Начало работы и первые скандалы нового правительства Израиля.

Ситуация вокруг создания нового правительство Нетаньяху, как бы изначально разделило и общество и Кнессет на две противоборствующие силы. За последние четверть века кажется впервые было создано правительство на основе ультраправых и ультрарелигиозных партий и блоков. В этой связи Ликуд уже не выглядит четко правой партией, а  скорее всего будет играть стабилизирующую роль с уклоном в центр. Однако внутренние противоречия, да и специфика самой правящей коалиции и главное устремления и восприятие власти ее основных лидеров изначально ведет к конфликтной ситуации и не только в отношениях с  оппозицией. Взаимоотношения между блоками, а порой и с самих блоках уже с первых минут создания правительства привело к череде скандалов.

Раввины осуждают выбор Б.Нетаньяху

Близкий к ШАС видный раввин и глава ешивы «Кисэ а-рахамим» в Бней-Браке Меир Мазуз обрушился на ЛГБТ-сообщество, назвал его членов «двуногими животными» и связал катастрофу на горе Мерон с сексуальной ориентацией тогдашнего министра внутренней безопасности Амира Оханы. Сегодня Охана стал спикером Кнессета.

Вспомнив катастрофу на горе Мерон во время празднования праздника Лаг ба-Омер в апреле 2021 года, он заявил: «Когда два года назад на Мероне была катастрофа, министром, ответственным за безопасность, был человек, пораженный этой болезнью». «Есть вопрос, почему это с нами случилось. Так что надо отдалиться от этого», — вынес приговор раввин.

Его поддержал  бывший главный сефардский раввин Израиля, а ныне раввин Иерусалима Шломо Амар, резко осудивший религиозных депутатов правящей коалиции за поддержку избрания Амира Оханы (Ликуд) спикером Кнессета. Не называя спикера по имени, Амар назвал его избрание «беспримерным позором».

«Сейчас делают это предметом гордости, устраивают парады, а теперь еще и назначили, прости Господи. Я специально не называю имен, потому что и те, кого считают богобоязненными, тоже поддержали — это беспримерный позор». Раввин Амар в тревоге — как бы такое «бесстыдство не навлекло бед на еврейский народ».  В этом он солидарен с раввином Мазузом, который объяснил катастрофу на Мероне «болезнью» тогдашнего министра внутренней безопасности Амира Оханы. Спикер Кнессета может стать козлом отпущения — все невзгоды, которые могут приключиться в Израиле, раввины объявят «возмездием» за его назначение.

Не секрет, что  решение Нетаньяху отдать столь пважный пост Амиру Охане, позволит ему на каждом международном форуме подчеркивать свою толерантность заявляя, что спикером Кнессета впервые стал открытый гей.

Однако эта позиция явна   чужда представителям религиозных кругов, которых в первую очередь волнует только внутренняя политика страны, поэтому «защищать» Охану пришлось ликудникам. В  воскресенье посыпались негативные реакции на выступление раввинов, в том числе от министров коалиции. «Я резко осуждают его слова в адрес спикера Кнессета Амира Оханы и против ЛГБТ-сообщества, — сказал министр по делам диаспоры и социального равенства Амихай Шикли (Ликуд). — Нет болезни более опасной, чем беспричинная ненависть». Цвика Фогель из «Оцма иегудит» также выступил в защиту Оханы. Он добавил, что «между нелюбовью к гей-парадам и их запретом есть большое расстояние» и добавил: «Мы не дойдем до этого».

В это время все вновь назначенные министры практически на следующий день после голосования въехали в свои министерские кабинеты и постарались сразу заявить о своих планах, а порой и объявить о новых указах и решениях. Но  и здесь не обошлось без скандалов.

Министерство внутренней безопасности

Министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев, в отличие от премьер-министра Нетаньяху и некоторых товарищей по предыдущему правительству, не уклонился от проведения официальной церемонии передачи полномочий своему преемнику Итамару Бен-Гвиру.

На посту министра внутренней безопасности отставной генерал Бар-Лев стал постоянной мишенью агрессивной кампании ультраправых — его объявили «врагом еврейского народа и пособником террористов». Министр сносил нападки молча и лишь в своей прощальной речи, перед передачей власти главному вдохновителю этой разнузданной кампании, Бар-Лев позволил себе ответить политическим врагам и призвал всех своих подчиненных оставаться профессионалами и не прогибаться перед новым политическим руководством.

Отставной генерал сказал, что за время службы в ЦАХАЛе провел бессчетное число опасных тайных операций на вражеской территории, но усиленная круглосуточная охрана ему понадобилась только в родной стране, когда он стал министром, — на этом настоял ШАБАК. «И почему? Не потому, что враги Израиля, много раз пытавшиеся убить меня в прошлом, по-прежнему хотели меня убить. Не потому, что меня снова намеревались убить палестинские террористы, а потому, что мне угрожали евреи, граждане Израиля, и за что? Почему? За то, что я осмелился сказать, что есть поселенцы-экстремисты, занимающиеся террором против палестинцев», — сказал Бар-Лев.

Уходящий министр процитировал данные доклада о росте еврейской националистической преступности (то есть терроризма) на территориях Иудеи и Самарии и призвал всех сотрудников министерства «помнить — полиция должна продолжать работать, руководствуясь только и исключительно законами государства».

Бар-Лев обратился к полицейским, сотрудникам Управления тюрем и всем служащим с призывом к гражданскому неповиновению возможным незаконным поползновениям нового политического руководства ведомства: «Граждане Израиля смотрят на вас и знают, что их безопасность находится в надежных и твердых руках. Вы должны сохранить несгибаемость, стоять нерушимой скалой против новых веяний, бесстрашно отстаивать свои профессиональные мнения — это ваш профессиональный долг, это ваш моральный долг перед гражданами Израиля».

В ответ новый министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир сказал: «Между нами было много разногласий, но нет никаких споров о вашем вкладе в Государство Израиль».

«Господин уходящий министр, вы — не единственный, кому угрожают. Поговорите с моей женой и детьми, и вы узнаете, что мы слишком часто мы получаем фотографии окровавленных ножей и угрозы убить меня. Это исходит не только от врагов Израиля, но и также от евреев-анархистов. Вы сказали, что несколько десятков дел было открыто в Иудее и Самарии. Но происходят сотни случаев забрасывания камнями евреев в Хевроне, жители Самарии, жители Негева и Галилеи, евреи боятся обернуться и даже подойти к Западной стене в Иерусалиме. Нам нельзя стоять на месте, я хочу, чтобы мы двигались вперед и каждый укреплял личную безопасность всех нас», — отметил Бен-Гвир

Также новый министр национальной безопасности обратился к сотрудникам своего ведомства. «У любого террориста, который хочет навредить силам безопасности, будет голова в крови, и я поддержу вас в этой войне. Я полностью поддержу войну с терроризмом. Ради вас, ваших и наших семей», — сказал Бен-Гвир.

Министерство  транспорта

Новый министр транспорта Мири Регев, начала с мелочей, но видимо очень принципиальных для нее,  объявив 1 января о своем первом решении на этом посту. Она распорядилась немедленно заменить «фирменный» цвет министерства с фиолетового обратно на бело-голубой. Отмечается, что речь идет о цвете, в котором выполнены логотипы, визуальная реклама, материалы для кампаний министерства и т.д.

Фиолетовый стал «официальным» цветом Минтранса при Мейрав Михаэли. Лидер  Аводы также использовала его во внутрипартийной кампании, борясь за пост председателя партии. Возглавив Аводу, Михаэли использовала этот цвет в рекламе и предвыборных кампаниях партии, а затем он «перекочевал» за ней в Минтранс, когда Михаэли возглавила ведомство.

Мири Регев также отказалась от официальной церемонии передачи полномочий от Мейрав Михаэли – они лишь провели рабочую встречу для передачи дел.

«После того, как Мири Регев наиграется с заметной цветов, мы надеемся, она освободится для продвижения закона о метро. Это стратегический вопрос, касающийся блага пассажиров общественного транспорта», — заявили в партии Авода.

Министерство культуры и спорта

2 января в Министерстве культуры и спорта состоится церемония передачи полномочий — министр Хили Троппер торжественно передаст власть своему преемнику Мики Зоару. Новый министр уже сообщил, какова будет его политика в области распределения государственных бюджетов, выделяемых на поддержку израильской культуры.

В интервью «Кан Решет Бет» Зоар объявил, что не станет финансировать «произведения, наносящие урон доброму имени Государства Израиль». На прямой вопрос, будут ли лишать финансирования, например создателей кинофильмов, в которых солдаты ЦАХАЛа делают что-то плохое, Зоар ответил утвердительно. По его словам, «каждый может творить, что хочет», но не за счет государства — финансировать работы художников, которые, по мнению министра, наносят ущерб «доброму имени государства», было бы «нелогично, неразумно и глупо».

При этом новый министр культуры сообщил, что видит свою главную миссию в поиске талантов, которым «трудно пробиться», и оказании им государственной помощи. Своего предшественника Хили Троппера он назвал «прекрасным министром» и похвалил его работу, но сообщил, что будет продолжать политическую линию Мири Регев и изменит критерии государственной поддержки культуры.

В сфере спорта Зоар намерен «искоренить любые проявления насилия» посредством установки видеокамер на всех спортивных площадках и ужесточении санкций против буйных фанатов. По словам нового министра, их следует «удалять со стадионов навсегда».

Министерство  финансов

Бецалель Смотрич, в оппозиции ругавший политику министра финансов Авигдора Либермана и называвший его «самым опасным политиком в Израиле», на церемонии передачи полномочий в Минфине был мил и любезен. Он сказал, что Либерман «был хорошим министром», принимал решения, на какие «не каждому хватило бы смелости», и поблагодарил его за проделанную работу.

Приступив к исполнению обязанностей главы Минфина, Смотрич отказался говорить журналистам что-либо конкретное о направлениях своей будущей политики. Он повел себя, как ответственный государственный муж, — не делал широковещательных деклараций, превозносил профессионализм кадровых служащих Минфина и выражал готовность учиться у профессионалов.

Однако на первой же встрече с профессиональным руководством Минфина новый министр отдал распоряжение как можно скорее подготовить указы об отмене двух акцизных сборов, введенных по инициативе профессионалов Минфина прежним министром Авигдором Либерманом, — налога на одноразовую пластиковую посуду и на вредные для здоровья сахаросодержащие напитки.

Ультраортодоксальные партии обещали своим избирателям немедленно отменить эти «репрессии Либермана», направленные, как они полагают, не на улучшение экологии и здоровья граждан, а исключительно против многодетных ультраортодоксальных иудеев. Отмена двух акцизов закреплена отдельным пунктом коалиционных соглашений.

Министерство юстиции

«Едиот ахронот», самая продаваемая ежедневная газета на иврите в стране, заявила, что назначение Ярива Левина «должно напугать больше всего» тех, кто опасается «резких изменений в израильской системе правосудия». Готовящиеся изменения в системе правосудия «полностью изменят характер Израиля как демократического государства», добавили в газете. «Именно поэтому Нетаньяху пошел на все уступки своим партнерам… чтобы поставить Ярива Левина в Министерство юстиции на эту должность. Нетаньяху говорит об Иране, но думает о своем суде», — пишет газета.

Ранее в этом месяце генеральный прокурор Гали Бахарав-Миара предупредила, что законодательная программа нового правительства угрожает превратить Израиль в «демократию по названию, но не по сути».

Для бесплатного издания Israel Hayom, самого читаемого издания в стране и в целом поддерживающего Нетаньяху, назначение Левина является «четким сигналом того, что премьер-министр продвигает изменения в судебной системе

В Израиле, где нет конституции, Высший  суд справедливости (БАГАЦ) имеет право отменять законы, которые он считает дискриминационными. Но некоторые в новом правительстве считают, что судебная система накопила слишком много полномочий, и стремятся ввести новацию, позволяющую политикам восстанавливать законы, отмененные судами.

«Макор Ришон», правая ежедневная газета, прогнозирует «борьбу» между БАГАЦем и сторонниками этих новых предложенных парламентских полномочий. В последние дни законодатели поспешно приняли закон, смягчающий стандарты, необходимые для занятия министерских должностей, позволяя людям, осужденным за преступления, но не приговоренным к тюремному заключению, занимать посты министров. Этот шаг проложил путь к назначению в правительство лидера ультраортодоксальной партии ШАС Арье Дери, давнего союзника Нетаньяху, который ранее в этом году был осужден за уклонение от уплаты налогов.

Аналитики говорят, что нововведение касаемо новых полномочий депутатов также позволит законодателям снять обвинения в коррупции против Нетаньяху, даже если БАГАЦ вынесет решение против него.

Для левой газеты «Гаарец» мандат министра юстиции Левина означает следующее: «разрушить верховенство закона и его институты, а вместе с ними и всю систему», позволив парламенту «пересилить» судебную власть». «Борьба с таким правительством, которое лишает демократию всех ее ценностей, — это не подстрекательство к мятежу… это долг, возложенный как на оппозицию, так и на гражданское общество. Это их великое время испытаний», — заявила «Гаарец» в редакционной статье.

Правительство теряет поддержку

В день инаугурации нового правительства 13-й телеканал опросил израильтян об их отношении к самому правому правительству.

В опросе, проведенном каналом и профессором Камилем Фуксом, 55% респондентов заявили, что шестое правительство Биньямина Нетаньяху не является хорошим в их глазах, а 39% респондентов даже сказали, что оно очень плохое. 21% ответили, что правительство хорошее, и только 15% ответили, что правительство очень хорошее. 9% ответили, что не знают.

Среди еврейского населения 54% респондентов заявили, что новое правительство им не нравится, по сравнению с 36%, которые ответили, что правительство  хорошее. Среди нееврейского населения 61% респондентов ответили, что правительство плохое, по сравнению только с 27%, которые ответили, что правительство  хорошее. 77% респондентов в ходе опроса заявили, что выступают против закона, позволяющего владельцу бизнеса не оказывать услуги  по мотивам религиозных убеждений. 12% сказали, что поддерживают закон, а 11% не имеют мнения.

Опрос, проведенный группой социолога Камилла Фукса по заказу 13-го телеканала, показал перемены в настроениях израильских избирателей и сдвиг в раскладе политических сил. Видя результаты своего выбора 1 ноября, израильтяне сегодня голосовали бы по-другому, и блок Нетаньяху потерпел бы поражение.

Если бы выборы состоялись сегодня, Ликуд получил бы 31 мандат вместо 32. «Религиозный сионизм» Смотрича и Бен-Гвира потерял бы 2 мандата из своих 14, а ШАС Арье Дери получил бы лишь 8 мандатов вместо 11. «Еврейство Торы» сохраняет свои 7 мандатов, и в общей сложности право-религиозный блок получил бы сегодня 58 мест в Кнессете.

Напротив, «Еш атид» усиливается с 24 до 26 мандатов, МЕРЕЦ проходит электоральный барьер, «Лагерь государственников», НДИ и «Авода» сохраняют свои позиции. Голоса арабских избирателей 1 ноября распределились поровну между РААМ и «Объединенным списком», сейчас арабская улица склоняется к позиции Мансура Аббаса, продолжающего сотрудничество с еврейскими партиями в рамках единого оппозиционного блока. «Объединенный список», продолжающий политику «чума на оба ваши дома», сегодня получил бы лишь 4 мандата, а РААМ — 6.

Таким образом, если бы выборы состоялись сегодня, голоса распределились бы поровну между блоком Нетаньяху и его противниками (58:58), исход снова оказался бы в руках Аймана Уде и Ахмеда Тиби, а они, учитывая настроения своих избирателей, вероятно, не позволили бы Нетаньяху сформировать ультраправое правительство.

Однако это был бы не лучший вариант и он явно не позволял бы сформировать вновь «правительство перемен» и даже создать какой-то симбиоз из двух блоков под управлением Ганца. Сил на коалицию явно не хватило бы и все пришлось начинать с нуля. Так что теперь мы будем следить за действиями нового правительства и надеяться на лучшее.

53.21MB | MySQL:103 | 0,481sec