Алжир усилит газовый экспорт развитием угольной промышленности

Согласно планам алжирского руководства, в 2023 году оно намерено почти удвоить свой газовый экспорт до 103 млрд куб. м. Одним из способов достижения этого должна стать «египетская схема» — развитие «грязной», в том числе и угольной энергетики.

Однако объем инвестиций, кажется, этому отнюдь не способствует, несмотря на их увеличение в 2022 году со стороны Италии и Франции. Для этого требуются не миллиарды, а десятки миллиардов долларов. Несмотря на заверения алжирских властей о том, что они коренным образом меняют свое инвестиционное законодательство, большинство потенциальных инвесторов все же не спешат серьезно вкладываться.

В первую очередь речь идет о действии «закона 51/49», согласно которому зарубежные компании могут работать в Алжире только совместно с местными  коллегами и иметь в таких проектах не более 49% акций. И хотя в конце 2022 года представители руководства АНДР не уставали заверять о его отмене, в энергетике он по-прежнему действует.

Соответственно, даже в условиях нынешних высоких цен на газ на международных рынках действие «закона 51/49» выгода для иностранцев от вложений в Алжир многим представляется сомнительным делом. На это же накладывались другие ограничения в отношении зарубежных компаний, работающих в данной стране, а также действия алжирского чиновничества, традиционно тормозившего их проекты в ожидании получения от них серьезных выгод.

И сомнения относительно ожидаемых выгод алжирских проектов сказываются даже сейчас, в условиях продолжающегося украинского кризиса и снижения поставок голубого топлива из России.

Но даже в том случае, если представителям АНДР удастся убедить тех же европейцев вложиться в них «по-серьезному» в 2023 году, их инвестиции реально заработают лишь к 2026 году.

Впрочем, на примере египетского полуторного роста газового экспорта в 2022 году становится ясно, что он возможен. И достигнуто это может быть за счет развития «грязных» энергетических проектов – мазутных, «гибридных» (с использованием газа и нефтепродуктов) и угольных.

Соответственно, при таком раскладе использование газа внутри страны сокращается, и он направляется на внешние рынки. И здесь Алжиру, как и Египту, готовы помочь европейские, в первую очередь, немецкие и французские специалисты.

Так, например, представители компании Simens  из ФРГ добились в последние годы запуска таких «грязных» электростанций в Египте и модернизации уже имеющихся с целью снижения расхода газа на выработку электроэнергии.

По схожему пути готов пойти и Алжир, у которого при этом имеются не только крупные объемы нефтепродуктов вроде мазута, но и месторождения каменного угля.

Общие их запасы оцениваются в 100 млн тонн, причем извлекаемых и «окупаемых» при добыче – 65 млн тонн. В основном это месторождения, находящиеся в бассейне Бешар (Кенадза, Абадла, Мезариф). И это не считая месторождений бурого угля.

Заметим, что до сих пор каменный уголь не играл серьезной роли в алжирской энергетике, имея в ней долю не более 2.5%. Причем на пике в 1985 году его добыча составляла 25 350 тонн.

Во многом подобное положение дел было обусловлено невысокими качествами алжирского каменного угля. Так, представители отрасли указывали, что он содержит много примесей, от которых его необходимо очистить для повышения его ценности – преимущественно это угли «жирные, спекающиеся, среднезольные (доля «ненужных» примесей велика – 8-20%), также они содержат 20-35% летучих примесей и 2 — 3,5% серы.

Далее, по мере снижения стоимости каменного угля на мировом рынке снижалась и его добыча к настоящему времени она упала до нулевого уровня. Но теперь, когда она в условиях беспрецедентного роста стоимости газа также выросла, наблюдается рост интереса со стороны не только алжирцев, но и иностранцев относительно местных месторождений каменного угля.

Соответственно, в конце декабря 2022 года руководство алжирского горнодобывающего сектора заключило соглашения с турецкими коллегами на их разработку в апреле 2023 года.

Речь идет о начале работ на шахте Менуне (вилайя Бешар на юго-западе страны, расположена в 100 километрах к югу от города Бешара) на территории в 144 гектара. Первые месяцы она предположительно будет давать 7000 – 10000 тонн каменного угля, которые пойдут на внутренние нужды. То есть на замену газа, который пойдет на экспорт.

К концу года Алжир и Турция намерены заметно увеличить добычу каменного угля, который по их замыслам в будущем может пойти и зарубежным компаниям.

В свою очередь, как рассчитывают алжирские власти, освоение угольного месторождения Менуне при помощи турецких капиталов поспособствует привлечению иностранных инвестиций в горнодобывающий сектор юго-западного региона страны в целом. А он обладает значительными запасами полезных ископаемых, например, марганца в районе Геттара (250 км к югу от Бешара).

Запуск данных проектов намечается в рамках «национального плана действий» (2020 — 2024 гг.), инициированного президентом Абдельмаджидом Теббуном и направленного на оживление сектора с целью создания от 400 до 500 новых рабочих мест на первом этапе и приведет к росту его доходности в интересах страны в целом.

И, как представляется, в совокупности с ожидаемым запуском новых электростанций на основе использования солнечной и ветряной энергии, мазута, угля и «гибридной» выработки электроэнергии Алжир действительно в состоянии добиться заметного увеличения газового экспорта.

И хотя заявленные алжирской стороной данные в достижении этой страной в 2023 году показателей поставок голубого топлива в 103 млрд куб. м выглядят сильно завышенными, АНДР в состоянии как минимум серьезно потеснить российский газ в Чехии, одной из важных для российского «Газпрома» стран.

52.21MB | MySQL:103 | 0,589sec