Тернистый путь Ликуда по формированию коалиции
Чем дольше продолжаются переговоры Ликуда со своими «естественными» коалиционными партнерами по правому блоку, тем сильнее зреет недовольство в самом Ликуде. Заинтересованность Нетаньяху в быстром формировании коалиции привела к тому, что все меньше и меньше значимых министерских портфелей остаётся членам его партии. При этом критику взывает именно потеря портфелей и в основном все депутаты от Ликуда никак не комментируют политические и экономические требования коалиционных партнеров. Однако сегодня в основном шумят только те депутаты, которые по партийному раскладу не попадают в список кандидатов на министерские посты, остальные ропщут, без публичной демонстрации недовольства действиями Нетаньяху.
Так депутат Давид Битан, некогда «правая рука» Нетаньяху в Кнессете, взял на себя роль голоса партийных масс и выступает в СМИ с все более резкой критикой лидера партии. На днях в программе «Ульпан шиши» Битан заявил, что крайне недоволен тем, как Нетаньяху обращается с Ликудом и «сдает» интересы партии союзникам в ходе коалиционных переговоров. Депутат заявил, что Нетаньяху «боится» и отдает союзным партиям все ключевые «центры влияния», не советуясь ни с кем из товарищей по партии и оставляя ликудникам роль безгласных исполнителей решений вождя.
«Для чего возились со Смотричем больше двух недель? В итоге он все равно отдал ему все, чего тот хотел, и, видимо, даже больше. Это не годится, Ликуд пострадал, пострадало государство — но так, к сожалению, ведутся переговоры», — возмущался Битан. По словам депутата, Ликуд по сути не будет правящей партией — все рычаги влияния Нетаньяху отдает другим партиям. «В результате переговоров мы отказались от многого — и даже из тех портфелей, что достаются нам, часть отдана им. И в Кнессете мы уступили самые важные комиссии — не знаю, как мы будет оказывать влияние… С точки зрения Ликуда, это неправильные коалиционные переговоры — мы отдаем все центры влияния»- заявил Битан.
Комментируя сообщение о том, что Нетаньяху намерен первым же делом отменить закон «о расколе Ликуда», облегчающий раздел парламентских фракций, депутат заявил, что Нетаньяху тем самым «посылает партии сигнал — делаю, что хочу, и не полагаюсь на вашу верность Ликуду». Данный закон позволяет четырем депутатам выйти из партии без применения против них санкций. Есть стремление ввести отмену еще до того, как правительство будет приведено к присяге, возможно, из-за опасений, что закон будет использован «повстанцами» Ликуда. Напомнил, что уходящее в отставку правительство провело закон позволяющее четырем депутатом создать собственную фракцию и отколоться от своей партии. Данный закон был направлен именно на раскол Ликуда.
Битана спросили, почему остальные «тяжеловесы» Ликуда помалкивают и не выражают недовольства поведением лидера партии. Он ответил, что это «метод» Нетаньяху — пообещать ликудникам 18 министерских портфелей, чтобы «каждый ждал поста и боялся не угодить вождю» и добавил: «Все ждут решения, в такой ситуации никто говорить не будет». Битан посоветовал Нетаньяху «опасаться не тех, кто в партии с рождения, а тех, кто вступил только ради министерской должности».
Самому Давиду Битану министерский пост не светит — у него лишь 17-е место в партийном списке и суд по обвинению его в получении взяток, в том числе в период, когда он уже был депутатом Кнессета и председателем правящей коалиции.
Напомним, что еще в августе 2021 года депутат Давид Битан объявил, что не намерен просить Кнессет сохранить его иммунитет от судебного преследования, после того как налоговая и экономическая прокуратура предъявила ему обвинение в получении взяток на общую сумму 715 000 шекелей. Также Битан обвиняется в злоупотреблении доверием, отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. В обвинительном заключении указано десять эпизодов, имевших место в период с 2011 по 2017 год, включая и то время, когда он занимал пост лидера правящей коалиции. Согласно выводам следствия, Битан получил 7 взяток от частных лиц на общую сумму 715 000 шекелей — не считая взяток, которые давались в форме различных материальных благ. В основном, мзда взималась за продвижение проектов и выдачу разрешений на строительство различных объектов.
Однако в партии обвиняемого в коррупции Нетаньяху подобные обстоятельства не могут препятствовать политической карьере, и Битан возмущен отсутствием поддержки со стороны лидера.
Чувствуя это недовольство в партии Нетаньяху, желая удовлетворить всех, пошел на старый трюк, разделяя министерства на несколько новых с различными функциями и бюджетами. Ведь главное для большинства депутатов, это чтоб его пост назывался министерским и безразлично за что и как оно отвечает. Ведь только министерское место позволяет хоть как-то проводить в жизнь решения и пожелания своего электората, а так же пожеланий лидера партии и главное удовлетворять собственные амбиции как руководителя
Стоит отметить, что идея создания новых министерств – все без исключения они ненужные и расточительные – родилась не сегодня. В 1996 году в своем первом правительстве Биньямин Нетаньяху создал новое министерство для Ариэля Шарона – «национальной инфраструктуры». Его полномочия и подразделения были отобраны и узурпированы у других министерств, и оно превратилось в очень мощное экономическое министерство, которому удалось утолить голод «Бульдозера».
Со временем зловредный обычай набирал силу. Эхуд Барак со своим творческим чувством юмора создал министерство «регионального сотрудничества» для Шимона Переса. Но ни Барак, ни Шарон, ни Эхуд Ольмерт вместе взятые не приблизились в этом к Нетаньяху. Нет цены, которую он не заплатит, нет ценности или нормы, которую он не попрал бы в обмен на великую награду, которую получит от своих партнеров: «французский закон», параграф о преодолении вето БАГАЦа, отстранение юридического советника правительства. Все, что нужно для отмены суда над ним.
Пока же депутат Ликуда Шломо Караи внес в Кнессет законопроект, который полностью ломает назначение председателя Верховного суда. С момента образования Государства Израиль на эту должность избирался самый старший судья из числа судей Верховного суда. Согласно законопроекту, пленум Кнессета будет избирать председателя Верховного суда на специальном заседании и тайным голосованием.
Кроме того, спикер Кнессета сможет предлагать кандидатов на должность, которые не являются судьями Верховного суда, при условии, что они отвечают определенным требованиям — судья, проработавший пять лет, или юрист со степенью доктора юридических наук, зарегистрированный в реестре членов Коллегии адвокатов не менее 35 лет.
По мнению Караи, «это повысит доверие общества». По его словам, у общества низкое доверие к Верховному суду, поэтому систему надо изменить. Передать побольше полномочий Кнессету, где большинство составляют Ликуд и религиозные партии — будет основной целью в ближайшие месяцы. Желающие баллотироваться должны будут собрать подписи 10 депутатов Кнессета.
Ликуд успокаивает глав местных советов, объявивших вчера об отказе от сотрудничества с Управлением дополнительного образования Ави Маоза. «Я хочу успокоить глав местной власти: правила предельно ясные — Ави Маоз будет работать с разрешения главы правительства. Любая инициатива Маоза будет согласовываться с премьер-министром», — сказал Мики Зоар в интервью «Галей ЦАХАЛ».
Пока же и в обществе и в Ликуде недовольны тем, что Нетаньяху дал Ави Маозу пост заместителя министра в своей канцелярии и сделал его ответственным за «еврейскую идентичность» и внешкольные образовательные программы. Источник в партии сказал в интервью газете «Исраэль гайом», что «если Маоз будет отбирать слишком много времени у Нетаньяху и продолжит высказываться по поводу Парадов гордости, его вышвырнут из коалиции». «Он нам не нужен. И без него есть 63 мандата», — цитирует издание.
Мэры городов, со своей стороны, предупреждают, что не собираются подчиняться Ави Маозу в определении учебных программ. «Все, что неприемлемо для главы местной власти, не войдет в программу. Всё, что было, останется, и мы продолжим давать директорам школ свободу выбора. В системе образования диктатуры не будет», — сказал мэр Ришон ле-Циона Раз Кинстлих в интервью «Галей ЦАХАЛ». На сегодняшний день более 40 мэров израильских городов подписали петицию против работы с Ави Маозом и заверили жителей, что в случаи прекращения им финансирования существующих образовательных программ, они профинансируют их муниципального бюджета.
В то же время будущий премьер-министр Нетаньяху объявил «подстрекательством к бунту против законно избранного правительства» призыв Яира Лапида не сотрудничать с новым Управлением дополнительного образования, который, согласно коалиционным соглашениям, будет выведено из подчинения Минпроса и передан в распоряжение Ави Маоза.
Еще больше Нетаньяху не понравилось сообщение о разговоре пока еще действующего премьер-министра Яира Лапида с генералами в Генштабе ЦАХАЛа. По сообщению газеты «Гаарец», Лапид сказал, что ультраправые «всегда стараются захватить контроль над армией, науськивая солдат против офицеров». Лидер Ликуда выступил с «резким осуждением подстрекательства к бунту офицеров и мэров городов».
Окружение Нетаньяху требует судить будущего лидера оппозиции. Депутат от Ликуда Шломо Караи обратился к юридическому советнику правительства с требованием возбудить против Лапида уголовное дело. «В словах Лапида содержится состав преступления, предусмотренного статьей «Подстрекательство к бунту». Это конкретный призыв к нелояльности органам государственной власти, статья 136 (1) и призыв к изменению порядка незаконными средствами, статья 136 (2)», — говорится в письме Караи.
Добиваясь возбуждения уголовного дела против будущего лидера оппозиции и отдавая ключевые рычаги власти в руки религиозных радикалов, Нетаньяху одновременно продолжает ежедневно заверять, что будет главой правительства «всех граждан» и не допустит ущемления чьих бы то ни было прав.
В ответ на обвинения Нетаньяху Яир Лапид заявил, что «не приемлет уроков демократии» от политика, который «за последние полтора года не уважал демократию ни одной минуты».
Пока же по информации СМИ, на переговорах с ультаортодоксальными партиями наметился прогресс. Этих союзников Ликуда интересуют в первую очередь бюджеты и посты для приближенных; такого рода требования Нетаньяху обычно удовлетворяет без труда, дробя министерские посты и увеличивая штатные расписания новых министерств. В ходе коалиционных переговоров ненужное министерство «Иерусалима и наследия» разделили надвое — Министерство Иерусалима и Министерство наследия. Иерусалим отдали партии Бен-Гвира, «наследие» оставили Меиру Порушу из «Еврейства Торы». Поруш был недоволен, что ему оставили «крохи» — по информации газеты «Маарив», Нетаньяху добавит этому министерству штаты и бюджеты.
Однако кризис на переговорах связан с отказом Ликуда внести в текст коалиционных соглашений параграф о Законе о призыве. В «Еврействе Торы» требуют обозначить согласие Ликуда на текст законопроекта, который по сути освобождает учащихся йешив от службы в ЦАХАЛе. Одновременно ашкеназские ультраортодоксы требуют обязательства со стороны Ликуда провести в ближайшее время законопроект о преодолении вето БАГАЦа, который «обезопасит» их от отмены Закона от призыве Верховным судом, но в Ликуде отказываются.
При этом несмотря на ранее сделанные заявления ультраортодоксальные партии отказались подписать требование о перевыборах спикера Кнессета до завершения переговоров о разделе министерских портфелей. Сообщается , что «Еврейство Торы» передали Ликуду»свои подписи, однако предупредили что если подписи будут поданы до завершения коалиционных переговоров, их отзовут.
Если даже сегодня торг с Ликудом благополучно завершится, и завтра в секретариат Кнессета поступит подписанная 64 депутатами заявка на проведение голосования по смене спикера, председатель Кнессета Мики Леви имеет по закону недельный срок на исполнение требования большинства, так что выборы нового спикера состоятся не ранее следующего воскресенья, 11 декабря.
Лишь после этого новая коалиция сможет принять особые законы для Дери и Бен-Гвира, необходимые для окончательного подписания коалиционных соглашений и приведения правительства к присяге. На это, по самым оптимистичным оценкам, уйдет еще, как минимум, неделя.
Нетаньяху, очевидно, придется просить президента о продлении мандата на формирование правительства — в первый 28-дневный срок, истекающий 8 декабря, он никак не укладывается. Президент может продлить мандат еще на две недели, до 22 декабря — и этого срока тоже хватит «в обрез».