О формировании правительства Израиля. Часть 13

Скандалы в Ликуде и первый бой проигранный коалицией

Хотя по закону президент Израиля Ицхак Герцог мог предоставил лидеру партии Ликуд  Биньямину Нетаньяху дополнительные 14 дней на формирование правящей коалиции, он предоставил ему только 10 дней. В сообщении о продлении мандата Герцог намекает, что дух и планы новой коалиции Нетаньяху не соответствуют пожеланиям президента, высказанным при вручении мандата.

Свое решение Герцог мотивировал тем, что Нетаньяху обещал сформировать правительство, которое будет работать на благо всего народа. Однако по его мнению, в ходе ведения переговоров возникли проблемы по фундаментальным вопросам, которые  угрожают раздором и разжиганием беспричинного насилия и ненависти.  В этой связи Герцог отметил: «Я хотел бы повторить свой призыв, сделанный в день приведения Кнессета к присяге, о том, что правительство, которое будет сформировано, должно действовать на благо всего общества в Израиле, и что коалиция, которая будет сформирована, должна придерживаться принципов уважительного и ответственного диалога между ветвями власти».

Мало вероятно, что Нетаньяху «услышал» Герцога, однако то что процесс формирования коалиции продлен лишь до 21 декабря (третий день праздника Ханука) заставляет его торопиться, что приводит к излишней нервозности и давлению на партнеров, что только усложняет процесс переговоров.

Стоит отметить, что если Нетаньяху не сможет сформировать коалицию до указанного срока, президент может предложить попытаться сформировать коалицию другому политику – например, нынешнему премьер-министру, лидеру партии «Еш атид» Яиру Лапиду. Если и ему это не удастся, то президент может предложить попытаться решить эту задачу любому депутату Кнессета или же снова будут объявлены досрочные парламентские выборы (шестые за последние четыре года).

Хотя еще недавно казалось, что Нетаньяху наверняка сумеет сформировать коалицию, так как право-религиозные партии получили 64 мандата из 120 в Кнессете 25-го созыва и сценарий, при котором будут вскоре объявлены шестые досрочные выборы, представляется маловероятным.

Пока же завершив раздел портфелей между союзниками, но при этом не подписав с ними коалиционных договоров, Нетаньяху приступил к решению не менее головоломной задачи распределения оставшихся должностей между товарищами по партии. При всей безоговорочной лояльности лидеру, ликудники тоже «не фраеры» во всем, что касается статуса и должностей. В субботу вечером центральные СМИ сообщали о новых проблемах, возникающих на пути к коалиции.

Лидер Ликуда строит коалицию, дробя министерства и плодя ротации — по информации СМИ, не только Министерство финансов, МВД, Минздрав, но и МИД будут разделены между двумя министрами по ротации.

Но на данный момент Нетаньяху вынужден решать две проблемы, погасить возможный бунт в собственной партии и успеть провести ряд законов, позволяющие ему сформировать коалицию.  Но для этого необходимо поменять спикера Кнессета.

Ранее предполагалось, что на эту должность он поставит Давида Амсалема, хотя кандидатов там минимум еще двое: Офир Акунис и Амир Охана. Последний возможно возглавит МИД, если Нетаньяху решит поставить спикером одного из первых двоих.

По поводу Амсалема политические обозреватели отмечали, что это наименее подходящая кандидатура на пост, требующий немалых дипломатических способностей для поиска компромиссов между фракциями. С другой стороны, Амсалем заявил, что войдет в правительство только в должности министра юстиции. Чтобы не наживать напористого врага в собственной партии, Нетаньяху вынужден дать ему кресло спикера. Вторым кандидатом на должность считают Офира Акуниса.

Амит Сегаль сообщил «сенсацию» — вернейшая из сторонниц Нетаньяху Галит Дисталь-Атбарьян останется без министерского поста, Нетаньяху не обещал ей даже портфель заместителя министра.  Дама в поте лица воевала за Нетаньяху полтора года и останется без достойного вознаграждения — как полагает Сегаль, потому, что Нетаньяху не сомневается в ее верности.

В принципе в этом вся политика Нетаньяху. Именно поэтому «потенциальный» оппозиционер и скандалист  Амсалем станет министром, а «верная» до мозга костей Галит, останется просто депутатом Кнессета без полномочий.

Страсти кипят и вокруг портфеля министра иностранных дел. Если (допустим) спикером Кнессета станет Амир Охана, шансы Исраэля Каца возглавить МИД увеличиваются. Но есть вероятность, что и его портфель тоже окажется «усеченным». Источники в окружении Нетаньяху сообщают, что он полон решимости назначить опытнейшего дипломата Рона Дермера на высшую дипломатическую должность. И если это будет не должность главы МИД, то должность министра по особым поручениям с возможностью курировать Совет национальной безопасности.

В остальном пока ничего не изменилось. Эли Коэн и Мири Регев борются за пост министра транспорта. А вот портфель Министерства просвещения оказался урезан до такой степени, что желающих стать министром не находится. Мири Регев уже назвала Минпрос» политическим кладбищем. Юлий Эдельштейн, бывший спикери министр здравоохранения, не получил от Нетаньяху «достойного» предложения — их встреча 8 декабря была «напряженной» и закончилась ничем.

Однако за день пленарного заседания Нетаньяху решил поставить Ярива Левина временным спикером парламента. Но это решение вызвало сразу напряженность, ведь Левин хочет стать министром юстиции. Как сообщает «Кан 11», напряженность возникла после беседы между ними. Левин требовал от будущего премьер-министра дать гарантии того, что он согласится на реформы юридической системы, которые планирует провести Левин. В частности, он хочет изменить Закон об основаниях для суждений, процесс выборов судей и положения о приоритете над Верховным судом. Нетаньяху отказался, и, как сообщает журналист Михаэль Шемеш, ссылаясь на осведомленные источники, встреча проходила на повышенных тонах.

В воскресенье Равив Друкер опубликовал «утечку» из окружения Левина — будущий временный спикер недоволен ходом коалиционных переговоров и говорит, что с такими союзниками по коалиции руководить новым правительством будет «невозможно». «Как только Бен-Гвир узнает, что дали Смотричу, он тут же требует больше,  «Еврейство Торы» узнает, что получил ШАС, и выдвигает новые требования», сказал он.

На этом фоне советники Нетаньяху обвиняют Левина в нелояльности. Как сообщает «Кан», в последние дни Левин не принимает участия во встречах, которые Нетаньяху проводит с депутатами и политическими советниками. Его назначение на пост временного спикера многие в Ликуде считают своего рода ловушкой, которую подстроил ему Нетаньяху на тот случай, если не удастся провести законы, которые планирует глава Ликуда.

Нетаньяху хочет провести не менее трех законов за восемь дней. По поводу каждого из этих законов – «закон Дери», «закон Бен-Гвира» и закон о переподчинении части полномочий Министерства обороны министру от партии «Религиозный сионизм» – оппозиция готовит активную борьбу в зале заседаний Кнессета и за его пределами. 12 декабря возле Кнессета состоится демонстрация Движения за чистоту власти против «утверждения законов, которые подрывают основы демократического общества».

Ожидается, что по поводу каждого из этих законов будет подана апелляция в БАГАЦ. В окружении юридического советника правительства Гали Баарав-Миары уже заявили, что она не станет представлять правительство в апелляции против законопроекта о полномочиях Бен-Гвира. На этом фоне в будущей коалиции вновь звучат голоса с требованием уволить юридического советника. В окружении Нетаньяху заявляют, что этот вопрос не на повестке дня.

Однако даже проведение этих законов не разрешают разногласия на переговорах с коалиционными партнерами. С «Еврейством Торы» продолжается дискуссия о форме Закона о призыве. Ультраортодоксы требуют принять «закон о ценности изучения Торы». В Ликуде готовы пойти на это, однако лишь в том случае, если одновременно будет принят Закон о призыве, предусматривающий квоты и санкции за их несоблюдение.

11 декабря состоялась дополнительная встреча рабочих групп на переговорах между Ликудом и «Религиозным сионизмом». Главной темой переговоров является вопрос о том, что войдет в текст коалиционных соглашений. В «Религиозном сионизме» требуют зафиксировать в коалиционных соглашениях обязательства, касающиеся реформ в юридической системе. В Ликуде в свою очередь, настаивают на том, чтобы реформы были записаны как можно менее конкретно.

В том, что касается закона о преодолении вето БАГАЦа, в Ликуде настаивают на том, чтобы было записано общее намерение принять Основной закон о законодательстве, включающий параграф о преодолении вето БАГАЦа. В «Религиозном сионизме» настаивают на том, чтобы было записано, что коалиция намерена провести закон о преодолении большинством в 61 голос.

В Ликуде мотивируют свою позицию тем, что подробные соглашения неизбежно приведут к резкой критике и это повлияет на способность правительства реализовывать запланированное. В «Религиозном сионизме» опасаются, что Нетаньяху не станет проводить реформы, которые не записаны в коалиционных соглашениях.

Пока же оппозиция выиграла один день, сорвав 12 декабря голосование по назначению нового спикера Кнессета. Будущая оппозиция была намерена устроить филибастер, затягивая обсуждение. После этого фракция Ликуд обратилась в распределительную комиссию Кнессета с просьбой задействовать 98 параграф Устава парламента, ограничивающий время, отведенное на обсуждение вопроса об избрании нового спикера. В итоге совещание перенесено на утро 13 декабря и голосование по кандидатуре спикера состоялось в 10 утра.

Отсрочка голосования отнимает у Нетаньяху еще один день и сокращает время, остающееся для принятия персональных законов для Дери и Бен-Гвира, без которых они отказываются подписывать итоговые коалиционные соглашения.

В преддверии голосования парламентская фракция «Еш атид» обратилась к юридическому советнику правительства Гали Бахарав-Миара с требованием не допустить «ситуации острого конфликта интересов», которая возникнет при голосовании по «закону Дери», если в нем примут участие депутаты, имеющие судимости или находящиеся под судом.

Во избежание «конфликта интересов» «Еш атид» требует отстранить от голосования депутатов, лично заинтересованных в ослаблении ограничений для политиков с уголовными судимостями.

В письме «Еш атид» говорится, что законопроект Моше Арбеля, позволяющий занимать министерский пост осужденным к условному сроку, планируется принять по ускоренной процедуре в ближайшие дни, «вся цель этого закона — обеспечить возможность создания коррумпированного правительства с участием осужденного преступника», и закон имеет значение не только для Дери, но «окажет прямое влияние на других депутатов, находящихся на разных стадиях уголовного процесса».

«Голосование этих депутатов за такой закон служит их личным интересам, что создает ситуацию неизбежного и вопиющего конфликта интересов. К несчастью для всего государства, в Кнессете есть четыре депутата, к которым это относится, — это Арье Дери, Давид Битан, Хаим Кац и Биньямин Нетанияху. В этическом кодексе депутата Кнессета прямо написано, что депутат обязан не допускать конфликта интересов и злоупотребления своими правами — но нет более тяжкого и явного конфликта интересов, чем создает голосование названных депутатов по поправке в Основной закон «О правительстве», — говорится в обращении «Еш атид».

Для принятия «поправки Дери» в Основной закон требуется 61 голос. Исключение четырех депутатов формирующейся коалиции стало бы равносильно блокировке закона.

В «ответ» Ликуд готовит законопроект о лишении Беннета и Лапида всех льгот, положенных бывшим премьер-министрам.

Между тем коалиционные переговоры далеки от завершения, хотя у Нетаньяху осталась для этого одна неделя. Лидер Ликуда согласовал с партнерами основные назначения, но базисные линии коалиционных соглашений так и не определены.

Как результат на фоне медленного продвижения на переговорах в «Ликуде» готовят обращение к президенту с просьбой предоставить еще четыре дня для переговоров. В окружении Нетаньяху полагают, что правительство будет приведено к присяге только после Хануки.

52.16MB | MySQL:103 | 0,470sec