Турецкие аналитики о развитии Организации тюркских государств. Часть 4

10 ноября с. г., накануне Саммита Организации тюркских государств (ОТГ) в Самарканде, турецким Фондом политических, экономических и социальных исследований (SETAV) было одновременно опубликовано два исследования, посвященных вышеупомянутой структуре и отношениям её членов как в многостороннем, так и в двустороннем форматах. Продолжаем разбирать материал, опубликованный Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), который озаглавлен как «Организация тюркских государств: сотрудничество, обращающее кризисы в возможности». Автор – Фырат Пурташ.

Часть 3 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=92138.

Продолжаем рассматривать документ и ознакомимся с разделом «Заключение» издания. Цитируем:

«Турецкий мир, возникший в результате геополитических изменений, произошедших в 1990-х годах, представляет собой концепцию, определяемую через партнерство языка, истории и культуры.

Хотя невозможно провести четкую границу с тюркским миром, сотрудничество между независимыми тюркскими государствами выявило феномен интеграции тюркского мира с 2010-х годов.

В дополнение к культурному сотрудничеству сотрудничество, которое расширилось и диверсифицировало во многих областях от образования до спорта, от торговли до транспорта, также ускорило политическое сближение в тюркском мире.

Агрессивная родственная политика России, приход снова талибов ко власти в Афганистане, расширение шиитской геополитики Ирана, усиление влияния Китая на западе Туркестана после Восточного Туркестана, попытки открытия нового фронта в ОТГ, в столкновении США с Россией и с Китаем и похожие процессы, вынуждают страны ОТГ сближаться в вопросах политики и безопасности.

По словам президента Эрдогана, «только можно в единстве противостоять тем, кто ради собственной безопасности и благополучия готов поджечь весь мир».

Президент Азербайджана Ильхам Алиев наградил Генерального секретаря ОТГ Багдада Амреева Орденом Дружбы 21 октября 2022 года. Церемония вручения состоялась во время проведения Ираном военных учений в районе у границ Азербайджана.

В своем выступлении на церемонии Алиев заявил, что тюркский мир не состоит из независимых тюркских государств, что за его пределами живут миллионы азербайджанцев, и что Организация должна заниматься безопасностью, правами и благополучием своих кровных братьев, которые находятся за пределами границ по историческим причинам. Это можно расценивать как подготовку к новым геополитическим разрывам, которые могут произойти.

Процесс становления ОТГ начался в 1990-е годы, когда пришел конец биполярному миропорядку и произошла реструктуризация международной системы. К 2022 году глобальная политическая и финансовая система перестраивается из-за эпидемии коронавируса и последовавшей за ней российско-украинской войны.

В этот период повышенной турбулентности, тюркские государства сделали еще один шаг в своем сотрудничестве и преобразовали структуру регионального сотрудничества, которая существовала как Тюркский совет, в региональную организацию, институциональная структура которой была укреплена под названием ОТГ 12 ноября 2021 года.

У ОТГ есть перспектива на будущее, которая охватывает все сферы жизни, от кибербезопасности до сотрудничества в космических вопросах, в рамках принятого в тот же день Документа о концепции тюркского мира на период до 2040 года.

ОТГ, которая прошла определенный путь в результате этого тридцатилетнего устойчивого партнерства, развивающегося на реалистичной основе, на оси взаимных интересов и небольшими шагами, стала важным механизмом стабильности и процветания регионов, включая Средиземноморье, Черное море, Балканы, Кавказ и Центральную Азию.

По сравнению с другими странами-членами Турция рассматривается как движущая сила ОТГ с ее демографическими и экономическими размерами, которые явно отличаются (от других членов).

Кроме того, Турция демонстрирует решительное лидерство в углублении своей интеграции с тюркскими государствами. Главы турецких государств входят в число лидеров, с которыми президент Эрдоган чаще всего встречается на двустороннем уровне.

С другой стороны, для тюркских республик, которые не имеют выхода к морю, Турция имеет географическое преимущество, которое обеспечивает доступ к портам.

Тесные связи и полноправное членство Турции, союзника НАТО, с ЕС, ее ведущее положение в Организации исламского сотрудничества, ее растущая мягкая сила и экономические отношения в Африке также открывают привлекательные возможности для других тюркских государств.

Однако, при рассмотрении процесса развития ОТГ легко увидеть, что каждое тюркское государство придает большое значение укреплению Организации, по крайней мере, так же, как и Турция, и вносит свой вклад в различных аспектах.

Президент-основатель Казахстана Нурсултан Назарбаев считается архитектором интеграции тюркского мира. Азербайджан является домом для дочерних организаций ОТГ, TÜRKPA и Турецкого фонда культуры и наследия. Кыргызстан привнес в турецкий мир глобальный бренд благодаря инициативе Всемирных игр кочевников. Несмотря на позднее присоединение к организации, Узбекистан за короткое время также превратился в один из локомотивов ОТГ. Будучи одним из членов-наблюдателей организации, Венгрия завоевала центральное положение тюркского мира в Европе, открыв офис ОТГ в своей столице. Туркменистан, с другой стороны, ускорил реализацию энергетических и транспортных проектов Организации, не нарушив при этом своего статуса постоянного нейтралитета.

Турецкая версия ЕС смоделирована для ОТГ. Хотя ОТГ находится в начале стадии региональной интеграции, она демонстрирует устойчивую линию развития. На саммите в Самарканде, который состоится 11 ноября 2022 г., будут рассмотрены создание Турецкого инвестиционного фонда, принятие Стратегического плана на 2022-2026 гг., сотрудничество в области цифровой экономики и упрощение процедур для того, чтобы Транскаспийский международный коридор Восток – Запад (центральный коридор) более эффективен. Эти и подобные пункты повестки дня представляют собой шаги, направленные на преобразование Организации в сильную региональную экономическую группу и на обеспечение свободного движения товаров, капитала, услуг, технологий и людей между государствами-членами».

Итак, какой же вывод можно сделать из заключения? – Прежде всего, вывод заключается в правильно отмеченном турецким автором вкладом каждой страны – члена в общее дело Тюркского мира. Таким образом, достигается то чувство причастности, к которому, очевидно, Турция, как локомотив организации, стремится.

Заметим, что Турция отлично понимает, что разные страны-члены и наблюдатели ОТГ в разной степени готовы к углубленной интеграции в рамках структуры. И здесь должен помочь подход развития сначала двусторонних отношений той или иной страны с Турцией с «отпасовкой», после «созревания», отношений уже на многосторонний уровень ОТГ.

В этом контексте следует обратиться ко второй публикации, посвященной Фондом SETAV Организации тюркских государств, которая появилась практически одновременно с первой. Она именно так и называется «Двусторонние отношения Турции с членами Организации тюркских государств». Её автором стал эксперт Фонда Мехмет Юдже.

Пропускаем вводные части документа, чтобы перейти к первому, имеющему для нас значение разделу, который озаглавлен как «Политические отношения Турции с тюркскими государствами». Цитируем:

«С распадом Союза Советских Социалистических Республик (СССР) Турция немедленно признала новые тюркские республики с родственными и религиозными связями, которые объявили о своей независимости, открыли посольства и вступили в многостороннее сотрудничество с братскими государствами с общей историей и культурой.

Выход за рамки классической парадигмы внешней политики Турции и улучшение ее отношений с тюркскими республиками было одной из основных целей внешней политики Турции.

Геополитическая перспектива Турции была перемещена на ось «тюркской родины», простирающейся от «Адриатики до Великой Китайской стены». В этом контексте, это стало руководством для вновь созданных тюркских республик в международных учреждениях и организациях.

В частности, президент того периода Тургут Озал установил теплые отношения с тюрскими республиками, установил личные дружеские отношения с главами государств, оказывал максимальную экономическую помощь и был пионером в инвестициях турецких предпринимателей в регион.

Поэтому Турция ведет интенсивное сотрудничество с тюркскими республиками во многих областях, особенно в экономике.

Помимо общности истории-цивилизации и одинакового этнического происхождения, размеры и хрупкость отношений этих стран с Россией, геополитическое и геостратегическое положение региона, демографическая ситуация, статус и национальная идентичность, которые эти страны определили важную роль, которую играет структура, сформированная под влиянием многих факторов.

Эти отношения, сформированные таким образом многими факторами, набирали обороты в соответствии с конъюнктурой, а иногда имели тенденцию к снижению.

В целом, эти отношения, начавшиеся романтически, со временем вступили в период застоя, но вновь набрали обороты на рациональной основе с усилением регионального и глобального влияния Турции.

Сегодня Турция установила отношения со всеми тюркскими государствами на уровне стратегического сотрудничества. Одним из аспектов сотрудничества Турции и тюркского мира, несомненно, является активная роль, которую она сыграло в процессе, начиная с «Саммита глав государств тюркоязычных стран» и заканчивая ОТГ с конкретизацией воли тюркских государств действовать сообща в политическом плане.

Создание Тюркского совета стало результатом длительного процесса и напряженной работы. В целях обеспечения сотрудничества между турецкими государствами, провозгласившими свою независимость после распада СССР в 1991 г., при участии Турции в 1992 г. в Анкаре был проведен Саммит глав государств тюркоязычных стран.

Этот Саммит стал первым шагом Тюркского совета, созданного в 2009 году, и структуры, получившей название ОТГ в 2021 году. Саммиты, направленные на развитие отношений между тюркскими государствами на высшем уровне, продолжались с 1992 по 2010 год, было проведено десять встреч на высшем уровне.

На прошедшем в Азербайджане 9-м саммите глав государств тюркоязычных стран «Нахичеванское соглашение», учреждающее совет, было подписано Турцией, Азербайджаном, Казахстаном и Кыргызстаном. После 10-го саммита глав государств тюркоязычных стран, состоявшегося в Стамбуле 15-16 сентября 2010 г., был официально учрежден «Совет сотрудничества тюркоязычных государств», «Тюркский совет» или кратко «Тюркский совет».

Создание Тюркского совета означало, что тюркские государства вступили в новую эру в своих отношениях. Хотя Тюркский совет создавал впечатление, что он будет больше заниматься вопросами культуры, было замечено, что существующие отношения между тюркскими государствами были институционализированы с образованием совета.

Другими словами, тюркские государства заявили о твердой политической воле к сотрудничеству в различных областях. С созданием Тюркского совета в рамках органа этого учреждения было проведено восемь встреч на высшем уровне. В то время как Венгрия была принята в качестве члена-наблюдателя на 6-м саммите Совета, состоявшемся в 2018 году, Узбекистан стал полноправным членом на 7-м саммите, состоявшемся в Баку в 2019 году.

В то время, как Тюркский совет набрал силу полноправным участием Узбекистана, он обрел новую структуру с участием Венгрии в качестве наблюдателя, а сфера деятельности совета распространилась на западную географию. С импульсом, созданным этой структурой, и открытием будапештского представительства Тюркский совет, чья сфера влияния достигла территории ЕС, создал различные альтернативные области сотрудничества между государствами-членами. Турция всегда вносила конструктивный вклад в формирование и развитие этих направлений сотрудничества.

Помимо тридцатилетней оккупации со стороны Армении, в результате её провокационных нападений на азербайджанские земли в 2020 году, началась Вторая карабахская война, длившаяся сорок четыре дня.

Турция твердо и решительно встала на сторону Азербайджана, и этот союз привел к победе. Этот успех привел к началу новой эры в политических отношениях между Турцией и Азербайджаном в частности, и между двумя странами в целом с другими тюркскими государствами.

Эта новая модель отношений, которая сначала углубилась между Турцией и Азербайджаном, а затем распространилась на другие тюркские республики через эффект домино, среди прочих факторов привела к изменению структуры Тюркского совета.

Новые инициативы в оборонной промышленности, такие как концепция войны с использование БПЛА (несущих и не несущих вооружения), которую Турция успешно реализовала в борьбе с терроризмом, в Сирии и Ливии, дали эффективные результаты во Второй карабахской войне Азербайджана и внесли значительный вклад в этот процесс.

На восьмом саммите Тюркского совета в 2021 году, состоявшемся в Стамбуле, где срок председательства был передан от Азербайджана Турции, было принято историческое решение и название совета было изменено на «Организация тюркских государств». Это решение — не только смена названия, но и смена парадигмы. Понятия «тюркские государства» и «тюркский мир» впервые были использованы в официальных документах с этим шагом, который произошел при общей твердой воле тюркских государств.

Кроме того, одним из важнейших результатов этого саммита является то, что Туркменистан, держащий дистанцию ​​от подобных образований в тюркском мире, заявляя о своем статусе постоянного нейтралитета, является членом-наблюдателем.

Со вступлением Туркменистана в число наблюдателей начался процесс объединения всех тюркских государств под крышей ОТГ. Кроме того, на этом саммите был принят «Документ о концепции Тюркского мира на период до 2040 года», который раскрывает будущую перспективу ОТГ и представляет собой дорожную карту многопланового сотрудничества.

Таким образом, тюркские государства, обладающие большим потенциалом благодаря своему древнему опыту, глубоко укоренившейся идентичности, административным способностям и военным возможностям, подпитываемым общей культурой и цивилизацией, продемонстрировали свое политическое желание действовать сообща. Другими словами, в сердце евразийской географии начала расти новая геостратегическая сила».

Итак, первое и главное, что следует заметить – это упомянутый турецким автором «эффект домино», возникший в Тюркском мире после победы Азербайджана во второй Карабахской войне.

На самом деле, пока ещё рано говорить об этом. Ярким свидетельством тому служат события в Казахстане, когда это государство обратилось за помощью не к Турции, а к структуре ОДКБ. Это стало серьезным напоминанием ОТГ, что пока ещё рано говорить о том, что тюркские государства воспринимают структуру как военно-политическую силу. Все ж таки они отдали предпочтение в этой ситуации России. Как писали в те дни турецкие обозреватели – это «звоночек» для ОТГ и для Турции, которым необходимо «срочно» создать тюркские силы быстрого реагирования. Однако, по итогам годичного председательства Турции в ОТГ этого так и не произошло, вопреки отдельным прогнозам. «Утешительным призом» стало то, что ТРСК стала наблюдателем с Организации.

52.33MB | MySQL:103 | 0,728sec