1 ноября глава ливийской Национальной нефтяной компании NOC Фархат Бенгдара сообщил, что Ливия через 3 – 5 лет рассчитывает выйти на уровень добычи нефти в 2 млн баррелей в день. Это будет почти в два раза больше существующего уровня добычи, составляющего 1,2 млн баррелей в день. По его оценке, при таком уровне добычи доходы Ливии от экспорта нефти в 2022 году могут составить 35 – 37 млрд долларов. Он же оценил в 4 млрд долларов нужды Ливии в плане модернизации нефтедобывающей инфраструктуры, сильно пострадавшей за десятилетие в результате боев.
В ходе международной конференции по нефти, проходившей в Абу-Даби, Ф.Бенгдара анонсировал подписание до конца года соглашения с итальянской компанией ENI, которая вложит инвестиции порядка 8 млрд долларов в развитие газовых месторождений на западе Ливии. Кроме того, NOC, ENI и BP договорились о ведении разведки на газ в обширном оффшорном районе близ западного побережья Ливии.
Напомним, что в начале октября Ливия и Турция подписали меморандум о намерениях, основанный на двустороннем соглашении о делимитации морской границы от 2019 г., благодаря которому Анкара стала предъявлять свои права на обширные зоны в Восточном Средиземноморье. Это соглашение вызвало гнев Греции, Египта и Кипра, которые утверждают, что оно нарушает их экономические права в секторе, в котором за последние годы были обнаружены крупные месторождения газа. Соглашение между Триполи и Анкарой не признано другим ливийским правительством во главе с Фатхи Башагой, которого поддерживает командующий самопровозглашенной Ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтар.
В начале ноября в Ливии побывал генеральный прокурор Международного уголовного суда (МУС) Карим Хан. Там он, в частности, посетил город Тархуна на западе страны, где начиная с лета 2020 г. то и дело обнаруживались массовые захоронения, в которых находились десятки тел. На встрече с родственниками убитых он заявил о намерении МУС ускорить работу по ливийским досье. Карим Хан стал первым генеральным прокурором МУС, посетившим Ливию за последние 10 лет. В ходе визита он встретился, в частности, с председателем Президентского совета Мухаммедом аль-Менфи, министром юстиции Халимой Ибрагим и главным военным прокурором. По итогам визита Карим Хан в режиме видеоконференцсвязи сделал из Триполи брифинг для членов Совета Безопасности ООН.
К тому времени в Тархуне в местах захоронений были обнаружены свыше 270 тел. Первые могилы были обнаружены сразу после того, как город покинули отряды ЛНА, которые с апреля 2019 г. по июнь 2020 г. безуспешно пытались овладеть Триполи. Но внесудебные расправы там начались с 2015 г., когда городом овладела милиция «Каният», позднее примкнувшая к ЛНА.
МУС уже давно ведет расследования преступлений против человечности и военных преступлений, совершенных в Ливии. До того, как заступить на пост генерального прокурора МУС, Карим Хан подписался в качестве адвоката Сейф аль-Ислама Каддафи – сына бывшего главы Ливии. МУС до сих пор разыскивает Сейф аль-Ислама в связи с выдвинутыми против него обвинениями в преступлениях против человечности.
9 ноября Карим Хан сообщил, что при посещении Бенгази призвал Х.Хафтара препятствовать его войскам совершать возможные преступления. «Я четко указал, что у нас есть доказательства и информация относительно обвинений в преступлениях, совершенных формированиями ЛНА. Эти преступления расследуются», — сказал он.
14 ноября Высший государственный совет (ВГС), играющий в Триполи роль сената, обвинил премьер-министра Абдель Хамида Дбейбу в препятствовании проведению заседаний этой инстанции. По оценке ВГС, подобное положение дел способствует расколу среди политиков западного лагеря. В тот день бронемашины одного из формирований, подконтрольного А.Х.Дбейбе, блокировали в столице вход в здание предполагаемого места проведения заседания ВГС, не допустив туда сенаторов. Как заявил спикер ВГС Халед аль-Мишри, «мы намеревались проголосовать сегодня за все статьи «Конституционных рамок», которые должны открыть дорогу выборам, которые планировались на декабрь 2021 г., но были отложены».
На заседании ВГС также планировалось обсудить вопрос «объединения исполнительных властей» при том, что законность правительства А.Х.Дбейбы оспаривается лагерем восточных, а правительство Ф.Башаги пользуется поддержкой международно признанного парламента. «Ни один отель не захотел предоставить нам зал заседаний», — отметил Х.аль-Мишри. Он обвинил в происшедшем премьер-министра А.Х.Дбейбу и его окружение. По его оценке, это – «впервые с революции 17 февраля (2011 г.), когда глава правительства хочет помешать суверенной ветви власти исполнить свою работу».
По итогам инцидента с ВГС посольство США в Ливии призвало ливийских руководителей «решить политические разногласия между ними путем диалога и компромисса» с тем, чтобы выйти на «дееспособные, гласные и инклюзивные» выборы. Со своей стороны Х.аль-Мишри собственноручно вручил иск на главу правительства генеральному прокурору.
17 ноября глава МИД Греции Никос Дендиас, прибывший с визитом в Триполи, отказался выходит из самолета с тем, чтобы избежать встречи с главой МИД правительства в Триполи Наджлой аль-Мангуш. В Афинах считают правительство А.Х.Дбейбы нелегитимным. Согласно нормам протокола, Н.аль-Мангуш пыталась встретить греческого министра у трапа, однако последний предпочел улететь из Триполи без каких-либо объяснений. МИД Ливии осудил этот жест и пообещал ответить на него «соответствующими дипломатическими мерами». Они не заставили себя ждать. Триполи отозвал своего посла из Афин, а греческий временный поверенный был вызван для объяснений в МИД Ливии.
Как пояснили в Афинах, личная встреча двух министров не предусматривалась. В Триполи Н.Дендиас планировал встречаться только со спикером ВГС. Затем он собирался вылететь в Бенгази. Поездка в восточную столицу Ливии состоялась по плану.
24 ноября администрация по борьбе с незаконной иммиграцией при МВД Ливии в Триполи провела необычную показательную операцию, отправив автотранспортом к восточной и южной границам страны свыше 200 нелегалов. Причем эта операция – небывалый случай – в части восточного направления была согласована с Тобруком. К границам Ливии были доставлены 105 египтян, 101 гражданин Чада и 20 суданцев. Их выдворение проводилось в присутствии представителей посольств указанных стран с раздачей воды и питания. По данным представителя МВД в правительстве Триполи, число лиц, которым запрещен въезд на территорию Ливии, постоянно растет, центры их содержания переполнены, и «это создает множество проблем».
Вплоть до 24 ноября проблемой вывоза нелегалов из Ливии занимались специализированные агентства ООН. Но ранее было достигнуто соглашение между ливийскими западом, востоком и югом о том, что этой проблемой централизованно занимается администрация по борьбе с незаконной иммиграцией при МВД Ливии в Триполи.
За исключением считаных случаев, когда кандидаты в нелегалы прибывают в Ливию с визами, подавляющее большинство проникает в страну незаконно. Этому способствует отсутствие какого-либо порядка на очень протяженной южной границе Ливии.
В целом, действия А.ХДбейбы против ВГС показали, что конфликт в Ливии может возобновиться на принципиально новом уровне, поскольку каждая из структур пользуется поддержкой соответствующих вооруженных формирований, причем с запада Ливии.