О факторах, влияющих на переговоры о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном

Как указывают аналитики Международного института глобального стратегического анализа (IIGSA, Исламабад), в истории  соперничающих государств Ирана и Саудовской Аравии были взлеты и падения в их отношениях в течение 43 лет после Исламской революции  1979 г. в Иране. В 2016 году они разорвали дипломатические отношения после того, как протестующие напали на посольство Саудовской Аравии в Иране на фоне двустороннего спора по поводу казни саудовского шиитского священнослужителя Нимра аль-Нимра. С тех пор две страны провели пять раундов переговоров с положительными результатами, но после того, как в Иране вспыхнули протесты в связи со смертью молодой женщины, арестованной полицией нравов в сентябре этого года, процесс был прерван. Отношения между Ираном и Саудовской Аравией сейчас находятся на низком уровне, и некоторые иранские источники предполагают, что переговоры могут быть окончательно прекращены. В дополнение к продолжающимся протестам Тегеран оказался втянутым в информационную войну. Саудовская Аравия развернула массированную пропагандистскую кампанию против Ирана через свои фарсиязычные СМИ, что привело в ярость иранские власти, которые обвинили Эр-Рияд в попытке спровоцировать иранскую молодежь. «Тот, кто построил дворец из стекла, не должен бросать камни в дома других людей», — предупредил  Алиреза Тангсири, командующий ВМС Корпуса стражей исламской революции. Эти события осложнили будущее ирано-саудовских переговоров и сняли их с повестки дня Тегерана. Но какова оценка Эр-Рияда? Хотя Саудовская Аравия косвенно подпитывает политическую нестабильность в Иране через средства массовой информации, КСА и его соседи по Персидскому заливу до сих пор отказываются выражать какую-либо официальную позицию по протестам, очевидно, предпочитая политику «выжидания». Позицию Саудовской Аравии в отношении потенциальной разрядки отношений с Ираном, предполагающую стабилизацию последнего, можно рассматривать в связи с тремя факторами: война в Йемене, роль администрации США в посредничестве и продолжающееся стремление Израиля к нормализации отношений с Эр-Риядом.

Йемен — самая насущная проблема, стоящая перед Саудовской Аравией, и Иран сохраняет там широкое влияние среди повстанцев-хоуситов. Саудовская Аравия очевидно устала  от войны и ищет достойный выхода из конфликта, но у королевства мало выбора в этом отношении, кроме продолжения переговоров с Ираном, особенно после истечения шестимесячного перемирия с хоуситами в октябре. Хоуситы имеют военное превосходство в Йемене, контролируя север страны. Они направили послов в Иран и Сирию, а также имеют дипломатических представителей в Ираке, Ливане и Омане. Они оказали давление на Президентский руководящий совет Йемена путем атаки в октябре  грузового судна, пытаясь помешать таким образом экспорту нефти международно признанным правительством — важному источнику его доходов. Через несколько дней после истечения срока действия соглашения о перемирии хоуситы пригрозили напасть на ОАЭ и КСА, что может привести к неопределенности для иностранных инвесторов. Эр-Рияд, конечно, понимает, что бомбардировки нефтяных объектов в 2019 году могут повториться, что повышает вероятность того, что Саудовская Аравия может пойти в перспективе на новый раунд переговоров  с Ираном.

Второй фактор — готовность администрации США к переговорам с Ираном. Хотя Вашингтон заявил, что ядерные переговоры с Тегераном зашли в тупик на фоне продолжающихся протестов, у США есть четкая мотивация желать решения ядерной проблемы, и они приветствовали возможность сближения Саудовской Аравии и Ирана. Президент США Джо Байден постепенно смещает акцент Вашингтона на Ближнем Востоке в пользу политики сдерживания Китая, и ему нужно как региональное спокойствие, так и гарантии того, что региональные государства будут создавать прочные альянсы для обеспечения собственной безопасности. Байден призвал Ирак выступить посредником в переговорах между Саудовской Аравией и Ираном. Как заявил его предшественник Барак Обама в 2016 году, хаос на Ближнем Востоке не закончится, пока Саудовская Аравия и Иран не найдут способ «разделить соседство».

Третий фактор — Израиль. Еще до того, как «Соглашения Авраама» официально закрепили процесс нормализации отношений между Израилем и некоторыми государствами Персидского залива, Саудовская Аравия и Израиль долгое время сотрудничали за закрытыми дверями. Израиль также использует воздушное пространство Саудовской Аравии. В потенциальных будущих переговорах между Саудовской Аравией и Израилем Эр-Рияд может использовать восстановление отношений с Тегераном в качестве рычага давления на Иерусалим, что позволит королевству занять более сильную позицию. Это может привести к значительным уступкам для Эр-Рияда, особенно в отношении его заявленной цели решения палестинского вопроса до нормализации отношений с Израилем.

В настоящее время отношения между Саудовской Аравией и Ираном значительно напряжены, и неясно, когда может состояться шестой раунд переговоров. Тем не менее, обе страны осознают, что они не могут решить региональные проблемы без сотрудничества. Недавно министр иностранных дел Ирана встретился со своим саудовским коллегой в кулуарах саммита, посвященного Ираку, в Иордании, после чего он написал в Твиттере на арабском языке: «Я присутствовал на конференции «Багдад-2» в Иордании, чтобы подтвердить нашу поддержку Ираку, и в кулуарах встречи я также имел возможность встретиться с некоторыми из моих коллег, включая министров иностранных дел Омана, Катара, Ирака, Кувейта и Саудовской Аравии. Саудовский министр заверил меня в готовности своей страны продолжать диалог с Ираном». Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан не предоставил дополнительных подробностей, и саудовцы не сразу отреагировали на твит, опубликованный на прошлой неделе. Три месяца назад, в разгар протестов в Иране, министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан Аль Сауд заявил телеканалу France 24: «У нас, безусловно, есть намерение построить позитивные отношения с нашими соседями в Иране». А ранее в этом месяце Амир-Абдоллахиан заявил, что Тегеран готов провести совместную встречу министров иностранных дел и обороны стран Персидского залива и других соседних стран. Тем не менее, хотя министр иностранных дел Ирака заявил в ноябре, что, похоже, Иран и Саудовская Аравия вступили на «дипломатический путь», перспективы переговоров между двумя сторонами  остаются сильно неопределенным.

52.2MB | MySQL:103 | 0,636sec