Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7-13 сентября 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг ядерной программы Ирана, в Афганистане и Ливане. Страны-члены «шестерки» международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) согласны возобновить переговоры с Ираном по его ядерной программе. После подсчета примерно 93 проц голосов на прошедших 20 августа в Афганистане президентских выборах уверенно лидирует действующий глава государства Х. Карзай. Премьер-министр Ливана С. Харири 10 сентября объявил об уходе со своего поста в связи с провалом попыток сформировать правительство национального единства.

В Каире 10 сентября прошла 132-я сессия совета министров Лиги арабских государств, на которой было осуждено решение Израиля по строительству нового жилья в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Главы арабских внешнеполитических ведомств положительно оценили действия правительства Ирака по восстановлению «законности и порядка» в стране и выразили удовлетворение в связи с улучшением гуманитарной ситуации в суданском Дарфуре, осудив попытки поставить под угрозу суверенитет и единство Судана.

9 сентября Иран вручил странам международной «шестерки» пакет новых предложений по своей ядерной программе и выразил надежду на новый раунд переговоров по этому вопросу. При этом, по словам министра иностранных дел ИРИ М. Моттаки, Иран на переговорах не намерен идти на компромиссы по национальной ядерной программе. Более жестко высказался 13 сентября президент ИРИ М. Ахмадинежад, заявивший о готовности обсу-ждать на переговорах глобальные проблемы, но не ядерную программу своей страны, вопрос о которой президент считает закрытым. Верховный руководитель Исламской республики А. Хаменеи утверждает, что Иран должен оставаться непреклонным в отстаивании своих прав на овладение мирными ядерными технологиями, т. к. «отказ от них будет означать поражение».

Оценки странами Запада иранских инициатив в целом носят негативный характер. Так, США считают, что «эти предложения на самом деле не являются ответом на наши опасения, главным из которых остается, естественно, ядерная программа Ирана». В Вашингтоне полагают, что в деле иранских ядерных разработок все еще «остается много неясных вопросов» и Тегеран «не выполнил свои обязательства в достаточной степени сотрудничать с МАГАТЭ». Ранее, американский представитель в МАГАТЭ Г. Дэвис заявил, что ИРИ «приближается» к созданию атомной бомбы и, возможно, уже обладает достаточным количеством обогащенного урана для создания ядерного заряда. Глава Пентагона Р. Гейтс призвал союзников США в арабском мире усиливать свою обороноспособность и укреплять сотрудничество с Вашингтоном в оборонной сфере, чтобы противостоять иранской ядерной программе. Вместе с тем, Соединенные Штаты приветствовали готовность Ирана вернуться к диалогу и заявили о готовности к «широкомасштабным» переговорам с Тегераном, но при этом обязательно должна обсуждаться его ядерная программа. По мнению верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности Х. Соланы, в новых предложениях Ирана нет ответов на его собственную ядерную программу, а этот документ скорее ориентирован на глобальные вопросы, чем на ядерную проблему ИРИ. Европейцы хотели бы «в самом ближайшем будущем» организовать встречу с иранскими представителями и по-прежнему убеждены в необходимости «содержательных переговоров». Глава МИД РФ С. Лавров в целом позитивно оценил иранскую инициативу. Предложения ИРИ внимательно изучают в Пекине.

11 сентября А. Хаменеи выступил с предупреждением о том, что любой человек, сопротивляющийся или угрожающий властям ИРИ, или выступающий против «базиса системы», существующей в стране, понесет суровое наказание, однако при этом глава ИРИ допускает критику правительства.

Сложная обстановка сохраняется в Афганистане, что связано как с продолжающимся подсчетом голосов на президентских выборах, так и с усилившейся активностью боевиков движения «Талибан». По официальной информации Независимой избирательной комиссии (НИК), после подсчета примерно 93 проц избирательных бюллетеней за нынешнего президента страны Х. Карзая проголосовали 54 проц избирателей, а за его основного соперника А. Абдуллу – 28 проц. Вместе с тем, сообщается о многочисленных случаях мошенничества и злоупотреблений в ходе голосования и при подсчете бюллетеней. Так, эксперты поддерживаемой ООН Комиссии по жалобам признали недействительными бюллетени, поступившие из 27 избирательных участков в провинции Газни и 5 участков в провинции Пактия. Ранее НИК самостоятельно аннулировала более 200 тыс. бюллетеней. Наблюдатели от Евросоюза считают, что выборы президента Афганистана сопровождались большим числом подтасовок и нарушений. Министр иностранных дел Великобритании Д. Милибэнд назвал выборы «несвободными» и дал понять, что в Лондоне выступают за создание в стране коалиционного правительства. В Вашингтоне считают, что афганские власти должны подвести итоги выборов таким образом, чтобы в их достоверности не возникало сомнений ни у населения страны, ни у международного сообщества в целом. Эта позиция администрации президента Б. Обамы доведена до сведения Х. Карзая. Со своей стороны, президент Х. Карзай продолжает настаивать на том, что подсчет голосов в Афганистане является «беспристрастным и справедливым», с чем категорически не согласен его главный оппонент А. Абдулла.

На минувшей неделе боевики движения «Талибан» совершили серию терактов и вооруженных нападений в различных районах страны, продемонстрировав тем самым свою силу и возможности.

Министр обороны США Р. Гейтс заявил 8 сентября, что Вашингтон не заинтересован в постоянном военном присутствии на афганской территории. По оценке Гейтса, менее 10 проц афганцев поддерживают талибов, хотя при этом они и «не поддерживают активно американских солдат». Глава Пентагона сказал, что, его «тревожит, не станут ли афганцы в какой-то мо-мент рассматривать американцев в качестве оккупантов, а не партнеров». Характерно, что 12 сентября командующий ВС США в Афганистане генерал С. Маккристалл на встрече с послом России в Кабуле З. Кабуловым, попросил его поделиться опытом советского присутствия в этой стране в 1979-1989 гг.

Ливан на минувшей неделе вступил в новый этап политического кризиса. 8 сентября президент страны М. Сулейман не утвердил представленный премьер-министром С. Харири состав правительства национального единства, в котором все ключевые министерские посты были отданы представителям партий парламентского большинства. Глава государства пошел на такой шаг из-за опасений «сползания страны к политической конфронтации с непредсказуемыми последствиями». Оппозиция предварительно уведомила М. Сулеймана о своем отказе войти в состав правительства, одновременно выразив готовность к продолжению диалога с парламентским большинством. Однако Харири и его сторонники отказались идти на уступки. 11 сентября С. Харири объявил о своем уходе с поста главы правительства и отказе от дальнейших попыток по формированию кабинета министров. Отставка Харири значительно усилила внутриполитическую напряженность в Ливане. Противоборствующие стороны обвиняют друг друга в срыве диалога и дестабилизации обстановки. В Бейрут с целью предотвращения насильственных акций протеста со стороны различных политических сил, главным образом оппозиционных, введены войска. 11 сентября президент М. Сулейман начал консультации с представителями парламентских фракций по кандидатуре нового премьер-министра. Правительство Катара заявило о готовности вновь взять на себя миссию посредника для обеспечения диалога между парламентским большинством и оппозицией. Вместе с тем, как видится, выход из очередного политического тупика, возникшего в Ливане, в значительной степени зависит от позиции и возможных договоренностей между Саудовской Аравией, поддерживающей парламентское большинство, и Сирией, выступающей на стороне оппозиции.

На северо-западе Йемена в провинции Саада правительственные войска при поддержке авиации и артиллерии продолжали наступление на позиции шиитских мятежников. В ходе ожесточенных боев у мятежников был отбит ряд важных районов. Вместе с тем, армии все еще не удается сломить сопротивление противника, который оказывает упорное сопротивление и продолжает удерживать свой ключевой оплот – город Харф-Сафьян. Правительство отказывается вступать в переговоры с мятежниками до тех пор, пока они не прекратят вооруженное сопротивление и не сложат оружие. По заявлению президента Йемена А. А. Салеха, к властям с неофициальными предложениями о посредничестве в урегулировании конфликта обращались представители Ирана и иракского радикального шиитского деятеля М. ас-Садра. Салех считает, что подобного рода предложения свидетельствуют о наличии у иранцев и иракских шиитов связей с мятежными племенами. Президент США Б. Обама направил письмо А. А. Салеху, в котором подчеркнул, что Америка стоит на стороне законных властей его страны и го-това оказать им необходимую помощь в борьбе с экстремизмом, в обеспечении безопасности и стабильности, т. к. «безопасность Йемена жизненно важна для безопасности США в этом районе».

10 сентября в Каире состоялась встреча министров иностранных дел Ирака Х. Зибари и Сирии В. Муаллима. На встрече также присутствовали глава МИД Турции А. Давутоглу и министры некоторых арабских стран. Обсуждались возможные пути урегулирования конфликта между Багдадом и Дамаском в связи с обвинениями Ирака в адрес САР в поддержке дея-тельности иракских экстремистских оппозиционных сил. Сообщается, что стороны договорились приостановить взаимные нападки в СМИ и «ускорить процесс возвращения послов в каждую из стран», отозванных в конце августа. Также достигнута договоренность в скором времени провести в Стамбуле четырехстороннюю встречу по урегулированию конфликта с участием министров иностранных дел Ирака, Сирии, Турции и генерального секретаря ЛАГ. Между тем Ирак продолжает настаивать на выдаче сирийцами лиц, подозреваемых в организации подрывной и террористической деятельности в стране. В Дамаске на это отвечают: иракцы пока не предоставили «свидетельств, заслуживающих доверия», которые указывали бы на «си-рийский след» в организации терактов в Багдаде и других местах.

На минувшей неделе в Багдаде и ряде других иракских городов вновь были осуществлены теракты, приведшие к значительным человеческим жертвам. По заявлению заместителя командующего ВС США в Ираке генерала Ч. Якоби, за большинством террористических нападений, совершенных в стране после вывода из иракских городов в конце июня американских войск, стоит местный филиал «Аль-Каиды».

Напряженная обстановка сохраняется в северо-западных районах Пакистана, прилегающих к границе с Афганистаном. Местные талибы продолжают совершать нападения на автотранспортные конвои с грузами для контингента войск НАТО в Афганистане, совершать теракты и вооруженные нападения на гражданские и военные объекты. Правительственные войска проводят войсковые операции против боевиков, но, несмотря на заметные успехи, не в состоянии нанести противнику решительное поражение. Сообщается, что на прошедшей неделе силы безопасности арестовали несколько видных руководителей и полевых командиров талибов.

В столице Сомали Могадишо на минувшей неделе произошли наиболее ожесточенные за последний месяц столкновения правительственных войск с отрядами радикальной исламистской оппозиции.

13 сентября премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил на заседании правительства, что у его страны сохраняются разногласия с США по условиям возобновления переговорного процесса по арабо-израильскому урегулированию. Как известно, США настаивают на замораживании строительства нового жилья в еврейских поселениях на ЗБРИ, с чем не согласен Израиль. В этот же день Б. Нетаньяху посетил Каир, где встретился с президентом Египта Х. Мубараком. Руководители двух стран обсудили вопросы, связанные с возобновлением мирного процесса в регионе.

Приложение

Силы пограничной охраны в арабских странах

В условиях сложной военно-политической обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, активной деятельности экстремистских сил, в т. ч. террористов, получающих содействие из-за рубежа, а также высокого уровня нелегальной миграции правительства арабских стран уделяют повы-шенное внимание вопросам улучшения охраны государственных границ.

В большинстве стран региона пограничная охрана в мирное время находятся в подчинении МВД, но в ряде государств, прежде всего, в Египте и Сирии они являются составной частью вооруженных сил. В некоторых странах защита границ возложена не на специальные формирования, а на армию и полицию. Арабские пограничники решают следующие основные за-дачи: охрана сухопутных и морских границ; воспрепятствование проникновения в страну (задержание) террористов, экстремистских элементов и лиц, принадлежащих к нелегальным оппозиционным организациям; пресечение нелегальной иммиграции, борьба с контрабандой (совместно с таможенными службами); обеспечение пропуска лиц въезжающих в страну и покидающих ее пределы; контроль за обстановкой (поддержание пограничного режима) на приграничных территориях. Как правило, силы пограничной охраны не многочисленны, вооружены стрелковым оружием и легкой бронетехникой, оснащены техническими средствами наблюдения и контроля (в большинстве случаев иностранного производства), используют для несения службы и в качестве транспортных средств автомашины, а также верблюдов и лошадей. Береговая охрана (БО) имеет в своем распоряжении патрульные катера, и корабли, различные вспомогательные суда. В случае необходимости для патрулирования воздушного пространства в приграничных районах (морских акваториях) привлекаются самолеты и вертолеты ВВС. Комплектование личного состава пограничной охраны производится, как правило, путем набора добровольцев (контрактников). Офицерский состав готовится в учебных заведениях министерств обороны и внутренних дел.

Охрану сухопутных границ Алжира осуществляет Национальная жандармерия с привлечением сил армии и полиции. Для разведки террористов в южных приграничных районах используют самолеты ВВС МиГ-25Р. Береговая охрана (500 чел.) имеет 29 катеров. Для патрулирования прибрежных вод задействуют самолеты ВВС.

Учитывая островное положение Бахрейна, его границы защищает Бе-реговая охрана МВД (260 чел.), имеющая 22 катера и десантный корабль.

Пограничные сил Джибути представлены моторизованным пограничным полком «коммандос» (1000 чел.), входящим в состав ВС. Территориальные воды страны по соглашению 1977 г. охраняют корабли ВМС Франции, а также собственные патрульные катера (7 ед.).

Пограничные войска Египта (20 тыс. чел., 19 полков) находятся в оперативном подчинении командования сухопутных войск. В военное время они могут привлекаться для выполнения специальных задач в интересах действующей армии. Помимо стрелкового оружия египетские пограничники имеют артиллерийские орудия, легкую бронетехнику, оснащены РЛС для наземной разведки и контроля прибрежных вод. Наиболее сложным участком для погранвойск АРЕ является приграничная зона на Синайском полуострове, в т. ч. граница с сектором Газа. Подразделения Береговой охраны (ок. 2000 чел.) оперативно подчинены командованию ВМС и располагают 74 патруль-ных катера, а также моторными лодками.

Численность «Пограничного патруля», охраняющего сухопутные границы Иордании, составляет 2,5 тыс. человек, имеющих в своем распоряжении легкую бронетехнику. Территориальные воды королевства охраняют патрульные катера ВМС (10 ед.).

Силы пограничной охраны МВД Ирака (41 тыс. чел.) являются самыми многочисленными в арабских странах. Кроме того, границу на севере страны охраняют курдские вооруженные формирования «пешмерга». Иракские пограничники несут службу примерно на 250 фортах (заставах), вооружены преимущественно стрелковым оружием и слабо оснащены специальной техникой. Для патрулирования приграничной зоны привлекаются самолеты ВВС. Наиболее сложным участком является граница с Сирией. Здесь в западной провинции Анбар возводятся специальные заградительные сооружения. Неспокойно и на ряде участков границы с Турцией и Ираном. Морскую границу и нефтяные терминалы в северной части Персидского зали-ва охраняют ВМС, имеющие 35 патрульных катеров и моторные лодки. Прибрежную полосу прикрывает полк береговой охраны ВМС. Помощь в развитии пограничной охраны оказывают Ираку США.

Для решения этой задач по охране сухопутных границ Йемена привлекаются армия и полиция. Для противодействия растущей нелегальной миграции из стран Африканского Рога, противодействия морскому терроризму и пиратству в 2002 г. создана Береговая охрана МВД (до 2 тыс. чел.), имеющая 26 патрульных катеров. С помощью Италии создается сеть берегового наблюдения из 12 РЛС.

Охрану сухопутной границы Катара осуществляет пограничный полк сил безопасности, а в составе Морской полиции (БО) имеется 25 катеров.

Охрану сухопутных границ Кувейта осуществляют подразделения Национальной гвардии. На всем протяжении границы с Ираком кувейтцы соз-дали комплекс оборонительно-заградительных сооружений: противотанковый ров глубиной 3 м и шириной 5 м, земляной вал высотой 4 м, а также систему оповещения о нарушении границы – «электронный забор» и проволочное заграждение под электрическим током для предотвращения проникновения нарушителей. Береговая охрана (500 чел.) имеет на вооружении 12 патрульных катеров и до 30 моторных лодок.

Охраной сухопутных границ Ливана осуществляют жандармерия и силы внутренней безопасности. После войны 2006 г. для решения этой задачи активно задействованы крупные силы сухопутных войск, развернутые вдоль границы с Сирией в вблизи границы с Израилем. Основной задачей ливанских ВМС является защита экономических интересов страны путем про-тиводействия морской контрабанде. Для этих целей флот располагает 11 катерами. Свои патрульные катера имеет и таможенная служба. Имеющиеся у ВМС 6 РЛС позволяют контролировать большую часть ливанского побережья.

Ливия использует для охраны сухопутных границ подразделения армии и полиции. Создается Береговая охрана, главной задачей которой является противодействие нелегальной миграции морским путем. Для БО дополнительно будут приобретены патрульные корабли и катера.

Функции пограничной охраны Марокко выполняют подразделения армии, территориальных войск и вспомогательных сил. Охрану морского побережья несут корабли и катера ВМС.

В ОАЭ для охраны сухопутных границ привлекаются силы армии и полиции (федеральной и входящих в ОАЭ эмиратов). Береговая охрана МВД располагает 73 патрульными катерами. Для патрулирования прибрежных вод привлекаются самолеты ВВС.

Границы Омана охраняют формирования племенной гвардии и армии. Полиция береговой охраны (400 чел.) располагает 12 патрульными катерами.

Пограничные войска Саудовской Аравии (10,5 тыс. чел.) в мирное время находятся в распоряжении Пограничного управления МВД. Вопросами их комплектования личным составом, оснащения вооружением и подготовки занимается Министерство обороны и авиации. Для охраны границы с Ираком и Кувейтом привлекаются формирования Национальной гвардии. Наиболее сложными считаются границы с Ираком и Йеменом. Вдоль границы с Ираком сооружаются защитно-заградительные сооружения. Береговая охрана (4,5 тыс. чел.) имеет пять судов на воздушной подушке, 50 патрульных катеров и до 350 моторных лодок. Силы БО находятся в оперативном подчинении министерства обороны и авиации.

Пограничные войска Сирии входят в состав сухопутных войск. Наибо-лее крупная группировка погранвойск развернута на границе с Ираком – 6,5 тыс. человек. Этот участок границы считается наиболее сложным. Здесь во многих местах сирийцы в последние годы возвели различного рода заграждения и установили технические средства наблюдения и контроля. Морскую границу страны охраняют корабли и катера ВМС.

Границы Судана охраняются пограничниками, входящими в состав сухопутных войск (пограничная бригада). Южные границы страны охраняются подразделениями бывших повстанцев Суданской народно-освободительной армии.

Южные границы Туниса охраняет армейская бригада верблюжьей кавалерии «Сахара». К пограничной службе привлекаются также подразделения Национальной гвардии МВД. Главной задачей ВМС и БО Национальной гвардии МВД является патрулирование прибрежных вод с целью пресечения нелегальной миграции и противодействия терроризму. В их составе имеется до 60 катеров, 5 патрульных самолетов и 8 вертолетов.

55.83MB | MySQL:116 | 0,573sec