О новых вызовах России и Ирану, формируемых военными операциями ВС США на территории Сирии

В декабре 2022 года ВС США активизировали вертолетные и сухопутные операции против членов группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) в Сирийской Арабской Республике (САР)[i]. Об активизации рейдов в САР отчиталось Центральное командование (ЦК) ВС США[ii]. Согласно оценкам командования ЦК, только в декабре 2022 года силы специальных операций (ССО) ВС США провели как минимум 10 операций против членов ИГ. Кампания включила несколько вылазок, организованных совместно с прокурдским альянсом Силы демократической  Сирии (СДС) и закончившихся задержанием шести боевиков террористической организации. Рейды ВС США оказались рекордными по длительности: так, один из них занял три часа. Как известно, маневры, проводимые в координации с локальными партнерами Вашингтона, позволяют противодействовать полевым командирам в планировании нападений на мирное население. Однако готовность Пентагона расширить ради достижения этой цели пределы своей оперативной зоны на территории САР бросает вызов не только официальному Дамаску, но и его внешним союзникам – России и Ирану. Эти данные контрастируют со звучавшими с 2021 года предположениями, что президентство Дж.Байдена приведет к смещению сирийского вопроса на периферию внешнеполитической повестки США[iii].

Командование ЦК ВС США утверждает, что повысившаяся активность дала американским военнослужащим возможность устранить полевых командиров, которые, базируясь в сельской местности, планировали нападения на американские силы и их партнеров из СДС. Однако официальные лица ВС США признают, что рейды не являются единственным средством против активности ИГ, если в САР углубляется экономический кризис и стагнирует политическое урегулирование. Глава ЦК ВС США генерал М.Курилла выразил уверенность, что несмотря на то, что террористическая группировка ИГ значительно деградировала в Ираке и Сирии, она сохраняет способность проводить операции в регионе и у нее по-прежнему есть намерение нанести удар за пределами Ближнего Востока[iv].

По доступным в интернете оценкам специалистов Пентагона, ИГ, которая еще пять лет назад потеряла большую часть захваченных территорий, сохранила до 1,8 тыс. боевиков в САР и более 8 тыс. в Ираке, в то же время не утратив способности организовывать ограниченные атаки. Отдельный повод для беспокойства вызывает настойчивое желание группировки освободить своих последователей. Достоверно известно, что в САР функционируют около 30 центров содержания под стражей, в которых находятся взятые в плен боевики. Кроме того, на неподконтрольных официальному правительству территориях расположены лагеря для семей бывших членов ИГ, в которых содержится около 56 тыс. человек. В Пентагоне полагают, что эти объекты остаются уязвимы перед проникновением вербовщиков ИГ. Интересно, что ЦК ВС США наделено правом наносить удары на территории САР в рамках мандата нацеленной против ИГ операции «Непоколебимая решимость» (англ. Operation Inherent Resolve, OIR), однако некоторые операции по-прежнему требуют личного разрешения со стороны президента США. Это правило работает в том случае, если список целей включает не только членов и объекты ИГ. Так было с ударами 23 августа 2022 года по подземным бункерам в провинции Дейр эз-Зор: потребовалась непосредственная санкция Дж.Байдена, потому что целью была инфраструктура, которая использовалась, по оценкам американских военных специалистов, шиитскими группировками, предположительно связанными с влиятельной в Иране организацией Корпус стражей исламской революции (КСИР)[v].

В октябре 2022 года года командование ВС США информировало о двойной операции, элементом которой, с одной стороны, был сухопутный рейд, а с другой – авиаудары по позициям ИГ. Интригу тогда создало то, что рейд был организован в 15 км от расположенного на северо-востоке САР города Камышлы, через который пролегают маршруты патрулирования военной полиции (ВП) ВС РФ, и на территории деревни, которая формально входит в зону ответственности сирийских правительственных войск. Представляется, что американская сторона таким образом пыталась расширить зону преследования радикальных боевиков в разных частях САР. Заявления военного ведомства США о заметном увеличении вертолетных и сухопутных рейдов в Сирии вместе с готовностью расширить оперативную зону ставят вопрос о том, насколько такая активность опасна для интересов России в САР[vi].

От себя заметим: в связи с тем, что подобные рейды США проводят в основном на востоке и северо-востоке Сирии, риски столкновений с российскими или сирийскими военными тут очень невелики. Эти территории по большей части находятся под контролем курдских формирований, а последние тесно связаны с США. Вот в случае попыток проведения рейдов в районах, подконтрольных правительственным силам, вероятность эскалации резко возрастает. Однако выразим надежду, что лица, принимающие решения в Вашингтоне, существование таких рисков понимают. Оценивая общие для России и Ирана вызовы, обратим внимание на то, что увеличение интенсивности рейдов традиционно повышает опасность с точки зрения возможных потерь. К тому же активизация подобных операций может еще больше обострить отношения США с САР и еще одним сирийским союзником – Ираном. Напомним, что Дамаск и Тегеран и без того не в восторге от американского военного присутствия в Сирии[vii].

В заключение отметим, что на фоне усиления влияния ВС США в САР существует также и угроза со стороны Анкары перенести операцию «Коготь-Меч» в Сирии против курдских формирований в сухопутный формат, что еще больше усилит напряженность в САР. Администрация Дж.Байдена предложила своему ближневосточному союзнику реорганизовать лояльные ей курдские формирования и отстранить «подозрительных» бойцов. Риски сухопутного наступления ВС Турции повышают вероятность непреднамеренного столкновения. Накануне Пентагон объявил о возобновлении патрулирования находящихся в зоне его ответственности территорий, которое велось совместно с СДС. Ранее оно было прекращено в связи с тем, что турецкие нападения в рамках операции «Коготь-Меч» начали происходить в непосредственной близости от позиций США. В городах приграничной зоны Вашингтон готов нарастить контингент арабских бойцов СДС вместо курдских. По имеющимся сведениям, американская сторона предложила реализовать план уже в начале января 2023 года, если он получит одобрение Турции, и направила ей запрос на сотрудничество в том, что касается снижения влияния иранских сил в регионе.

[i] https://turkish.aawsat.com/home/article/4078636/sadr-irak-siyasetinin-arka-saflar%C4%B1nda-oturmaktan-memnun-mu

[ii] ЦК ВС США (англ. United States Central Command; USCENTCOM или CENTCOM) – единое командование в составе ВС США, отвечающее за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий в регионах Среднего Востока, Восточной Африки и Центральной Азии.

[iii] https://fikirturu.com/jeo-strateji/suriyeye-olasi-operasyon-bolgede-yeni-dengeler-abd-rusya-iran-pyd-neyin-pesinde/

[iv] https://www.voaturkce.com/a/iranin-rusya-ile-yakinlasmasi-ne-anlama-geliyor/6657748.html

[v] https://www.iletisim.gov.tr/turkce/stratejik_iletisim_calismalari/detaylar/iletisim-baskanligi-tarafindan-uluslararasi-idlib-konferansi-duzenlendi

[vi] https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/1766409

[vii] https://kronos36.news/tr/omer-murat-yazdi-abd-turkiyenin-suriyede-kalmasini-neden-onemsiyor/

52.28MB | MySQL:103 | 0,631sec