Аналитики Института Ближнего Востока Национального университета Сингапура указывают, что последний по времени саммит G20 не только символически повысил статус Индонезии в Азиатско–Тихоокеанском регионе и подтвердил роль Джакарты в качестве политического стабилизатора и экономического тяжеловеса для АСЕАН, но вместе с тем более выпукло обозначил перспективы развития сотрудничества Индонезии со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Индонезия в настоящее время сталкивается с несколькими серьезными проблемами в области развития. Она катастрофически отстает от региона в уровне развития инфраструктуры, что диктует необходимость модернизации для поддержки внутреннего рынка разросшегося островного государства. Дороги, порты, аэропорты, телекоммуникации – все это нуждается в расширении. Но прогресс на этом направлении напрямую зависит от прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые Индонезия стремится максимально мобилизовать. В этой связи президент Индонезии Джоко Видодо после оценки потенциальных инвесторов, предсказуемо направился прямо в Персидский залив. Арабские связи с Индонезией уходят вглубь веков. Прибытие моряков из Южной Аравии для торговли специями способствовало распространению ислама на архипелаге. Ислам вскоре стал доминирующей религией, укрепив прочные связи между индонезийскими островами и Аравией, поскольку паломники устремились в Мекку. Эта близость остается прочной связью, поскольку многие индонезийцы нашли работу в странах Персидского залива. Помимо экономической взаимодополняемости, общая религия, культура и общее наследие помогли сделать страны Персидского залива естественными партнерами Индонезии. Джоко Видодо посетил Катар, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Бахрейн в поисках инвестиций, что привело к заключению целого ряда соглашений, при этом энергетика и сельское хозяйство занимают важное место в повестке дня. Тем не менее, не все страны ССАГПЗ демонстрируют равную динамику в этом направлении. Амбициозный план Саудовской Аравии стать партнером в строительстве крупного нефтеперерабатывающего завода на Центральной Яве увяз в спорах по деталям, что привело к провалу переговоров. Этот эпизод на сегодня приостановил крупномасштабные инвестиции Саудовской Аравии в Индонезию. Джоко Видододо помимо ОАЭ, совершил визиты на Катар и Бахрейн, пытаясь привлечь ПИИ из их суверенных фондов благосостояния, но пока это только проекты. Реальный прогресс в рамках привлечения инвестиций был достигнут только в случае с ОАЭ. Во время государственного визита в Индонезию наследный принц Мухаммед бен Заид пошел на в общем-то неожиданные шаги в рамках удовлетворения просьбы Джоко Видодо о партнерстве с ОАЭ в области экономического развития. После взаимных визитов ОАЭ выделили Индонезии инвестиции на сумму около 42 млрд долларов США в широкий спектр областей, включая энергетику, здравоохранение, цифровизацию дорожной инфраструктуры, сельское хозяйство и портовую инфраструктуру. Приверженность партнерству ОАЭ в финансировании планируемой новой столицы Индонезии, Нусантары, является еще одним положительным моментом этого сотрудничества. В итоге именно ОАЭ на сегодняшний день являются главным инвестором Индонезии из аравийских монархий. Растущие отношения были скреплены хорошими межличностными отношениями между двумя лидерами. Абу–Даби даже включил Индонезию в круг своих ближайших экономических партнеров, когда подписал Соглашение о всеобъемлющем экономическом партнерстве (CEPA) с Джакартой. В сочетании с соглашением о свободной торговле CEPA обеспечивает льготный доступ экспорту из ОАЭ на огромный индонезийский рынок.
В целом наступление Джакарты в Персидском заливе было продуктивным, хотя некоторые обещания остались невыполненными. Главный итог — ОАЭ выделяются своей твердой приверженностью развитию Индонезии. При этом еще неизвестно, помогут ли «Соглашения Авраама» вовлечь в этот процесс Израиль с учетом того. что Джоко Видодо всячески сопротивлялся призывам Соединенных Штатов нормализовать двусторонние отношения с Израилем, опасаясь, что общественное мнение еще не готово даже к тайным деловым связям. Кроме того, Индонезия не только является благодатной почвой для ориентированных на проекты ПИИ стран Персидского залива. Будучи самой густонаселенной страной с мусульманским большинством, она обладает уникальным политическим, демографическим и культурным весом в исламском мире. Всегда стремясь к сохранению собственной роли в исламском мире, Индонезия решительно отвергла попытки извне превратить ее в очаг экстремистской прозелитизации ваххабитского толка. И это помимо прочего серьезно тормозит экономическое сотрудничество с двумя главными ваххабитскими спонсорами из Персидского залива в лице КСА и Катара. Но не только. Основополагающая идеология индонезийского государства Панчасила предполагает, что его граждане равны в правах и обязанностях независимо от этнической принадлежности или религии. ОАЭ, в которых проживает многочисленное иностранное сообщество, в десять раз превышающее численность его коренного населения, придерживается иной точки зрения. Реформы ОАЭ и индонезийское законодательство в этой сфере движутся в противоположных направлениях. Тем не менее, было бы ошибкой придавать слишком большое значение идеологии и религии в отношениях между ССАГПЗ и Индонезией. Индонезия будет следовать своим собственным курсом, независимо от того, откуда поступают ПИИ. Это также позволит ей избежать чрезмерной зависимости от какого–либо одного источника инвестиций. Являясь важным партнером в Персидском заливе, Индонезия продолжит использовать свои относительные преимущества, чтобы конкурировать с другими странами региона за инвестиции стран Персидского залива, одновременно диверсифицируя экономические связи и другими странами АСЕАН, том числе прежде всего с Китаем, Южной Кореей, Сингапуром и Японией.