджету на 2023 год, он станет рекордным по объему выделенных средств. Так, даже лояльные властям депутаты задаются вопросом: откуда страна возьмет такие деньги, «когда только уровень операционных расходов составляет 42 миллиарда долларов, а всего на сопутствующие расходы планируется выделение беспрецедентной суммы в более чем 98 миллиардов долларов»?

Другие же их коллеги пытаются смотреть в будущее и вопрошают: «что будет делать государство с таким необеспеченным гарантированными доходами бюджетом, если цены на углеводороды упадут?»

Заметим, что даже сумма обязательных расходов в 42 млрд долларов ложится на алжирский бюджет тяжким почти неподъемным грузом. С учетом слабой собираемости налогов внутри страны его в основном придется наполнять нефте- и газодолларами. Причем сейчас в алжирской казне имеется лишь около 50 млрд долларов.

И уже сейчас заметны тревожные тенденции по тому же «кормящему» углеводородному сектору. Так, несмотря на достижение недавних договоренностей в рамках ОПЕК+ относительно предстоящего снижения добычи нефти  на 2 млн баррелей в сутки ее стоимость после кратковременного роста снова пошла вниз.

В среднесрочной же перспективе (уже через три – четыре года) с запуском амбициозных проектов СПГ в Катаре и США на мировой рынок ежегодно будут стабильно поступать дополнительно более 100 млрд куб. м газа. И год от года этот объем будет только расти.

Иными словами, стоимость главного алжирского экспортного товара – газа – также с большой долей вероятности пойдет вниз.

Не случайно, что в ходе прений депутаты-«пессимисты» предупредили «о последствиях вероятного нефтяного шока, который приведет к падению цен на углеводороды».

Этому по их мнению способствует и заложенный в бюджет 2023 года объем средств на повышение заработной платы, пособий и пенсий в более чем 47% «от операционного бюджета». В связи с этим депутаты задаются вопросом: откуда правительство возьмет столько финансовых ресурсов, чтобы поддерживать и далее эти огромные траты?

По их мнению, таких средств в распоряжении правительства нет и оно занимается «популизмом», поскольку и так дефицит бюджета превышает 5 трлн динаров (36 млрд долларов).

Депутаты дополнительно указывают: «Безусловно, повышение заработной платы, повышение пенсий по старости и пособий по безработице, меры, предусмотренные в бюджете 2023 года, помогут смягчить влияние безудержной инфляции на покупательную способность домохозяйств, но правительству будет трудно поддерживать это на прежнем уровне, поскольку появление на рынке в обороте такого объема денег вызовет дополнительный виток инфляции».

И, выделяя крупные средства на увеличение социальных выплат, алжирские власти рассчитывают купить мир внутри страны, отчасти уподобляясь в этом аравийским монархиям, обладающим куда большими для подобного возможностями.

Однако без увеличения товарного производства (чего в ближайшие годы по причине длительного отсутствия вложений не предвидится), страну уже в 2023 г. может захлестнуть новый инфляционный вал. Который «съест» эти надбавки и Алжир к 2024 г. способен столкнуться в полный рост с перспективой внутренней дестабилизации, которая рискует ударить по нему уже в ближайшие годы.

Заметим, что ответа на поставленные депутатами острые вопросы в ходе обсуждения законопроекта о финансах на 2023 год фактически не прозвучало. Так, их коллеги из доминирующих провластных парламентских фракций в итоге решили скорректировать лишь некоторые непринципиальные статьи поступления доходов.

Кроме того, правительственные специалисты по финансово-бюджетному сектору обещали усилить контроль за государственными расходами. Особенно теми, что планируется потратить сверх «операционного бюджета» в 42 млрд долларов.

Куда же алжирские власти намерены потратить столь колоссальные средства? Может быть на давно необходимые инвестиции в сырьевой сектор или инфраструктурную модернизацию? Нет, кроме заявленной суммы в 47% от «операционного бюджюта» преимущественно они (особенно из денег сверх него) пойдут на содержание непомерно раздутого государственного аппарата. А точнее, силовиков. И не только армии, но и МВД, и спецслужб.

Но неужели алжирское руководство не понимает происходящего и что при таком уровне вовсе необязательных трат оно рано или поздно «вылетит в трубу»?

Дело в том, что после ухода в 2019 году президента АНДР Абдельазиза Бутефлики местные военные вновь резко усилили свое влияние в государственном управлении и теперь они в значительной степени определяют судьбу страны и ее финансов.

И в их представлении, если уж они дождались столь резкого повышения стоимости газа, то такое положение дел будет сохраняться еще не один год, и за это время они смогут не только набить свои карманы на распиле госбюджета, но и удовлетворить, пусть и по остаточному принципу, все потребности своей страны.

Да и не генеральское это дело, в конце концов, сводить «дебеты с кредитами». На это есть специально обученные гражданские специалисты, с которых за это и спросят.

Тем более, что в ближайшие годы у алжирских военных намечаются более стратегически важные с их точки зрения задачи, чем разные там модернизации и инвестирование сырьевого и промышленного сектора – наведение порядка в приграничье АНДР. А именно – в Мали, Ливии и Западной Сахаре.

И потому вопросы «где взять денег» на содержание амбициозных замыслов алжирских военных кажутся им неуместными.

Оптимизма им придает и то, что теперь, в условиях сохранения высоких цен на газ, несмотря на сохранение непривлекательных инвестиционных условий для иностранных компаний, они в страну в 2022 г. все же потянулись, пусть и не таким потоком, как это хотелось – и западные, и китайские. Причем не только на нефть и газ, но и на фосфориты с железной рудой. А значит, скоро эти проекты также принесут доходы.

И на самый худой конец алжирские генералы рассчитывают взять взаймы у того же Китая, что по их мнению позволит им прожить до наступления нового повышения нефтегазовых цен.

Однако сохранение столь авантюрного и непродуманного экономико-финансового курса, истощающего золотовалютные резервы, уже в ближайшем будущем может стоить Алжиру его хваленой стабильности.

52.21MB | MySQL:103 | 0,545sec