Американские эксперты о деятельности Временных сил Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ)

В конце декабря 2022 года Служба исследований Конгресса (CRS) США выпустила доклад о состоянии  Временных силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ).

Временные силы Организации Объединенных Наций в Ливане (ВСООНЛ) дислоцируются в зоне разграничения Ливан-Израиль-Сирия с 1978 года. Миссия была развернута после израильского вторжения в Южный Ливан в 1978 году против Организации освобождения Палестины (ООП), которая использовала Ливан в качестве базы для ведения партизанской войны против Израиля. Израиль поддерживал самопровозглашенную зону безопасности на юге Ливана до 2000 года, а официальные границы в в ряде районов  остаются спорными. Соединенные Штаты поддерживают ВСООНЛ с целью укрепления авторитета Ливанских вооруженных сил (ЛВС) в зоне действия ВСООНЛ на юге Ливана, в регионе, в котором исторически доминировала «Хизбалла».

Эволюция мандата ВСООНЛ (UNIFIL)

Первоначальный мандат ВСООНЛ заключался в подтверждении вывода израильских войск из Южного Ливана, восстановлении мира и безопасности и оказании помощи ливанскому правительству в восстановлении его власти на юге Ливана (традиционно шиитский район, который в 1980-х годах стал оплотом «Хизбалла»). Израиль вывел свои войска из Южного Ливана в 2000 году. Впоследствии Организация Объединенных Наций определила 120-километровую временную линию границы между Ливаном и Израилем, чтобы использовать ее в качестве ориентира для подтверждения вывода израильских сил. Линия вывода, широко известная как «Голубая линия», не является международной демаркацией границы между двумя государствами. Она включает в себя элементы Линии перемирия 1949 года и административных границ периода французского мандата между Сирией и Ливаном. После того, как в 2006 году Израиль и «Хизбаллы» вели 34-дневную войну, резолюция Совета Безопасности ООН (Резолюция СБ ООН) 1701 (2006) увеличила предельный контингент UNIFIL и расширила его мандат, включив в него наблюдение за прекращением боевых действий между двумя сторонами, сопровождение и поддержку ЛВС в ходе их развертывания на всей территории Южного Ливана. Резолюция 1701 Совета Безопасности ООН уполномочила ВСООНЛ оказывать помощь ливанскому правительству в создании «зоны, свободной от любого вооруженного персонала, имущества и оружия, кроме принадлежащих правительству Ливана и ВСООНЛ», между «Голубой линией» и рекой Литани, которую ВСООНЛ определяют в качестве района своих операций. Резолюция 1701 СБ ООН также призывает правительство Ливана обеспечить безопасность своих границ и просит ВСООНЛ «оказать помощь правительству Ливана по его просьбе».

Осуществление Резолюции 1701 СБ ООН

По мнению ВСООНЛ, «Любое несанкционированное пересечение «Голубой линии» по суше или по воздуху с любой стороны представляет собой нарушение резолюции 1701 Совета Безопасности». ВСООНЛ отслеживают нарушения резолюции 1701 СБ ООН, а Генеральный секретарь ООН регулярно отчитывается перед Советом Безопасности ООН о выполнении Резолюции 1701 СБ ООН. В этих отчетах перечислены нарушения со стороны «Хизбаллы», такие как строительство подземных туннелей, пересекающих «Голубую линию», а также нарушения со стороны Израиля, такие как регулярные вторжения в воздушное пространство Ливана.

Численность и структура

Штаб-квартира ВСООНЛ находится в ливанском городе Накура, в 14 милях к югу от Тира. Их руководство сменяется между государствами, предоставляющими войска; с февраля 2022 года ВСООНЛ возглавляет генерал Арольдо Ласаро Саенс (Испания). По состоянию на август 2022 года ВСООНЛ размещают около 9 900 военнослужащих из 48 стран в зоне площадью 1060 кв. км, что примерно на треть меньше американского штата Род-Айленд. Крупнейшими странами, предоставляющими войска, являются Индонезия, Италия, Индия, Гана и Непал. (Силы США не участвуют в ВСООНЛ). Мандат ВСООНЛ подпадает под главу VI Устава ООН. Устав, который допускает применение силы главным образом в целях самообороны, а не Глава VII, которая позволила бы принуждать к насилию военными средствами. С 1978 года ВСООНЛ сообщили о 325 погибших. Три четверти из них произошли до 2000 года.

Оперативная морская группа

Оперативное морское соединение (ОСМД) ВСООНЛ действует по всей длине ливанского побережья и помогает ливанским ВМС в предотвращении несанкционированного ввоза оружия или других материалов в Ливан. Возглавляемые Германией, силы состоят из пяти судов (по одному из Бангладеш, Германии, Греции, Индонезии и Турции). В декабре 2022 года Германия инициировала временную передачу командования операциями по перехвату на море от ВСООНЛ ливанским ВМС. ВСООНЛ заявили, что это «в конечном итоге позволит ливанским ВМС, впервые за 16 лет, взять под контроль операции по мониторингу и пресечению на море … В дальнейшем период оценки позволит оценить и определить, когда … военно-морские силы ЛВС будут готовы взять на себя эту жизненно важную роль».

Дебаты по поводу ВСООНЛ и политика США

Администрации США разошлись во мнениях по поводу миссии и численности ВСООНЛ. В 2020 году бывший посол США в Ливане Джеффри Фелтман охарактеризовал ВСООНЛ как стабилизирующее присутствие на юге Ливана, заявив, что удары «Хизбаллы» по «Голубой линии» значительно сократились с тех пор, как Резолюция 1701 (2006) Совета Безопасности ООН увеличила предельную численность войск ВСООНЛ с 2000 до 15 000 человек. Фелтман заявил: «Ценность ВСООНЛ в сдерживании «Хизбаллы» сводится к их размеру. Благодаря своей численности они, по сути, насыщают юг. Даже если они могут время от времени избегать контроля ВСООНЛ, как показывают туннели, «Хизбалла» не имеет почти полной свободы передвижения на юге, которой она пользовалась при «старых» масштабах ВСООНЛ». Администрация Баарка Обамы, признавая ограничения ВСООНЛ, в целом не стремилась изменить их мандат. В 2009 году Сьюзан Райс, тогдашний постоянный представитель США при Организации Объединенных Наций, заявила, что «в настоящее время ВСООНЛ ограничены мандатом, предусмотренным главой 6 … Укрепление мандата — это интерес, который, как я понимаю, разделяют многие хорошие люди на Холме. Мы, конечно, с пониманием относимся к этому, но я не думаю, что с практической точки зрения мы сможем заручиться поддержкой в Совете Безопасности, которая была бы необходима для существенного укрепления мандата … Мы, честно говоря, считаем, что … в целом роль, которую играют ВСООНЛ, скорее повышает ценность, чем наоборот, даже если мы хотели бы, чтобы они могли делать больше». Администрация Дональда Трампа, однако, утверждала, что патрули и контрольно-пропускные пункты ВСООНЛ имеют явно ограниченное применение, когда нарушающие стороны могут просто спрятать оружие и входы в туннели на так называемой «частной собственности». Официальные лица США и Израиля обвинили «Хизбаллу» в сокрытии оружия в нарушение Резолюции 1701 СБ ООН и настаивали на добавлении формулировки к мандату ВСООНЛ, который позволил бы получать им доступ к частной собственности и обыскивать ее на предмет оружия «Хизбаллы». Представители администрации Трампа раскритиковали правительство Ливана за то, что оно не способствовало доступу ВСООНЛ к ключевым объектам, таким как ливанские исходные пункты подземных туннелей «Хизбаллы». В ответ на давление США Совет Безопасности ООН добавил положения к ежегодным резолюциям, подтверждающим мандат ВСООНЛ. В 2017 году официальные лица США успешно выступили за формулировку, требующую от ВСООНЛ уведомлять Совет Безопасности всякий раз, когда они сталкиваются с блокпостами или другими препятствиями; теперь эти инциденты отмечены в докладах генерального секретаря ООН о выполнении резолюции 1701 СБ ООН. В 2019 году Совет Безопасности одобрил предложенную США формулировку, призывающую генерального секретаря оценить эффективность ВСООНЛ; в итоговом отчете были отмечены структурные недостатки. В 2020 году Совет Безопасности сократил максимальную численность сил ВСООНЛ с 15 000 до 13 000 военнослужащих. Тогдашний посол США в Организации Объединенных Наций Келли Крафт заявила: «Сокращение максимальной численности с 15 000 военнослужащих до 13 000 является важным шагом на пути к правильному определению миссии, которая в течение многих лет была перегружена ресурсами, учитывая ограничения на ее свободу передвижения и доступа». В бюджетном запросе администрации Джо Байдена на 2023 финансовый год говорится, что «наиболее эффективные функции ВСООНЛ, включая их механизм связи и патрулирование вдоль «Голубой линии», будут приносить пользу, даже когда «Хизбалла» препятствует свободе передвижения миссии и ограничивает доступ, препятствуя полному выполнению мандата ВСООНЛ». В резолюции от августа 2022 года, повторно санкционирующей мандат ВСООНЛ (Резолюция СБ ООН 2650), было подтверждено, что в соответствии с соглашением о статусе сил 1995 года между Ливаном и Организацией Объединенных Наций «ВСООНЛ не требуют предварительного разрешения или разрешения для выполнения возложенных на них задач и … уполномочен проводить свою операцию независимо». Как сообщается, формулировка предназначена для противодействия тому, что ВСООНЛ назвали «дезинформацией» среди некоторых жителей о том, что ВСООНЛ не уполномочены патрулировать без присутствия ЛВС. В оценке ВСООНЛ, проведенной генеральным секретарем ООН в 2020 году (S/2020/473), говорится, что в некоторых случаях местное население препятствовало патрулированию ВСООНЛ, если их не сопровождали ЛВС. Лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла назвал резолюцию «нарушением суверенитета Ливана». Резолюция СБ ООН 2650 также продлила еще на шесть месяцев действие положения, содержащегося в Резолюции СБ ООН 2591 (2021), уполномочивающего ВСООНЛ принимать «временные и специальные меры» для оказания помощи ЛВС путем предоставления продовольствия, топлива, медикаментов и материально-технической поддержки.

Смерть миротворца ВСООНЛ в 2022 г.

По данным ирландских сил обороны, 14 декабря 2022 года ирландский военнослужащий, служивший в ВСООНЛ, погиб, когда колонна из двух бронированных машин, перевозивших восемь человек в Бейрут, попала под «огонь из стрелкового оружия». По словам министра иностранных дел и обороны Ирландии, инцидент произошел в деревне Аль-Акбия, к югу от Сидона, когда «толпа напала» на автомобиль, в котором ехал погибший. Детали инцидента остаются неясными и расследуются отдельно ВСООНЛ, Ирландией и Ливаном. «Хизбалла» отрицает свою причастность к тому, что она назвала «непреднамеренным инцидентом».

Вопросы для Конгресса

Финансирование США. Соединенные Штаты предоставляют начисленное финансирование ВСООНЛ через счет взносов на международную миротворческую деятельность (CIPA) в ежегодных государственных / иностранных счетах ассигнований на операции. На 2023 финансовый год оценочный взнос США для ВСООНЛ составляет 143 млн. долл. Текущая оценка миротворческой деятельности США (включая ВСООНЛ) составляет 26,94%. С середины 1990-х годов Конгресс ограничил выплаты США на миротворческие операции на уровне 25%, что привело к накоплению задолженности США (около 1 млрд долларов с 2017 финансового года). Бюджетный запрос администрации на 2023 финансовый год включает 730,3 млн долл.

Мандат ВСООНЛ. Законодательство 2022 финансового года предписывало администрации информировать комитеты об ассигнованиях «до будущих переговоров о продлении мандата ВСООНЛ». В конце 2022 года ВСООНЛ сообщили, что им «еще предстоит получить полный доступ к нескольким объектам, представляющим интерес», включая объекты «Зеленых без границ», туннели, пересекающие «Голубую линию», и полигоны за пределами государственного контроля. Законодатели могут рассмотреть вопрос о том, следует ли администрации стремиться к тому, чтобы СБ ООН ограничил, расширил или иным образом изменил мандат ВСООНЛ для повышения их эффективности.

52.27MB | MySQL:103 | 0,849sec