Израиль: как Б. Нетаньяху будет подходить к иранской проблеме

Лидер победившей на выборах в Кнессет 25-го созыва партии Ликуд Б. Нетаньяху по-прежнему продолжает коалиционные переговоры. При этом рассчитывая, судя по всему, на их успешный исход, несмотря на поджимающее время, он выступает с заявлениями, позволяющими составить представление о контурах его дальнейшей внешней политики. В ней по понятным причинам заметное внимание будет уделяться Ирану, поскольку эта страна остается номером один в перечне угроз национальной безопасности Израиля вне зависимости от транзитов власти.

Последним к настоящему моменту развернутым комментарием Б.Нетаньяху на иранскую тематику, как кажется, стало интервью Fox News, в котором политик сообщил о крахе переговоров по возобновлению ядерной сделки, который оказался результатом нескольких слагаемых. Первое из них – «необычайно смелые иранские женщины и мужчины, вышедшие на улицы … против порочного, кровавого и жестокого режима», которые не хотят, чтобы «у аятолл, воспевающих смерть Америке, было оружие массового убийства – баллистические ракеты». Обращение к теме протестной активности иранцев весьма показательно, принимая во внимание саму суть данной претензии к тамошнему режиму в контексте израильской борьбы с ним. Так, по мнению бывшего израильского политика и дипломата, работавшего в США, З.Шоваля, уходящая коалиция Н.Беннета – Я.Лапида, а точнее второй в ротации глава правительства совершил весьма серьезную ошибку, состоявшую в заключении соглашения о разграничении морской границы с Ливаном без одобрения Кнессета. Казалось бы, данное обстоятельство прямой корреляции с иранским треком не имеет, однако косвенно все же связано с ним, так как позволяет заподозрить Иерусалим в отходе от демократических принципов. Пятые подряд досрочные выборы, состоявшиеся в начале прошлого месяца, с точки зрения того же З.Шоваля, наоборот возвращают ближневосточному государству звание единственной в регионе настоящей демократии. В результате, на основе сказанного можно сделать вывод, что и Б.Нетаньяху получает более веские основания активно апеллировать к протестам, характеризуя иранскую угрозу.

Вторая упомянутая Б.Нетаньяху составляющая провала «ядерной сделки» – большая политическая сплоченность в понимании сути иранской опасности. Однако она, как полагает лидер «Ликуд» пока все же не является достаточной. Подкрепить ее необходимо «калечащими санкциями» и «военной угрозой». При этом Израиль, по словам Б.Нетаньяху, готов действовать в том числе самостоятельно, не завися напрямую от поддержки США, хотя, в интервью все же прозвучало, что есть и «дальновидная американская позиция по данному вопросу».

Из сказанного на уровне израильского экспертного сообщества и политических кругов делаются разные, а порой и полярные прогнозы. В соответствии с точкой зрения того же З.Шоваля, прошлое правительство в целом «провалилось» на иранском треке, а усугубило восприятие данного факта то, что его руководители начали заявлять об обратном, а именно приписывать своим заслугам блокировку переговорного процесса в Вене. Впрочем, относительно способностей Б.Нетаньяху существенно трансформировать ситуацию в пользу Израиля экс-дипломат, как кажется, тоже не уверен. А связаны его сомнения прежде всего с тем, что пока отсутствует ясность, предпочтет лидер «Ликуд» в конечном итоге самостоятельный силовой сценарий или сделает ставку на координацию усилий Иерусалима и Вашингтона.

По другой версии, речь идет скорее не о неопределенности, а об «уравновешенности» Б.Нетаньяху. Во всяком случае, заявление в подобном ключе сделал уходящий в отставку с поста главы оборонного ведомства Б.Ганц. Имел в виду он вероятность нанесения военного удара по ИРИ, советуя своим преемникам «подготовиться к этой возможности» и «более тщательно рассмотреть вопрос». Дополнительно он подчеркнул, что основывает свою позицию на личном опыте совместной работы с Б.Нетаньяху, когда аналогичная опция рассматривалась всерьез, и политик действовал, «сохраняя хладнокровие».

Еще одну важную подсказку Б.Ганц сделал Б.Нетаньяху в контексте аккумулирования той самой «политической сплоченности». По мнению исполняющего обязанности главы оборонного ведомства, на пользу Израилю может пойти растущее сотрудничество России и Ирана, имеющее отношение к событиям на украинском треке. Данное обстоятельство, безусловно, будет подталкивать Запад к давлению на Тегеран, что повлияет и на восприятие его активности на других направлениях, включая понимание террористической и ядерной угрозы, о котором последовательно сигнализируют из Иерусалима.

В целом складывается мнение, что израильский подход к Ирану  ждет определенная эволюция. В ходе своих предыдущих каденций на посту главы правительства Б.Нетаньяху предпочитал говорить об опасностях, исходящих от ИРИ напрямую, в том числе не обходя возможность упрекнуть своих зарубежных внерегиональных союзников в недостаточном принятии аргументов об угрозе безопасности Израиля. Сменившая его коалиция Н.Беннета-Я.Лапида постепенно перешла от привлечения внимания к самой ракетно-ядерной проблеме к ее сопутствующим эффектам. Наконец далее на основе этого складывается вероятность для сдерживания непосредственной иранской опасности с использованием сторонних средств, а именно давления Запада на ИРИ в связи с протестами и взаимодействием с Россией. Окончательно иранскую проблему для Израиля это не решит, но может повлиять на ее проявления. И здесь эффект способен оказаться двояким. С одной стороны, Иран столкнется с новой волной санкций и запретов, которые не дадут возобновить переговоры по СВПД.  С другой, ИРИ может начать понимать Израиль как не просто союзника, но и орудие Запада, решив на основе такого вывода перейти к силовой борьбе с ним. Впрочем, все сказанное, представляет собой, скорее не стратегию Б.Нетаньяху, а геополитические факторы, которые лидеру Ликуд будет необходимо учитывать, дабы сформировать эту стратегию.

52.26MB | MySQL:103 | 0,389sec