Что стоит за угрозами ХАМАСа заморозить сделку по обмену пленными

Лидер ХАМАС в секторе Газа Я.Синвар сообщил в среду, что группировка окончательно прекратит контакты с Израилем по обмену пленными, ссылаясь на то, что Иерусалим сам срывает переговоры. По словам высокопоставленного палестинского представителя, прозвучавшим на мероприятиях по поводу 35-летия движения, «ввиду задержек со стороны оккупанта мы объявляем, что дадим ему ограниченное время для завершения сделки по обмену. В противном случае мы навсегда закроем дело четырех вражеских заключенных и найдем другой способ освободить наших». Помимо этого на митинге ХАМАСа в Газе была продемонстрирована винтовка «Тавор» с номером, закрепленным за Х.Гольдиным – военнослужащим ЦАХАЛа, который был убит, а тело его захвачено палестинскими боевиками в ходе операции «Нерушимая скала»  в 2014 г. При этом вынес на трибуну оружие, по утверждению группировки принадлежащее израильскому пленнику, представитель т. н. «отряда теней» — подразделения, отвечающего за охрану заключенных.

Жесткая риторика ХАМАС далеко не первый пример обращения к теме обмена за последние месяцы. Так, в ноябре член Политбюро ХАМАСа освобожденный из израильской тюрьмы в рамках сделки Г.Шалита, Р.Муштаха выступил с более воодушевляющим сторонников заявлением, в котором от пообещал «не одну сделку по обмену, а много», ссылаясь на то, что ХАМАС прилагает для этого массу усилий. В октябре на митинге возле офиса Международного комитета Красного Креста в Газе из уст Я.Синвара прозвучало радикально противоположное нынешнему высказывание, согласно которому ХАМАС намеревался в короткие сроки добиться продвижения в решении рассматриваемого вопроса в интересах освобождения палестинских заключенных.

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что для группировки перспективах обмена имеет большое значение, поскольку связана с одним из основных компонентов его критики в адрес ФАТХа, которое, в свою очередь, обвиняется в потакании Израилю и отказе защищать права заключенных, находящихся в тюрьмах страны. При этом возникает вопрос, по каким причинам на текущем этапе ХАМАС решил столь заметно и явно трансформировать собственную стратегию, сделав ее существенно более жесткой и бескомпромиссной по отношению к противоположной стороне.

Как считает ряд израильских обозревателей, группировка в реальности предприняла еще одну попытку психологически надавить на Иерусалим, подобно тому, как это делалось в июне нынешнего года, когда было опубликовано видео с находящимся в плену бедуином Х.аль-Саедом с кислородным аппаратом на лице. Тогда в движении, вероятно, рассчитывали, что риск его гибели способен послужить побуждающим фактором к ускоренному достижению компромисса.

Примечательно, что в обоих случаях ХАМАС предпринял попытку использовать для воздействия на Израиль внутриполитическую ситуацию в стране. В июне упомянутые кадры распространялись на кризисном этапе для коалиции Н.Беннета и Я.Лапида, в то время как сейчас  — в момент, характеризующийся заминками в процессе формирования Б.Нетаньяху нового кабинета министров. Более того, как кажется, со стороны ХАМАСа прослеживается довольно четкая взаимосвязь между лидером Ликуда и обменной сделкой. Так, можно предположить, что летом группировка стремилась подтолкнуть правительство Я.Лапида к соглашению для упрочения его имиджа в противовес главному политическому противнику. Сейчас не исключено, что ХАМАС, наоборот, склонен давить на Б.Нетаньяху, для которого возвращение израильских пленных на протяжении его прошлой каденции премьер-министра являлось одной из наиболее острых внутренних тем.

Немаловажно и то, что свои непоследовательные заявления ХАМАС делает  в период, когда в Израиле должность координатора по делам пленных и пропавших без вести остается фактически вакантной. В конце октября ее покинул ветеран ШАБАКа Я.Блюм, занимавший пост с 2017 г. Его уход израильские СМИ связали в том числе с разочарованием, обусловленным провалом последнего предложения по обмену, нашедшего одобрение со стороны египетской разведки, выступавшей традиционно в качестве посредника. А вот ХАМАС от инициативы отказался, в то время как в Израиле ее также предпочли не продвигать, принимая во внимание выборы в Кнессет 25-го созыва.

Теперь исполняющим обязанности координатора является военный секретарь главы правительства – А.Хиль, который будет работать до объявления официального постоянного назначения приемника. Примечательно при этом то, что Я.Блюм, равно как и его предшественник Л.Лотан пришли на эту должность с подачи Б.Нетаньяху. А значит в случае возвращения к власти в качестве премьер-министра лидеру Ликуда предстоит вновь выбрать кандидатуру, за которую он может столкнуться с критикой по вопросу обменной сделки, так и не достигнутой прежними координаторами. Критика эта будет носить внутренний характер, что делает ее более опасной в контексте политической устойчивости правительства, если оно, конечно, будет сформировано.

Вместе с тем, как кажется, основная причина для активизации ХАМАСа – ситуация на палестинских территориях. Группировка старательно пытается подогреть волну насилия и сопротивления на Западном берегу, добиваясь провала ФАТХа. Однако параллельно в секторе Газа население продолжает испытывать недовольство социально-экономическим положением, вменяя его вину своим властям.  В частности, местные жители зачастую полагают, если бы их руководство сумело заключить на приемлемых условиях обменную сделку, это позволило бы ослабить блокаду. Кроме того, популярность ХАМАС привык зарабатывать на демонстрации себя, как главной силы сопротивления т. н. «оккупации», используя силовые методы, такие как обстрелы. Отвечает на них Израиль усилением ограничений для палестинцев в секторе, среди которых закрытие КПП и аннулирование разрешений на работу.

В целом сложившаяся ситуация показывает, что вопрос обменной сделки между Израилем и ХАМАСом не теряет актуальности, более того, он рискует актуализироваться вновь вследствие нестабильности, наблюдающейся как в Израиле, так и на палестинских территориях. Ввиду своего неоднозначного и потенциально неустойчивого внутреннего положения как политики в Израиле, так и высокопоставленные активисты ХАМАСа в Газе в большей степени склонны не к решению проблемы, а к использованию ее в целях собственного укрепления, в то время как в реальности для прорыва требуется конструктивная переговорная позиция сторон противостояния, а также расширение числе посредников, прежде всего за счет внерегиональных игроков, подобно участию Германии в освобождении Г.Шалита.

52.23MB | MySQL:103 | 0,463sec