Хартум и Джуба: отделиться нельзя объединиться

Мы уже неоднократно писали о том, что наиболее приемлемым сценарием развития ситуации в Судане является спокойное отделение Юга от Севера с последующим образованием независимого и стабильного южносуданского государства. Однако этот сценарий так и останется нереализованным, пока не будут устранены три главных препятствия на пути окончательного решения южносуданской проблемы – раздел суданских нефтяных месторождений, обеспечение безопасности населения в Южном регионе и традиционные установки хартумских политических элит на сохранение единства страны любой ценой, пусть даже речь идет о благополучии собственных граждан.

Начнем с первой проблемы: как разделить между Югом и Севером суданскую нефть? И для Джубы (98% доходной части южносуданского бюджета образуют доходы от нефти), и для Хартума (более 70% всей выручки от продажи нефти идет на нужды обороны) это крайне болезненный вопрос. Фактически, все, что сейчас скрепляет Юг с Севером это нефтепровод от месторождения Хеглиг до Порт-Судана протяженностью 1400 миль. Не будь его, как и проблемы с дележом месторождений (допустим, они бы все находились в общепризнанных пределах Северного Судана), то референдум бы о провозглашении южносуданской независимости выгоден был бы в первую очередь Хартуму, а потому прошел бы легко и на ура с результатом «четыре девятки»: 99,99 % южносуданцев проголосовали бы за независимость от Севера, которому теперь не нужно делиться нефтяными доходами с южанами.

Однако в реальности все по-иному: нефтепровод и месторождения играют одновременно роль как стабилизирующего фактора в отношениях между Югом и Севером (пусть Хартум обсчитывает Джубу в нефтедолларах, зато деньги стабильно идут в Южный регион, а в случае войны Юг их непременно лишится), так и дестабилизирующего (в конечном итоге и Хартум и Джуба хотят получить полный контроль над ключевыми месторождениями, исключив соперника из этого бизнеса, пусть даже придется ради этого начать войну). Пока эти два момента взаимно уравновешивают друг друга, но если к 2011 г. не будет найден обоюдный компромисс по поводу владения и распоряжения суданскими нефтяными ресурсами, то этому равновесию придет конец.

Как же решить данную проблему, не ввергая Судан в пучину очередной гражданской войны? Тут можно предложить несколько мер с прицелом на отделение

Южного Судана от Северного:

— Во-первых, провести полномасштабное обследование всех суданских нефтяных месторождений, как действующих, так и потенциальных, на предмет запасов нефти.

На основе этих сведений необходимо определить стратегически важные месторождения, чтобы затем путем специальных консультаций и переговоров разделить их между Югом и Севером, зафиксировав это специальным соглашением.

— Во-вторых, подготовить высококвалифицированных южносуданских специалистов в области разведки, добычи и продажи нефти.

— В-третьих, решить вопрос с маршрутом транспортировки южносуданской нефти.

— В-четвертых, выработать детальный протокол о режиме совместного использования нефтяных месторождений и нефтепроводов.

Разумеется, быстро провести эти меры в жизнь не получится, но если обе стороны хотят перейти от состояния ожидания войны к полноценному развитию своих территорий, то это единственный путь. В настоящий момент мы же можем наблюдать совершенно другой расклад: Север использует нефтедоллары, чтобы удерживать Юг от отделения, но при этом в Южном регионе Хартум интересует только нефть. Этот порочный круг необходимо разорвать, причем политическими, а не военными методами.

Кроме этого, Джубе предстоит, используя доходы от добычи и продажи своих полезных ископаемых, выстроить как можно более эффективную систему управления, ибо залог процветания будущего южносуданского государства вовсе не обширные нефтяные поля, а четко отлаженный государственный механизм.

Второй по порядку, а не по значимости, проблемой, мешающей нормальному ходу процесса постепенной подготовки Юга к суверенному этапу своего развития, является безопасность населения, а вернее её полное отсутствие. Недавние события в штате Джонглей наглядное тому подтверждение: 20 сентября с.г. в местечке Дук Падиет (территория племени динка-бор) в результате вооруженного нападения племенного ополчения лоу-нуэр под командованием Чибитека Мабилу было убито 47 гражданских лиц и 29 представителей официальных силовых структур (11 военнослужащих СНОА, 11 бойцов сил безопасности, 6 офицеров полиции и двое сотрудников тюрьмы).

По мнению южносуданских властей эта атака не очередной акт вечной борьбы племен за скот, пастбища и землю, а целенаправленный удар по позициям и авторитету южносуданского правительства. Чтобы противостоять этой угрозе Джубе помимо военных мер, нужно активно привлекать на свою сторону население проблемных районов, решая их споры путем поиска более или менее выгодных компромиссов между племенами, начать назначать на ответственные посты в этих районах не только выходцев из динка или бор, но и других племен, нивелируя тем самым трайбалистский фактор, пресечь коррупцию в управленческом аппарате, снизить расходы на него, а освободившиеся средства направить на решение неотложных социально-экономических проблем региона.

Третья проблема, кажущаяся по сравнению с вопросами о дележе нефти и безопасности на Юге, незначительной, в действительности гораздо сложнее, нежели первые две проблемы. Ведь речь идет о том, что ради будущего успешного развития Северного Судана Хартуму придется отказаться от важнейшего постулата своей внутренней и внешней политики – сохранение национального единства любой ценой. Чтобы не быть голословным напомним, что вся история современного Судана, начиная с 1956 года и заканчивая настоящим временем, была чередой безуспешных попыток включить южные провинции страны в состав единого арабизированного и исламизированного суданского государства и силой удержать их там.

К настоящему времени у Судана есть только один вариант остаться единым: превратиться в подлинно светское государство. Но это в нынешних условиях невозможно (в августе с.г. президент О.аль-Башир, комментируя дело южносуданской журналистки, наказанной в Хартуме шариатским судом за неподобающий канонам ислама вид одежды, заявил, что он и его соратники поклялись «защищать шариат» и «не нарушат нашу клятву»).

Таким образом, для прекращения более чем полувекового конфликта между Югом и Севером, последнему придется пойти на радикальную трансформацию своей политико-идеологической системы, признав Южный регион особым случаем, когда ради безопасности нации стоит пойти на признание части территории страны в качестве независимого государства, так как другого варианта нормализации отношений по линии Джуба-Хартум попросту не существует.

Подобная трансформация по определению не может пройти безболезненно как для политического истеблишмента, так и для части рядовых суданцев, но без этого у Судана попросту нет будущего: южане не могут существовать в рамках нынешнего шариатского Судана, отказ им в независимости даст повод к новому конфликту, который может стать фатальным для всего суданского государства.

При этом крайне важно для ведущих суданских политических сил сместить наконец акценты с сохранения единства страны на всемерное развитие её регионов, повышения и выравнивания их социально-экономического уровня. Только в этом случае удастся решить проблему Дарфура, Южного Кордофана и других сложных районов Судана, добившись от местного населения в обмен на высокий уровень жизни лояльности к Хартуму.

В завершении стоит сказать, что наиболее вероятным сценарием является конфликтное отделение Юга от Севера в 2011 году, сопряженное с высокой вероятностью начала полномасштабной гражданской войны. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и выборы 2010 года, так как в том случае если их результаты категорически не устроят Джубу, то она может в одностороннем порядке пойти на провозглашение независимости Южного Судана и это может привести к национальной катастрофе в виде развала суданского государства.

Однако пока мы можем надеяться на то, что и в Хартуме, и в Джубе над чувствами возобладает сдержанность и прагматизм, а этот кошмарный сценарий так и останется нереализованным. В любом случае для Хартума, как и, собственно, для Джубы принципиально важно за оставшиеся до deadline 2011 время решить проблемы дележа нефти, безопасности на Юге и политических установок на сохранение целостности страны любой ценой. Без этого надеяться на счастливое разрешение главного вопроса Судана «отделиться нельзя объединиться» невозможно.

52.25MB | MySQL:103 | 0,499sec