Оценки в Израиле развития сотрудничества между Россией и Ираном. Часть 5

В последнее время на первый план в контексте войны на Украине вышло развитие сотрудничества между Россией и Ираном, прежде всего, в сфере производства и поставок беспилотных летательных аппаратов и других видов техники и оружия. При этом ядерный аспект иранской проблемы остается для Израиля приоритетным. Так, на повестке дня нового кабинета безопасности под руководством Биньямина Нетаньяху выработка политики в отношении ядерной программы Ирана. Израильский премьер-министр пообещал помешать ядерным амбициям Тегерана, заявив на заседании кабинета министров, что его новое правительство едино в достижении этой цели[i].

В израильских мейнстримовских СМИ на фоне украинского кризиса утверждается, что «Иран и его оружие поддерживают войну на Украине»; «Россия проигрывает войну из-за превосходства западных военных технологий, предоставленных украинцам»; после многих месяцев конфликта, «который, по мнению российской стороны, должен был продлиться всего неделю, у России заканчиваются высокоточные вооружения»; «российские передовые части ежедневно несут потери до 500 человек, боевой дух в войсках падает, а 400 000 мужчин призывного возраста бежали из страны»; «режим Путина в явной опасности, и его способность удерживать власть неразрывно связана хоть с какими-то успехами на Украине»; «по мере того, как некогда невероятная перспектива тактического поражения Москвы на Украине становится все более реальной, ей на помощь приходит Иран со своими смертоносными ракетами»[ii].

Омер Достри, специалист по стратегии и национальной безопасности Израиля в Иерусалимском институте стратегии и безопасности (JISS), пытается ответить на вопрос – «окажет ли существенное влияние на безопасность Израиля укрепление ирано-российских отношений путем иранской военной помощи Москве в ее войне с Украиной». При этом отмечается, что «Россия и Иран действуют согласованно в различных областях уже на протяжении последних десятилетий, выступая единым фронтом по ряду международных вопросов». Однако «вмешательство России в дела Украины в феврале 2022 г. укрепило стратегические отношения между двумя странами (хотя временно и на минимальном уровне), а Иран оказал России военную и дипломатическую поддержку».

В качестве того, что объединяет Иран и Россию израильский эксперт, прежде всего, называет Соединенные Штаты, которые обе страны считают «угрозой своему влиянию в регионе и на мировой арене, и обе хотят уменьшить американское влияние на Ближнем Востоке и в Европе».

«Кроме того, две страны страдают от экономических санкций, наложенных на них западными странами, что они называют «западным империализмом» и «вмешательством во внутренние дела». Наконец, Россия и Иран заинтересованы в расширении своего влияния на Ближнем Востоке и в Центральной Азии и ограничении влияния западных держав в этих регионах». Поэтому у эксперта не вызывает удивление тот факт, что Россия и Иран развивали сотрудничество в последние годы и сближались перед лицом общих вызовов.

Однако он утверждает, что «отношения между Москвой и Тегераном основаны не на общих ценностях или общей идеологии, а в первую очередь на прагматических соображениях».  Из этого делается предположение, что «отношения между двумя странами вряд ли существенно повлияют на безопасность Израиля».

О.Достри полагает, что «сближение с Россией важно для Ирана перед лицом союза между США, Израилем и странами Персидского залива, который укрепился в последние годы в рамках «Авраамовых соглашений». Сотрудничество между Россией и Ираном направлено на изменение баланса сил на Ближнем Востоке».

Эксперт напоминает, что Россия и Иран также имеют общие интересы в Сирии. «Обе страны в последнее десятилетие боролись за поддержку режима Асада и борьбу с террористической организацией «Исламское государство» и некоторыми другими джихадистскими группировками в Сирии».

Помимо этого, «за последнее десятилетие Россия и Иран подписали соглашения в области энергетики, исследований и разработок, торговых инвестиций. Также регулярно осуществляются двусторонние визиты делегаций и руководителей стран».

Отмечается, что «Россия также является крупнейшим поставщиком оружия Ирану. В 2010-2021 гг. Россия продала иранцам оружия на сумму 511 млн долларов, включая ЗРК С-300, (наряду с этим Тегеран импортировал оружия из Китая на сумму около 170 млн долларов)».

Что касается противоречий в ирано-российских отношениях, О.Достри указывает на конфликт интересов, прежде всего, в Сирии и вокруг Каспийского моря. «Например, обе страны хотят сохранить режим Асада в качестве буфера в Сирии и уменьшить масштабы американской и турецкой активности на ее территории. Однако Россия заинтересована в сохранении эксклюзивных зон влияния в районе Латакии и Тартуса у сирийского побережья, особенно своих военно-морских баз. В то же время Иран стремится расширить свое влияние в Сирии и сохранить сухопутный маршрут из Ирака в Ливан через Сирию. Таким образом, он поддерживает различные силы в стране для достижения этой цели. Иран и Россия также придерживаются разных подходов к сирийским курдам: в то время как Россия готова сотрудничать с курдами и признать их автономию, Иран выступает против любой курдской независимости в регионе».

По мнению О.Достри, «Россия не благосклонно относится к военному присутствию Ирана в Сирии, которое постоянно провоцирует военные действия Израиля, и опасается чрезмерной зависимости режима Асада от Тегерана. Для России также крайне важно поддерживать отношения с Саудовской Аравией, главным региональным соперником Ирана, особенно в координации добычи нефти и ценообразования на рынке».

Не менее важным израильский эксперт также считает «долгую историю вражды между Ираном и Россией из-за русско-персидской войны 19 века и контроля Советского Союза над Северным Ираном в начале и середине 20 века».

В контексте войны на Украине эксперт JISS видит улучшение двусторонних отношений «после вторжения России на Украину». Он ссылается на официальную реакцию Тегерана, которая заключалась в «мягкой» поддержке России и обвинении НАТО в развязывании войны. Иран также заявил, что прекращение огня и решение конфликта должно быть достигнуто дипломатическим путем.

Более того, отмечается, что «война на Украине не только укрепила связи между двумя странами, но и изменила динамику их отношений (хотя и не обязательно кардинально и в долгосрочном плане). Теперь именно Иран оказывает России военную и дипломатическую поддержку».

Эксперт JISS приводит данные, согласно которым «в 2022 г. Иран поставил России сотни «барражирующих боеприпасов» (БПЛА-камикадзе) типа Shahed-136 и Shahed-129 (менее продвинутая модель), которые Россия использовала в войне против гражданских и военных объектов на Украине. Кроме того, Иран разместил коммандос [Корпуса страже Исламской революции] КСИР на полуострове Крым, чтобы направлять Россию в использовании предоставленных ей беспилотников». Он также ссылается на «разведывательные оценки США и других западных стран, которые в ноябре прошлого года сообщили о намерении Ирана построить на территории России завод по производству ударных беспилотников. Западные официальные лица заявили, что Иран согласился передать России ракеты класса «земля-земля»».  По словам О.Достри, «Москва заинтересована в том, чтобы сэкономить на своих высокоточных ракетах, в том числе на дорогих крылатых, и использовать вместо них более дешевые иранские ракеты».

Израильский эксперт не упускает из виду и ядерный аспект иранской проблемы. Опираясь на «недавние сообщения», он указывает на то, что «иранцы обратились к России за помощью в ядерной области». Однако он полагает, что «Москва вряд ли поможет Тегерану в вопросах, которые имеют значение для его ядерной программы». Оптимизм его основан на том, что «ранее Россия старалась не вмешиваться в военную ядерную программу Ирана (инвестиции в гражданский ядерный сектор, такие как строительство реактора в Бушере, — это другое дело)». Утверждая, что «Россия использует ядерную сделку с Ираном в качестве разменной монеты против Европы и Соединенных Штатов», он, тем не менее, считает, что Кремль «не хочет видеть по соседству государство, обладающее ядерным оружием, которое может нарушить стратегический баланс в Центральной Азии».

По поводу того, какое значение и последствия для Израиля имеет сотрудничество между Ираном и Россией, О.Достри, в отличие от ряда своих коллег, не видит в нем существенной угрозы израильской безопасности. По его мнению, «Израилю необходимо внимательно следить за продолжением военных поставок Ирана в Россию, поскольку Украина является важным испытательным полигоном для иранской военной промышленности. Иран тестирует использование русскими своих беспилотников и, возможно, своих ракет в будущем. Таким образом, Тегеран приобретает оперативный опыт, который может быть использован против Израиля в возможном конфликте». Он видит риск в том, что «широкая огласка использования иранских БПЛА на Украине (наряду с успехами различных беспилотников и ракетных ударов в Персидском заливе и против курдов на севере Ирака) может придать Ирану ложное чувство самоуверенности и привести к усилению агрессии против Израиля». При этом отмечается, что «в последние десятилетия Иран продемонстрировал, что умеет действовать осторожно, стратегически и ответственно».

О.Достри считает, что в Иране также понимают, что «военный уровень Израиля выше, чем у Украины. Более того, использование дронов-камикадзе во время боевых действий не ново и не может удивить Израиль. Уже во время Нагорно-Карабахской войны в 2020 г. дроны-камикадзе стали частью боевых действий, причем даже более совершенных типов, чем те, которыми располагал Иран».

По мнению эксперта JISS, «Израиль должен поддерживать хорошие отношения с Россией из-за ее продолжающегося присутствия в Сирии с минимальными нарушениями или ограничениями, насколько это возможно». При этом он обращает внимание на то, что «необходимость сохранять нейтральную политику в отношении России может создать напряженность в отношениях с США и европейскими странами, поэтому для Израиля было бы лучше продолжить оказание гуманитарной помощи Украине».

О.Достри считает, что интересам безопасности Израиля послужит благоразумная дипломатия наряду с получением разведданных. Он ссылается на высокопоставленный израильский источник, согласно которому «Израиль уже предоставляет Украине разведданные об использовании Россией иранского химического оружия в этой войне». Эксперт рекомендует израильскому руководству «собирать информацию об использовании Россией иранской военной техники, чтобы контролировать ее разработку и использование. Кроме того, Израиль должен тайно сотрудничать с Украиной, чтобы принять меры защиты от применения химического оружия. Такое сотрудничество позволит Израилю лучше понять, как противостоять подобной угрозе на израильской земле»[iii].

[i] Israel names Security Cabinet members // JNS. 03.01.2023. https://www.jns.org/israel-names-security-cabinet-members/

[ii] Iran and its weapons are what keep the Ukraine war going // Israel Hayom. 17.11.2022. https://www.israelhayom.com/opinions/iran-and-its-weapons-are-what-keeping-the-ukraine-war-going/

[iii] The growing relationship between Russia and Iran: Should Israel be concerned? / JISS. 02.01.2023. https://jiss.org.il/en/the-growing-relationship-between-russia-and-iran/

62.86MB | MySQL:102 | 0,493sec